![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические положения по оценке результативности портовых особых экономических зон
Создание и функционирование портовых особых экономических зон в полной мере отражает широкий спектр факторов влияния транспорта на экономическое и социальное развитие страны, ее региональное выравнивание, обеспечивающее реабилитацию депрессивных территорий и создающее дополнительный импульс региональным точкам роста. При этом потенциал портовых особых экономических зон обуславливает их значимость как эффективного способа решения ряда ключевых проблем модернизации и развития экономики России: · привлечение инвестиций. Так, например, в уже созданных портовых особых экономических зонах в Хабаровском крае (срок реализации проекта 49 лет - с 2008г. до 2056 г.), Ульяновской области (срок реализации проекта 2009-2057гг.) и Мурманске (срок реализации проекта 2011- 2059 гг.) планируется привлечение инвестиций в размере 86,713 млрд. руб., в том числе, в развитие портовой инфраструктуры - 20,4 млрд. руб. (Хабаровский край), 100 млрд. руб. (Ульяновская область) и 150 млрд. руб. (Мурманск); · диверсификация экономики, т.е. ликвидации ее моноструктурного характера и сырьевой ориентации; · преодоление инфраструктурных ограничений роста. Так, например, ПОЭЗ в Хабаровском крае за период реализации проекта позволит увеличить грузооборот минимум до 25-30 млн. тонн, ПОЭЗ в Мурманске обеспечит рост грузооборота до 100 млн. тонн; в результате реализации Мурманской ПОЭЗ доля транспорта в ВРП вырастет в два раза; · переориентация экономической стратегии на экспортную специализацию, ведущей к активизации внешней торговли, реализации транзитного потенциала страны; · увеличение бюджетных поступлений. Так, ПОЭЗ в Хабаровском крае обеспечит рост суммарных доходов бюджетов на 427 млрд. руб. [1] Многоплановое влияние портовых особых экономических зон на экономическое и социальное развитие страны должно найти отражение в оценке их результативности. При этом под результативностью в данном контексте понимается уровень достижения целей создания ПОЭЗ. В настоящее время проблема оценки результативности ПОЭЗ находится в стадии становления. В науке, практике и законодательно-нормативном поле России следует выделить лишь отдельные источники, которые содержат ряд общих или частных позиций в отношении этой проблемы:
· проводимая Счетной палатой Российской Федерации и представленная в ее отчете «Проверка эффективности результатов деятельности особых экономических зон Калининградской и Магаданской областей с учетом использования таможенных и налоговых льгот»[2], включающая только элементы контроля, подведомственные Счетной палате; ·постановление Правительства Калининградской области "Об утверждении порядка оценки эффективности налоговых льгот"[3], которое охватывают только налоговые льготы и не дает системного представления о результативности деятельности зоны; ·разработанный Минэкономразвития России общий подход к формированию критериев и оценки результативности и эффективности инвестиционных проектов в рамках зон;[4] ·научные работы М.В. Лозовской, направленные на совершенствование оценки эффективности функционирования ОЭЗ, при сохранении видов эффективности, предложенных в Постановлении по ОЭЗ в Калининграде, и предусматривающих узкий спектр оценки эффективности.[5] Следует отдельно остановится на разработанной Российским экономическим университетом им. Г.В.Плеханова и компанией ФОК (финансовый и организационный консалтинг) методике контроля и мониторинга[6] реализации проектов ОЭЗ, в которой также содержатся подходы к оценке результативности. Общая схема проведения мониторинга, содержащаяся в методике, представлена на рис. 4.1. Спектр деятельности схемы мониторинга имеет системный характер, включающий конечные и непосредственные результаты деятельности на уровне региона и на уровне федерации – ОАО «ОЭЗ» (ОАО «ОЭЗ» является управляющей компанией по созданию и развитию всех ОЭЗ в России, 100% акций которой принадлежит государству). Тем не менее, данная методика не содержит идентификации непосредственных результатов деятельности на уровне региона и федерации.
Математические модели оценки влияния непосредственных результатов на достижение конечных результатов
Рис. 4.1. Общая схема проведения мониторинга
В целом, представленные выше нормативные и научные материалы в силу ограниченности их целей и задач (по отношению к исследуемой проблеме) могут лишь частично использоваться при обосновании методических положений по оценке результативности портовых особых экономических зон. Такая оценка должна осуществляться на основе следующих принципов: 1. Соответствие проекта портовых особых экономических зон стратегии развития транспорта России и стратегическим приоритетам развития экономики страны в целом и ее регионов; 2. Комплексный подход, отражающий многообразие влияния портовых особых экономических зон на экономическое развитие страны; 3. Использование системы качественных и количественных критериев оценки результативности и их аккумуляция в интегральную оценку результативности. 4. Выделение показателей непосредственных и конечных количественных результатов, отражающих влияние ПОЭЗ на региональную и национальную экономику. Таким образом, формирование оценки результативности портовых особых экономических зон на основе названных принципов предполагает выделение такой оценки на основе качественных критериев, количественных критериев и интегральной оценки. Значимость каждого из количественных и качественных критериев определяется на основе балльной системы оценки по каждому из указанных критериев. При этом вводимый балл предлагаемой оценки варьируется от 0 до 1. Высший балл, равный 1, отвечает требованиям законодательно-нормативных актов по исследуемой проблеме. Оценка результативности портовых особых экономических зон на основе качественных критериев (Р1) осуществляется в соответствии с формулой:
∑ẞ1i Р1 = 100%, (4.1) K1 - K1 н где: ẞ1i - балл оценки i-ого качественного критерия (варьируются от 0 до 1); K1 - общее число качественных критериев; K1н - число критериев, не применимых к конкретной портовой особой экономической зоне.
Оценка результативности портовых особых экономических зон на основе количественных критериев (Р2) рассчитывается по следующей формуле:
Р2 = ∑ẞ2i х d i %, (4.2) где: ẞ2i - балл оценки i-ого количественного критерия; d i - весовой коэффициент i-ого количественного критерия, в процентах; при этом сумма весовых коэффициентов по всем количественным критериям составляет 100%. Интегральная оценка результативности портовых особых экономических зон (Р инт) определяется как средневзвешенная сумма оценок результативности на основе качественных и количественных критериев по следующей формуле:
Р инт = 0.2Р1 + 0.8 Р2 %, (4.3)
где: 0,2 и 0,8 -–весовые коэффициенты оценок результативности на основе качественных и количественных критериев соответственно[7].
Корректность оценок результативности портовых особых экономических зон определяется существенностью и полнотой качественных и количественных критериев результативности. Оценка результативности портовых особых экономических зон предлагается осуществлять на основе следующих качественных критериев, разработанных в соответствии с вышеизложенными теоретическими позициями исследования:
1. Наличие четко сформулированной цели и задач государственного мегапроекта – ПОЭЗ[8] - с определением показателей результатов его осуществления. Высший балл (равный 1) по данному критерию присваивается, если в концепции ПОЭЗ и обосновании экономической целесообразности объемов и сроков осуществления строительства (реконструкции) портового комплекса представлена четкая формулировка конечных социально-экономических результатов реализации мегапроекта и определены характеризующие их количественные показатели[9]. 2. Соответствие цели мегапроекта ПОЭЗ приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии развития транспорта до 2030 года. Балл, равный 1, присваивается проекту, если его цель соответствует одному из приоритетов и целей в указанных документах. 3. Соответствие цели ПОЭЗ приоритетам и целям, определенным в долгосрочных (федеральных), региональных и ведомственных целевых программах (ДЦП, РЦП, ВЦП). Обоснованием комплексного подхода к реализации конкретной проблемы в рамках мегапроекта ПОЭЗ (балл, равный 1) является соответствие цели проекта портовой особой экономической зоны задаче программного мероприятия, решение которой обеспечивает реализация проекта. 4. Необходимость строительства (реконструкции) портовой инфраструктуры в ПОЭЗ только в рамках государственно-частного партнерства. Балл, равный 1, присваивается проектам в рамках мегапроекта, по которым финансирование портовой инфраструктуры осуществляется совместно государством и бизнесом. 5. Расширение спектра деятельности портового хозяйства и изменение статусов территории портов в соответствии с изменением таможенного режима. Так, в рамках мегапроекта осуществляются изменения статуса территории морского порта как «таможенного склада временного хранения», являющегося низким статусом для портового перегрузочного комплекса, предоставляющего услуги по перевалке внешнеторговых и транзитных грузов, что обуславливает некачественное предоставление клиентуре услуг в международном сообщении по сравнению с портами сопредельных государств. Переход к новому более высокому таможенному статусу – таможенному статусу портовых особых экономических зон ведет к повышению качества услуг, предоставляемых в ПОЭЗ. Балл, равный 1, присваивается мегапроектам, функционирование которых обеспечивает развитие комплекса услуг в портовой ОЭЗ, соответствующее законодательным требованиям (осуществление диверсификации деятельности резидентов ПОЭЗ).
6. Обоснование факторов необходимости создания конкретной ПОЭЗ. Типичным примером является создание ПОЭЗ в Хабаровском крае и в Мурманске, где представлено обоснование этих факторов. Балл, равный 1, присваивается при наличии концепции, в которой отражены цели создания ПОЭЗ, отвечающие законодательству, определена невозможность их реализации без режима зонирования, а также идентифицированы специфические факторы необходимости создания ПОЭЗ, отражающие особенности конкретной ПОЭЗ. 7. Обоснование обязательности государственного и муниципального софинансирования строительства или реконструкции порта и выполнение графика поступления государственных и муниципальных инвестиций. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в концепции которого осуществлено обоснование государственного софинансирования объектов портовой инфраструктуры, отражены объемы государственного (муниципального) софинансирования и заключено соглашение между региональными властями и ОАО «ОЭЗ» о создании на территории региона ПОЭЗ, предусматривающее график поступления государственных и муниципальных инвестиций. 8. Определение целесообразности привлечения иностранных консалтинговых компаний для разработки концепции ПОЭЗ. Балл, равный 1, присваивается, если консалтинговая компания побеждает в конкурсе по разработке концепции зоны; при этом в рамках конкурса принимают участие российские консалтинговые компании, имеющие практический опыт деятельности в этом направлении. 9. Наличие деловой, социальной инфраструктуры ПОЭЗ. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в рамках которого сформированы инфраструктурные объекты деловой и социальной направленности не менее чем на 50 % и предусмотрено их строительство на основе совместного финансирования государства и бизнеса. 10. Использование при реализации мегапроекта ПОЭЗ дорогостоящих строительных материалов, дорогостоящих машин и оборудования. Использование при реализации мегапроекта ПОЭЗ дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования признается обоснованным (балл, равный 1), если: а) заявителем обоснована необходимость использования дорогостоящих строительных материалов, дорогостоящих машин и оборудования; б) отношение сметной стоимости объекта капитального строительства/реконструкции к проектируемой мощности объекта не более чем на 5 процентов превышает значение соответствующего показателя по проекту-аналогу; в) отношение сметной стоимости объекта капитального строительства к общей площади объекта капитального строительства (кв. м) или строительному объему (куб. м) не более чем на 5 процентов превышает значение соответствующего показателя по проекту-аналогу.
При этом в качестве проекта-аналога должен использоваться проект, реализуемый (или реализованный) без использования дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования или (в случае необходимости использования дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования) проект-аналог, доля дорогостоящих материалов в общей стоимости строительно-монтажных работ и/или доля дорогостоящих машин и оборудования в общей стоимости машин и оборудования которого не превышает значения соответствующих показателей по рассматриваемому проекту. 11. Реализация на территории ПОЭЗ кластерного подхода. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в рамках которого сформирован отраслевой кластер, обеспечивающий эффективное развитие региональной экономики. 12. Повышение качества жизни населения ПОЭЗ. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в рамках которого: - средняя заработная плата работников превышает среднюю заработную плату по региону, в котором расположена ПОЭЗ; - индекс обеспечения населения жильем выше, чем региональный индекс; - уровень профессиональных форм заболеваемости ниже, чем в регионе; - уровень безработицы в пределах ПОЭЗ ниже, чем в регионе; - наличия образовательных учреждений разного уровня. Оценка результативности портовых особых экономических зон на основе количественных критериев в соответствии с выделенными принципами предусматривает выделение показателей непосредственных и конечных результатов. Такие критерии по отношению к ПОЭЗ разработаны на основе анализа концепций развития созданных портовых зон и их влияния на основные социально-экономические показатели развития региона и страны. Результаты проведенного анализа представлены в табл. 4.1. Таблица 4.1
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.118 (0.027 с.) |