Формирование познавательной мотивации у дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование познавательной мотивации у дошкольников



КУРСОВАЯ РАБОТА

ПМ 05. Методическое обеспечение образовательного процесса

Специальность44.02. 01. Дошкольное образование

Формирование познавательной мотивации у дошкольников

В процессе конструирования из различных материалов

 

 

студентки группы Д -51

Речкиной

Алены Сергеевны

 

Научный руководитель:

Хантова Мария Викторовна

преподаватель

Рыбинск



Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………………....……..3

Глава I. Познавательная мотивация в развитии ребенка дошкольного возраста ………………………………………………………………………………...6

1.1. Мотив и мотивация: понятие, сущность, значение ……….........................6

1.2.Развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста......11

Глава II. Конструирование из различных материалов как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников …………………16

2.1. Конструирование как вид продуктивной деятельности в детском саду.16

2.2. Конструирование из различных материалов как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников ………………………………...22

Заключение …………………………………………………………………………...31

Библиографический список ………………………………………………………...33

 


Введение

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, необходимость развития которого указывается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Более того, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности является одним из принципов стандарта. В стандарте также заявлена образовательная область «Познавательное развитие», как одна из основополагающих в воспитании и образовании дошкольников.

Однако осуществление познавательного развития как одной из образовательных областей ФГОС ДО, является достаточно трудным в работе с детьми дошкольного возраста. По мнению У.В. Ульенковой, снижение познавательной активности у дошкольников проявляется в незначительной любознательности, недостаточного мотивационного компонента, пассивности в познании, преобладании игровой мотивации. Одни дети вообще не задают вопросов, они медлительные и пассивные, другие задают вопросы, касающиеся лишь внешних свойств, предметов и явлений. Игровые мотивы у детей преобладают над познавательными. Выделенные особенности приводят к фрагментарности представлений об окружающем мире детей, что препятствует их успешной подготовке к обучению в школе.

Конструирование как вид продуктивной деятельности имеет широкие познавательные возможности. Применение познавательной мотивации в работе с дошкольниками создаст реальные возможности для активизации внимания детей, значительно повысит мотивацию и их заинтересованность на занятиях. Также позволит максимально включить в работу различные анализаторы, что делает познание более глубоким, а также расширит возможности работы с различным наглядным материалом, что способствует активизации познавательной деятельности и более прочному освоению представлений об окружающем мире. Вопрос использования конструирования из различных материалов для формирования познавательной мотивации у детей дошкольного возраста в методической литературе представлен недостаточно.

Анализ исследований в области формирования познавательной деятельности в дошкольном образовании сравнительно небольшую степень изученности данной проблемы. Встречаются лишь единичные рекомендации по применению мотивации в работе с дошкольниками. Это стало основанием для постановки проблемы исследования.

Проблема исследования – как формировать познавательную мотивацию у дошкольников в процессе конструирования из различных материалов?

Объект – процесс формирования познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.

Предмет - формирование познавательной мотивации у дошкольников в процессе конструирования из различных материалов

Цель –рассмотрение формирования познавательной мотивации у дошкольников в процессе конструирования из различных материалов.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Рассмотреть понятие и особенности развития познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.

2.Охарактеризовать конструирование из различных материалов как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников.

Методы исследования: анализ психолого – педагогической и методической литературы.

Теоретическая основа: исследования Л.В.Куцаковой, И.А.Лыковой о содержании и методике обучения конструированию дошкольников, Л.А. Парамонова о подходах к организации занятий творческим конструированием.


Заключение

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни имеющие непреходящее значение.

Нами были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Напомним, что дошкольный возраст – период для развития познавательной потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватное осознавание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.

В ходе данной исследовательской работы были решены следующие задачи:

· Рассмотрено понятие и особенности развития познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.

· Охарактеризовано конструирование из различных материалов как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников.

Посредством решения вышеперечисленных задач, была достигнута цель исследовательской работы - рассмотрение формирования познавательной мотивации у дошкольников в процессе конструирования из различных материалов.

Цель достигнута, задачи решены.

В ходе дальнейшего исследования определена перспектива практической части работы: проведение занятий по формированию различных материалов конструирования у детей дошкольного возраста, посредством которых у дошкольников будут формироваться представления о познавательной мотивации у дошкольников


Библиографический список

1. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: учебник для педагогов и родителей/ М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2001. – 362 с.

2. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: учебник/ Л.И. Божович – М.: Просвещение, 2003. – 345 с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Божович Л. И. - Просвещение,1968.

4. Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -Божович Л. И. - М.,1972.

5. Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка [Электронный ресурс]: свобод.Интернет-энцикл./vliyanie-produktivnoy-deyatelnosti-na-razvitie-lichnosti-rebenka-Электрон.текст.Данные URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/16/vliyanie-produktivnoy-deyatelnosti-na-razvitie-lichnosti-rebenka (14.04.2016)

6. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками: учебник/ М.И. Лисина: Вопросы психологии. 1989. - № 4. – С 35 – 38.

7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001 с. 218.

8. Мотивация видов деятельности в ДОУ [Электронный ресурс]:свобод. Интернет-энцикл./motivatsvidov-deyatelnosti-v-douiya-Электрон.текст.Данные URL:

motivatsvidov-deyatelnosti-v-douiya-

9. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2004.

10. МотивациявидовдеятельностивДОУ[Электронныйресурс]: свобод.Интернет-энцикл./motivatsiya-vidov-deyatelnosti-v-douЭлектрон.текст.Данные: URL http://ns portal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/12/13/motivatsiya-vidov-deyatelnosti-v-dou

11. Продуктивная деятельность [Электронный ресурс]: свобод. Интернет-энцикл./product_activ.Электрон.текст.Данные.URL:http://prometeu.org.ua/pages/product_activ.php (14.04.2016)

12. Продуктивная деятельность в детском саду [Электронный ресурс]: свобод.Интернет-энцикл./produktivnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu-Электрон.текст.Данные URL: http://www.virtualacademy.ru/news/produktivnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu/(14.04.2016)

13. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду:учебно-методическое пособие / Л.А. Парамонова: «Академия», 2002. — 192 с.

14.. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2004.

15. Сели Д.Очерки по психологии детства М., 2009.

16. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников [Электронный ресурс]: свобод. Интернет-энцикл. /Books– Электрон.текст. Данные. URL:http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18164.php(15.03.16)

17. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001 с.34.

18.. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009.

19. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008.

20. Исследователь научного познания[ Электронный ресурс]: свобод. Интернет-энцикл./yaroshevskiy-lsvyigotskiy-issledovatel - Электрон.текст. Данные. URL: http://texts.news/uchebniki-istoriya-filosofii/yaroshevskiy-lsvyigotskiy-issledovatel-31679.html (11.01.16)

 


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПМ 05. Методическое обеспечение образовательного процесса

Специальность44.02. 01. Дошкольное образование

Формирование познавательной мотивации у дошкольников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.58.196 (0.012 с.)