Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция Третьей республики.
Традиционный для Франции разброс политических убеждений и интересов, наличие многочисленной прослойки мелких и средних предпринимателей, стремившихся к самостоятельному участию в политической жизни Третьей республики, отсутствие уже сложившихся политических партий предопределили возникновение достаточно пестрой многопартийной системы. С политической арены окончательно сошли монархические группировки, но на их месте возникло множество разновидностей республиканских партий ("умеренные" республиканцы, республиканская левая и т. д.). К концу XIX в. влиятельной партией стали радикалы. Большинство политических партий Третьей республики в организационном отношении были аморфными, часто разваливались, перегруппировывались, существовали лишь как парламентские фракции. В конце 70-х гг., оправившись от жестоких репрессий, на путь создания собственной политической партии встали и социалистические силы Франции. Этот путь был непростым из-за серьезных политических разногласий в самом лагере социалистических сил и в руководстве партии. Разногласия привели партию к расколу, который был преодолен только в 1905 г.
Основные изменения в государственном строе Третьей республики:
· сокращение власти президента: с 80-х гг. 19 в. (с Ж. Греви) президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.); на пост президента стали подбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели (Дешанель, Думерг и т. п.). · Большая часть правомочий президента фактически перешла парламенту и правительству. В 1884 г. в обстановке оживления демократического движения в стране были приняты некоторые важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; был изменен порядок комплектования сената. (Категория пожизненных назначаемых сенаторов упразднялась— теперь их всех избирали выборщики от коммун; причем коммуны с большей численностью населения избирали большее количество выборщиков). · правительственная власть практически приобретала все большую самостоятельность по отношению к парламенту:
Многопартийность палаты исключала устойчивое большинство, а без него не было устойчивого правительства. Средняя продолжительность кабинетов составляла 8 месяцев. За 39 лет - с 1875 по 1914 гг. - сменилось 48 правительств. Но, как это ни странно, кабинеты свергались и сменялись, а министры, их составлявшие, оставались. Происходила некоторая перестановка мест, перемещение с поста на пост. Свержение правительств было чаще всего результатом запросов, делаемых членам кабинета или премьеру, причем нередко по второстепенным вопросам. Несмотря на постоянную угрозу свержения, кабинет министров и особенно его глава приобретали все большую власть. В тех случаях, когда нельзя было рассчитывать на поддержку палат, они проводили свою линию явочным порядком, ставя парламент перед фактом. Правительственные акты (" регламенты ") превосходили как по численности, так и по значению законодательство парламента. · Местного самоуправления не существовало. Реальная власть в департаментах принадлежала ставленникам правительства: Во главе администрации департамента стоял префект, назначаемый президентом, но практически подбираемый министром внутренних дел и подчиненный последнему. Выборные генеральные советы в департаментах, ведавшие вопросами чисто местного значения (строительством школ, дорог и т. п.), фактически находились в зависимости от префекта, т.к. не имели своих собственных исполнительных органов и при вынесении решения должны были обращаться за помощью к префекту. Таким образом, в конце XIX в. в стране утвердилась парламентская республика. Парламент занял доминирующее положение в государственном механизме. Это прежде всего неограниченные полномочия в области законодательства и расширение влияния на деятельность правительства. Совет министров формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах и составивших парламентское большинство. Правительство ответственно перед парламентом (вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство выйти в отставку). Произошло умаление власти президента. Наделенный конституционными законами значительными полномочиями, он на практике не оказывал существенного влияния на государственную работу.
Глоссарий
АКТИВНЫЕ ГРАЖДАНЕ - по Конституции 1791 г. французские граждане - мужчины старше 25 лет, оседло проживающие в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу. Обладали активным избирательным правом АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право граждан избирать в органы государственной власти и выборные органы местного управления БЛАНКИСТЫ - последователи О. Бланки. "БОЛОТО " - центристское большинство (500 из 750 депутатов) Конвента, состоявшее из торговцев и промышленников. Официально не примыкали ни к жирондистам, ни к якобинцам, но в силу складывающихся условий поддерживали сильнейшую политическую группировку. Являлись колеблющимся элементом представительного органа БОНАПАРТИЗМ - политический режим, установившийся в период правления Наполеона Бонапарта (1804 -1814 гг.) и его племянника Луи Бонапарта (1851 - 1870 гг.). Характеризовался укреплением личной диктаторской власти, управлением методами военно-полицейского террора при опоре на армию, ростом бюрократического аппарата, возрождением могущества церкви, лавированием между интересами буржуазии и пролетариата "ВАНТОЗСКИЕ ДЕКРЕТЫ " - приняты 26 февраля и 3 марта 1794 г. якобинским Конвентом. Предусматривали бесплатный раздел имущества "подозрительных" (врагов революции) среди неимущих ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (1789Г.) (ФРАНЦИЯ) -сформулировала основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Декларация относила к "естественным и неотъемлемым" правам человека свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. ЖАНДАРМЕРИЯ - полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные функции внутри страны ЖИРОНДИСТЫ - провинциальная средняя торгово-промышленная буржуазия, занявшая большинство в конвенте на втором этапе революции. КОНВЕНТ - высший орган государственной власти при якобинцах. Ему принадлежало право издания и толкования законов. КОНТРАССИГНАТУРА - подписание нормативного акта, помимо президента, министром (премьер-министром), на которого возлагается ответственность за этот акт. КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ -одна из комиссий Конвента. Наделенный правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду врагов республики, этот комитет стал одним из важнейших органов в системе якобинской диктатуры. ЛЕГИТИМИСТЫ - монархисты, сторонники конституционной монархии Людовика XVIII (1814-1830 гг.). ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН - конституционный нормативный акт во французском публичном праве. ОРЛЕАНИСТЫ - монархисты, сторонники конституционной монархии Луи Филиппа Орлеанского (1830-1848 гг.). ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1871 Г. -вошла в историю как первая попытка создать совершенный тип государства. ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО -право граждан быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления и на выборные государственные должности
ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ (1791 Г.) -Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем. ПЛЕБИСЦИТ - опрос населения по вопросам государственной важности, синоним термина "референдум" ПРУДОНИСТЫ - последователи П.-Ж. Прудона РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТРИБУНАЛ -занимал важное место в системе новой власти. В нем вводилось ускоренное судопроизводство, приговоры считались окончательными, а единственным наказанием была смертная казнь. ХАРТИЯ 1830 Г. -новая конституция во время июльской монархии во главе с королем Луи-Филиппом. Хартия несколько расширила гражданские права, снизила имущественный и возрастной цензы для избирателей. ФЕЛЬЯНЫ - представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства. Доминировали на первом этапе революции. ЯКОБИНЦЫ - представители мелкой и части средней буржуазии, ремесленников и крестьянства, радикальное течение на последнем этапе революции.
Вопросы для самоконтроля:
· Какие обычно выделяют периоды Великой французской буржуазной революции? · Какова правовая характеристика Декларации прав человека и гражданина 1789 г.? · В чем сущность и значение первой французской Конституции 3 сентября 1791 г.? В чем выразился ее консервативный характер? · Кто такие активные и пассивные граждане? · Чем идея национального суверенитета отличается от идеи народного суверенитета? Каким образом эти принципы отражены в Конституции? · Какие принципы стали главными в Конституции и Декларации прав человека и гражданина 1793 г.? · Перечислите основные нормативные акты, оформившие консульство и империю Наполеона Бонапарта. · Почему Конституцию 1799 г. называют псевдодемократичной? · Какова правовая характеристика Конституции Второй французской республики 1848 г.? · В чем принципиальное отличие Конституции Третьей республики 1875 г. от Конституции Второй республики? · Какова историко-правовая судьба Гражданского Кодекса Наполеона 1804 г.? · Каковы основные положения Уголовного Кодекса 1810 г.?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.118 (0.012 с.) |