Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Перинатальные аспекты психологииСтр 1 из 13Следующая ⇒
и психотерапии семьи Добряков И. В.................................................104 3.1. Зачатие................................................................................................................................. 105 3.2. Беременность.................................................................................................................... 106 3.2.1. Тест отношений беременной............................................................................ 110 3.3. Родовая травма................................................................................................................. 119 3.4. Постнатальный период.................................................................................................. 121 3.5. Стадии жизненного цикла семьи и семейное воспитание................................ 125 3.6. Перинатальная семейная психотерапия................................................................. 132 3.6.1. Психотерапия семьи, ожидающей ребенка................................................ 134 3.6.2. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка................... 135 3.6.3. Психотерапия детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, связанными с неблагоприятным течением перинатального периода.................................................................................... 138 Глава 4. Системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г....................... 140 4.1. Определение системной семейной психотерапии............................................... 140 4.2. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии....... 143 4.3. Основные техники системной семейной психотерапии.................................... 143 4.4. Модель интегративной системной семейной психотерапии............................ 149 4.5. Пример использования системной семейной психотерапии........................... 151 Глава 5. Аналитико-системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г............................................................................................................ 154 5.1. Интегративная модель аналитико-системной семейной психотерапии...... 154 5.2. Теоретическое обоснование использования психоанализа в семейной системной психотерапии....................................................................... 155 5.2.1. Сопоставление аналитических и неаналитических теорий развития личности............................................................................................... 155 5.2.1.1. Психоаналитические теории развития личности..........................155 5.2.1.2. Неаналитические теории развития личности................................ 164 5.2.2. Сопоставление фаз групповой динамики психотерапевтических групп и фаз жизненного цикла семьи.......................................................... 172 5.3. Метод и техники аналитико-системной
семейной психотерапии................................................................................................. 177 5.3.1. Пример аналитико-системной семейной психотерапии больной с фобиями................................................................. 179 Глава 6. Игровая семейная психотерапия Добряков И. В...........................183 6.1. Интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии......................183 6.2. Интеграция игровой и семейной психотерапии...................................................184 6.3. Определение и особенности игровой семейной психотерапии....................... 191 6.4. Показания и противопоказания к игровой семейной психотерапии............193 6.5. Некоторые формы и модели игровой семейной психотерапии......................194 Глава 7. Семейное психологическое консультирование Никольская И. М..........................................................................................................200 7.1. Общие сведения о психологическом консультировании..................................200 7.2. Цель, направления и технология семейного консультирования....................202 7.3. Организация консультативной беседы и техники ее проведения..................204 7.4. Стадии психологического консультирования.......................................................209 7.5. Случай психологического консультирования Полины А.................................216 Глава 8. Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии Никольская И. М...................................................................223 8.1. Задачи арттерапии в семейном консультировании и психотерапии.............223 8.2. Рисунки в индивидуальном и семейном консультировании и психотерапии взрослых клиентов..........................................................................226 8.3. Серийные рисунки и рассказы в детско-родительском консультировании............................................................................................................235 Глава 9. Психодрама в семейной психотерапии Эйдемиллер Э. Г.................269 9.1. Общие сведение об аналитической психодраме..................................................269 9.2. Аналитическая психодрама в работе с семьями...................................................274 Глава 10. Проективная сказка в диагностике и психотерапии семейных проблем Добряков И. В...............................................................280 10.1. Рассказывание историй как проективная техника............................................280 10.2. Сказка «Гуси-лебеди»...................................................................................................283
10.3. Индивидуальная форма работы с пересказом.....................................................288 10.4. Групповая форма работы с пересказом..................................................................298 Глава 11. Семейная расстановка Берта Хеллингера в системной психотерапии Никольская И. М......................................307 11.1. Феноменологические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера. 307 11.2. Практические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера................311 Заключение.................................................................................................................................320 Толерантность и идентичность современного психотерапевта Эйдемиллер Э. Г.................................................................................................................320 Литература..................................................................................................................................325 Приложение. Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3...................................................... 335 Введение Семейный диагноз — что это? В последние годы в нашей стране растет интерес к изучению психологии и психотерапии семьи. Семьей и ее проблемами начинают интересоваться не только специалисты в этой области (семейные психологи и психотерапевты), но также представители смежных дисциплин. На наших циклах «Психология и психотерапия семьи» и «Семейная психотерапия», проводимых сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии (заведующий кафедрой — профессор, доктор медицинских наук Э. Г. Эйдемиллер) Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, усовершенствование проходят самые разные специалисты: психиатры, психотерапевты, наркологи, невропатологи, педиатры, подростковые врачи, психологи разных специальностей, дефектологи, социальные работники и педагоги и т. д. С чем связан их общий интерес к семье, ее проблемам и методам семейной психотерапии? Вирджиния Сатир, известный американский психолог, пишет об этом так: «Сейчас мне совершенно ясно, что семья — это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, — ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей» (Сатир В., 1992, с. 15). В последние десятилетия современная семья в большинстве стран претерпевает серьезные изменения. По данным литературы можно выделить общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение внебрачных рождений. В нашей стране остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличение числа одиноких пожилых мужчин и женщин.
Многочисленные исследования показывают, что все семьи по-разному противостоят жизненным трудностям. Для одних последствием неблагоприятных воздействий будет нарастание семейных проблем: повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью, болезни, развод и пр. Другие же, напротив, под воздействием стресса увеличивают свою сплоченность и умножают усилия для преодоления кризиса и сохранения семьи. При этом тип семьи, а не наличие или отсутствие внешних и внутренних патогенных факторов определяет ее способность действовать конструктивно и справляться с жизненными проблемами. В этой связи мы выделяем два таких типа: 1) семьи нормально функционирующие, 2) семьи дисфункциональные. Нормально функционирующая (гармоничная) семья — это семья, которая функционирует в соответствии с нормами, созданными ею самой или заимствованными из окружающего социума. При этом норма здесь — это не та оценка, которую дает внешний наблюдатель, а аутохарактеристика семьи, отражающая все аспекты ее жизнедеятельности. В нормально функционирующей семье удовлетворяются базисные потребности ее членов (в безопасности и защищенности, в принятии и одобрении, в росте и изменениях, в самоактуализации). Это, с одной стороны, обеспечивает взаимную поддержку, а с другой — автономию членов. Все родственники связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют, а дополняют друг друга. Никто не узурпирует себе функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри семьи отсутствуют стойкие подгруппы, объединения одних членов против других. В таких условиях все возрастные трудности, все особенности разных типов акцентуаций личности в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дизадаптации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, более высокой резистентности к действию психических травм. Но одной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть признана нормально функционирующей, если она сама находится в конфликте с ближайшим окружением, изолирует себя от общества и даже противостоит ему.
Дисфункциональная (негармоничная) семья — та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявления горизонтальных и вертикальных стрессоров. Горизонтальные (нормативные) стрессоры — это критические точки прохождения семьей стадий жизненного Цикла. Вертикальные стрессоры подразумевают формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений представителям других. В некоторых случаях их действие способствует дифференциации функционирования семьи, а в иных представляет собой патологизирующее семейное наследование. Проявление горизонтальных и вертикальных стрессоров в дисфункциональных семьях, как правило, усугубляет их нарушения. Выраженная дисфункция формирует семейную роль «носитель симптома», которую принимает на себя член семьи, имеющий наименьший социальный статус вследствие разнообразных физических или психологических причин. В роли «носителя симптома» этот человек выступает важным звеном в сложном механизме патологической адаптации как индивида с нервно-психическим расстройством, так и семьи в целом. В семидесятых годах XX в. в нашей стране появилось понятие «семейного диагноза» (Эйдемиллер Э. Г., 1973; Мягер В. К, Мишина Т. М., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1990, 1999). Семейный диагноз — это выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и нервно-психических расстройств. Во-вторых — это определение тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода оказания психологической помощи (семейного консультирования и [или] психотерапии) и при ее осуществлении. Задача изучения и диагностики нарушений семьи является весьма сложной. В основе этого лежат следующие обстоятельства. 1. Сложность семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение индивидуально-типологические и личностные особенности ее членов; характер ее социального окружения; культурные нормы, обычаи, традиции; социально-экономические условия проживания. 2. Отсутствие единого подхода к исследованию семьи и единого понимания ее сущности. До настоящего времени еще не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи. Вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами к изучению семейной проблематики и семейной психотерапии. Особенно это характерно для нашей страны, в которой психология и психотерапия семьи находятся на начальном этапе своего развития.
3. Предметом изучения психологии и психотерапии семьи является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов. Следовательно, на формирование представлений о семье значительное воздействие оказывает обыденный опыт. Все мы рождаемся в семье и большую часть жизни в ней находимся, поэтому зачастую опираемся на ограниченные знания, пытаясь понять, что собой представляют семейные отношения вообще. 4. Скрытность (интимность) многих происходящих в семье событий, а также их изменчивость и отсутствие четких контуров. Задачи, стоящие перед специалистами, изучающими психологию и психотерапию семьи, можно разбить на три группы. 1. Выявление основных параметров семьи, которые необходимо учитывать при ее психологическом анализе. 2. Выбор методов для получения необходимых сведений о семье и для оказания на нее психологического воздействия. 3. Определение показаний к семейной диагностике и психотерапии, то есть решение наиболее общего вопроса: в каких случаях при изучении трудностей клиента или определенного нервно-психического расстройства необходимо обращаться к анализу семьи? Настоящее учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования: заведующим кафедрой, профессором, доктором медицин- ских паук Эдмондом Георгиевичем Эйдемиллером, доцентом кафедры, кандидатом медицинских наук Игорем Валерьевичем Добряковым и профессором кафедры, доктором психологических наук Ириной Михайловной Никольской. Учебное пособие предназначено в первую очередь для врачей и психологов, а также социальных работников, педагогов и других специалистов, работающих с семьями. В сжатом виде в нем представлены общие сведения о семье (ее функциях, структуре и динамике); описаны параметры семьи как системы; показаны факторы, ведущие к нарушениям ее жизнедеятельности; изложены современные методы семейной диагностики, методы и техники системной и аналитико-системной семейной психотерапии, игровой семейной психотерапии и семейного консультирования; показаны возможности использования в работе с семьями психодрамы, сказки и арт-методов. Специальная глава посвящена новому и актуальному направлению: перинатальной психологии и психотерапии. Теоретические положения и методические разработки проиллюстрированы многочисленными примерами из практики авторов и рисунками. Учебное пособие базируется на предыдущих работах авторов: монографиях Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицикиса «Семейная психотерапия» (Л.: Медицина, 1990) и «Психология и психотерапия семьи» (СПб.: Питер, 1999), хрестоматии «Семейная психотерапия» (составители Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2000), практикума «Системная семейная психотерапия» (под ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002), методических пособиях Э. Г. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М.: Фоли-ум, 1996), Э. Г. Эйдемиллера и И. В. Добрякова «Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная психотерапия» (СПб.: Комитет по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга, 2001). Авторы выражают благодарность сотрудникам кафедры — ассистенту Н. В. Александровой и старшему лаборанту Е. Б. Сомовой за помощь в подготовке материалов к учебному пособию. Работа с семьями требует от специалиста большого объема теоретических знаний, разнообразных практических навыков, терпения и постоянного самосовершенствования. Само собой подразумевается, что специалист в области семейной психологии и психотерапии должен уметь работать с людьми разного пола и разного возраста: детьми, подростками и взрослыми. Он должен владеть навыками индивидуальной (помощь одному члену семьи) и"групповой работы (помощь супружеской паре, детям и родителям, семье в целом). Надеемся, что настоящее учебное пособие даст возможность специалистам расширить их знания в области семейной психологии и психотерапии и выбрать те методы работы, которые помогут им более эффективно справляться со стоящими перед ними задачами. Глава 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.163.159 (0.032 с.) |