![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказочно-юмористическая проза
По-своему разговаривала с читателем юмористическая сказочная повесть, очень популярная в детской литературе 1950— 1970-х годов. В ней тоже говорится о человеке и свойствах его характера, но предпочтение отдается не миру человеческих чувств и переживаний, а поступкам (положительным или отрицательным), которые писатель оценивает с юмором. Эти поступки совершают персонажи типические — ленивый школьник, плохая ученица (соотнесенность с положительным типом очень много значила в детской литературе середины XX века). Остросюжетные приключения и комические ситуации искупают некоторую скудость содержания, ограниченного элементарными воспитательными задачами. Популярная в свое время сказочная повесть В. Губарева «Королевство кривых зеркал» (1951) рассказывает о девочке, которая отличалась дурным характером и привычкой часами проводить время у зеркала. В наказание она очутилась в «зазеркальном» мире, где стала участницей борьбы с жестокими правителями. В «Стране невыученных уроков» (1971) Л. Гераскиной двоечник попадает в волшебную страну, где он встречается с собственными ошибками (особенно страшны полтора землекопа и плотоядная корова). Спасаясь от «обиженных» им сказочных существ, лентяй проявляет немалую сообразительность, а после получает важные для себя нравственные уроки. Эти уроки иногда сочетаются с познавательными задачами из области начальных школьных знаний. Но подобное знание в литературной сказке всегда носит особый, игровой характер. Предметом литературной игры могут быть сказочные путешествия по учебным книгам — букварю или арифметике. Фантастическому путешествию в азбуку посвящена сказочная повесть И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"» (1967). Выучиться азбуке по этой сказке нельзя, а поиграть с буквами и звуками можно. И писательница придумывает остроумные словесные игры, которые не столько «обучают», сколько демонстрируют художественные возможности языка. Этой цели служат песенки и стишки-скороговорки, загадки и словесные путаницы. Есть в сказке Токмаковой и традиционный злодей (чернильная клякса) и добрая спасительница — маленькая школьница. От нее требуется выполнение языковых заданий (угадать, написать, нарисовать), но для литературы куда важнее «грамотное» поведение героев — они добры и готовы помочь друзьям. Эти же качества демонстрируют герои в «математической» сказке Токмаковой «Может, нуль не виноват?». Познавательные игры и задания есть в сказках других писателей (например, в «Школе клоунов» Эдуарда Успенского), но от этого их сказки не становятся учебной литературой, сохраняя интерес к главному — человеку и свойствам его характера.
В сказке юмористической писатель гротескно заостряет отдельные черты характера персонажа, отчего тот выглядит карикатурно смешным. Но детская сказка редко становится злой сатирой — ведь в ней говорится о детях. Более того, как настоящие искатели приключений юные герои привлекательны своей активностью и склонностью к авантюрным поступкам. В этом причина популярности персонажей сказочной повести Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954). Все они видом и нравом похожи на детей, но вот их деятельность в сказке довольно точно повторяет взрослую — коротышки трудятся, ведут хозяйство, водят машины, работают в больнице, пишут стихи и рисуют картины. Все это выглядит очень комично, тем более что герои повести, несмотря на свою серьезность, остаются детьми — ссорятся, обижаются, дерутся. В некоторых случаях портреты коротышек похожи на довольно злые карикатуры, что дало современникам право оценивать сказочную прозу Носова как сатирическую. Но сатирическая злободневность со временем ушла, а обаяние созданного писателем сказочного мира сохранилось. Его своеобразие в том, что описывается настоящая республика детей, в которой нет преград для детской самостоятельности. Все хозяйственные дела и заботы коротышек описываются обстоятельно и подробно (от хитроумных способов сбора фруктов до создания воздушного шара), а это особенно интересно для ребенка, который только начинает открывать материальный мир. В изображении героев писатель придерживается определенного правила — каждый персонаж «сделан» из одной черты характера, которой все подчинено (умный Знайка имеет «ученый» вид и соответствующее имя). Вообще, все имена у героев Носова значащие: доктор Пилюлькин, мастера Винтик и Шпунтик, любители вкусно поесть Пончик и Сиропчик... В таких именах и характеристика персонажа, и шутливая игра.
Главный герой сказочной повести — лентяй и хитрец Незнайка. Тип вруна хорошо знаком литературе, и с таким героем открываются возможности для безбрежной фантазии и выдумки. В носовском Незнайке много детского, непосредственного, отчего все его проделки кажутся забавными и извинительными. И есть еще одно ценное, с точки зрения писателя, качество — неистощимая энергия. Широко использует Носов все возможности юмористической литературы: смешны не только проделки героев, но и их разговоры, пересыпанные шутками, каламбурами, комическими ошибками и путаницами. Нетрудно заметить, что смешным часто оказывается тот персонаж, который не прав; так сказочник выступает в роли моралиста.
Вопросы и задания 1. Как изображается мир маленьких человечков в сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»? 2. Как школьные знания становятся материалом для сказочных приключений?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1010; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.40 (0.008 с.) |