![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гормоны, которые делают возможным и обеспечивают линейный рост тела и физическое развитиеСтр 1 из 3Следующая ⇒
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Киев – 2013 1.Актуальность темы: Группа гормонов, которые делают возможным и обеспечивают психическое, физическое развитие, линейный рост тела, половое развитие занимает важное место в профессиональной подготовке врача-стоматолога, потому что своевременное выявление гипо- или гиперфункции эндокринных желез может дать возможность улучшить или нормализовать состояние нарушенных функций ротовой полости и целостного организма. 2.Учебные цели: Ø Анализировать регулируемые параметры и делать выводы о состоянии механизмов регуляции процессов линейного роста тела, физического, психического и полового развития с участием гормонов. Ø Делать выводы о состоянии физиологических функций организма и его систем и органов при изменении концентрации гормонов передней доли гипофиза (СТГ), щитовиднойїжелезы (Т3 – Т4). Ø Анализировать возрастные особенности функций организма, связанные с деятельностью эндокринных желез. 2.Базовый уровень подготовки Студенты имеют навыки с предыдущих учебных дисциплин:
4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию 4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию
4.2. Теоретические вопросы
1) Роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции функций эндокринных желез. 2) Роль гормона аденогипофиза соматотропина (СТГ) в обеспечении физического развития организма и линейного роста тела. 3) Роль гормонов щитовидной железы тироксина, трийодтиронина в обеспечении психического и физического развития организма, регуляции метаболизма, функций висцеральных систем. 4) Роль половых гормонов в регуляции полового и физического развития, половых функций организма. Практические работы 1) Исследование роли тиреоидных гормонов (Т3 – Т4) на рост, психическое развитие, интенсивность метаболизма в эксперименте (видеофильм). 2) Исследование влияния избытка тиреоидных гормонов в эксперименте (видеофильм) Содержание темы Роль гормона роста (СТГ) в регуляции линейного роста тела и физического развития СТГ по химическому строению является полипептидом, который является гомологом плацентарного лактогена и гормона пролактина у человека. СТГ выделяется передней долей гипофиза (аденогипофизом). Регуляция секреции СТГ: o существует суточный (циркадный) биологический ритм секреции гормона; o секреция увеличивается во время сна, стресса, физической работы, гипогликемии, концентрация его більша в молодом воздасте до половой зрелости; o секреция уменьшается под влиянием соматостатина - ингибирующего гормона (СТГ-ИГ) гипоталамуса, соматомединов (гормоны, образующиеся в печени под влиянием СТГ), ожирении, гипергликемии, беременности.
1) Гипоталамическая регуляция секреции СТГ (смотреть схему контура регуляции):
§ Соматолиберин, образуется в гипоталамусе и транспортируется с кровью к аденогипофизу, где стимулирует синтез и секрецию СТГ § Соматостатин так же образуется в гипоталамусе, транспортируется с кровью к аденогипофизу и угнетает секрецию СТГ аденогипофизом. § Регуляция секреции СТГ происходит благодаря каналу отрицательной обратной связи: - под влиянием СТГ в клетках-мишенях - в гепатоцитах образуются гормоны соматомедины, которые стимулируют секрецию соматостатина в гипоталамусе и тем самым угнетают секрецию СТГ аденогипофизом, а так же непосредственно угнетают секрецию СТГ в аденогипофизе, - СТГ и соматолиберины сами так же угнетают секрецию самих себя через влияние на гипоталамус - СТГ угнетает секрецию самого себя, стимулируя секрецию соматостатина в гипоталамусе. Механизмы действия СТГ o В печени (в гепатоцитах) под влиянием СТГ образуются соматомедины (інсулино-подобные факторы роста: ИФР-1), которые действуют непосредственно на клетки-мишени; o В клетках-мишенях, на которые действуют соматомедины, есть рецепторы, которые имеют тирозин-киназную активность, как и инсулиновые рецепторы. 1.3.Дествие СТГ через соматомедины, которые увеличивают: 1) синтез белков в хондроцитах и тем самым- линейный рост тела, 2) синтез белков в мышцах и тем самым – увеличивают массу тела, 3) синтез белков в большинстве внутренних органов и тем самым – увеличивают размеры внутренних органов. 1.4.Непосредственное действие СТГ на клетки-мишени: 1) увеличивает концентрацию глюкозы в крови 2) увеличивает липолиз 3) стимулирует синтез белков в мышцах и тем самым увеличивает массу тела. Роль тиреоидных гормонов Участие в регуляции роста
2.3.2.Участие в развитии психических функций в перинатальном периоде и у взрослых людей Перинатальный период o Развитие психических функций ЦНС полностью зависит от тиреоидных гормонов в перинатальном периоде. o При гипосекреции этих гормонов развивается умственная отсталость - кретинизм У взрослых
2.3.3. Действие на автономную нервную систему Тиреоидные гормоны увеличивают влияние симпатической нервной системы и катехоламинов (адреналин, норадреналин) на клетки-мишени, которые имеют адренорецепторы (преимущественно бета-адренорецепторы), так как эти гормоны увеличивают синтез новых белков - адренорецепторов. Поэтому увеличение частоты и силы сокращений сердца под влиянием тиреоидных гормонов является следствием увеличения влияния симпато-адреналовой системы на бета-адренорецепторы кардиомиоцитов.
2.3.4. Действие на основной обмен Основной обмен – это энергетические затраты организма, которые характеризуют интенсивность метаболизма и определяются в стандартных условиях (натощак, при температуре комфорта, лежа, во время физического и психического покоя) Тиреоидные гормоны увеличивают интенсивность метаболизма, поэтому основной обмен увеличивается. Причиной увеличения интенсивности метаболизма является увеличение в клетках-мишенях синтеза новых белков, а именно – фермента Na+-K+-АТФ-азы, которая увеличивает гидролиз АТФ и тем самым увеличивает скорость действия натрий-калиеєвих насосов мембран, насосы нуждаются в энергии АТФ, потому увеличивается количество митохондрий в клетках-мишенях. Следствием отмеченного и является увеличение интенсивности метаболизма, что сопровождается увеличением потребления кислорода организмом, а это приводит к увеличению вентиляции легких, минутного объема крови (увеличение частоты и силы сокращения сердца). Потребление кислорода увеличивается во всех тканях благодаря стимуляции интенсивности метаболизма за исключением мозга, половых желез и селезенки. Увеличение интенсивности метаболизма приводит к увеличению теплопродукции, что влияет на процессы терморегуляции. Люди, которые имеют увеличенную концентрацию гормонов, плохо переносят жару. 2.3.5. Другие метаболические эффекты Увеличение потребления кислорода отображает увеличение интенсивности метаболизма в целом, в частности, имеет место при действии стрессовых факторов, при действии которых происходит увеличение: o всасывания глюкозы в пищеварительном канале o гликогенолиза, глюконеогенеза, окисления глюкозы o синтеза и деградация белков, преобладает катаболизм
Изменения в ротовой полости (для студентов стоматологического факультета): 1) При гипотиреозе щитовидной железы- недостатка гормонов у беременной матери во второй половине беременности после рождения ребенка наблюдаются: а) задержка прорезывания зубов; б) аномалии развития эмали. 2) Становление функции щитовидной железы происходит раньше других у человека в эмбриогенезе и совпадает с периодом формирования зачатков молочных зубов: - на 10 неделе образуются амелобласты - на 12 неделе образуются одонтобласты - на 16 неделе начинается период дентино- и амелогенеза
- на 17 неделе – начало развития постоянных зубов. · В эксперименте на животных доказано, что после резекции щитовидной железы у матери у плода возникают следующие изменения: · а) ускоряется начало функционирования щитовидной железы · б) возникает системная гипоплазия – недостаточное образование элементов ткани зубов и задержка срока их прорезывания; · в) изменения структуры дентина, гиперцементоз, патологическое стирание зубов. 3) При гипотиреозе щитовидной железы у взрослого человека возникают в ротовой полости характерные изменения:
· При гипертиреозе щитовидной железы: a. у взрослого человека изменения в полости рта неспецифические и связанные с общими изменениями висцеральных систем в организме b. у ребенка после рождения имеет место ускоренное прорезывания зубов. Материалы для самоконтроля 6.1. Дайте ответы на вопрос: 1) Какие гормоны обеспечивают психическое развитие ребенка? Можно ли своевременно обнаружить их недостаток и предотвратить возникновение умственной отсталости? 2) Какие гормоны обеспечивают физическое развитие и линейный рост тела у человека? Можно ли своевременно обнаружить их недостаток и предотвратить последствия их отсутствия. 3) Почему пигмеи маленького роста? Назовите возможные причины. 4) Какие половые гормоны преобладают у женщин, назовите их роль. 5) Какие половые гормоны преобладают у мужчин? Назовите их роль. 6.2.Нарисуйте схему контура регуляции: 1) Выделения гормонов щитовидной железы (тироксина и трийодтиронина) и поддержания постоянства их концентрации. 2) Выделения соматотропина (СТГ) и поддержания его концентрации. 3) Выделения женских половых гормонов и поддержания их концентрации. 4) Выделения мужских половых гормонов и поддержания их концентрации 5) Нарисуйте схему взаимодействия трийодтиронина и тироксина с клетками-мишенями
Описание практических работ Работа 1. Исследование роли тиреоидных гормонов (Т3 – Т4) на рост, психическое развитие, интенсивность метаболизма в эксперименте (видеофильм) Цель работы: установить влияние трийодтиронина и тироксина (Т3, Т4) на рост, поведение, интенсивность метаболизма. Ход работы: в видеофильме показаны исследования поведения, роста, вентиляции легких и поглощения кислорода у козленка после удаления щитовидной железы. Такие же исследования были проведены у козленка с нормальной функцией щитовидной железы (интактный козленок). Результаты: в видеофильме показано, что козленок после удаления щитовидной железы по сравнению с интактным козленком 1) отставал в росте, 2) был вялым, мало двигался, 3) вентиляция легких у него была увеличена, увеличено потребление кислорода. Выводы______________________________________________________________________ Литература Основная
Дополнительная
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Киев – 2013 1.Актуальность темы: Группа гормонов, которые делают возможным и обеспечивают психическое, физическое развитие, линейный рост тела, половое развитие занимает важное место в профессиональной подготовке врача-стоматолога, потому что своевременное выявление гипо- или гиперфункции эндокринных желез может дать возможность улучшить или нормализовать состояние нарушенных функций ротовой полости и целостного организма. 2.Учебные цели: Ø Анализировать регулируемые параметры и делать выводы о состоянии механизмов регуляции процессов линейного роста тела, физического, психического и полового развития с участием гормонов. Ø Делать выводы о состоянии физиологических функций организма и его систем и органов при изменении концентрации гормонов передней доли гипофиза (СТГ), щитовиднойїжелезы (Т3 – Т4). Ø Анализировать возрастные особенности функций организма, связанные с деятельностью эндокринных желез. 2.Базовый уровень подготовки Студенты имеют навыки с предыдущих учебных дисциплин:
4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию 4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию
4.2. Теоретические вопросы 1) Роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции функций эндокринных желез. 2) Роль гормона аденогипофиза соматотропина (СТГ) в обеспечении физического развития организма и линейного роста тела. 3) Роль гормонов щитовидной железы тироксина, трийодтиронина в обеспечении психического и физического развития организма, регуляции метаболизма, функций висцеральных систем. 4) Роль половых гормонов в регуляции полового и физического развития, половых функций организма. Практические работы 1) Исследование роли тиреоидных гормонов (Т3 – Т4) на рост, психическое развитие, интенсивность метаболизма в эксперименте (видеофильм). 2) Исследование влияния избытка тиреоидных гормонов в эксперименте (видеофильм) Содержание темы Гормоны, которые делают возможным и обеспечивают линейный рост тела и физическое развитие К гормонам этой группы относят гормон роста (СТГ), который образуется в аденогипофизе, а так же гормоны щитовидной железы тироксин и трийодтиронин, гормон поджелудочной железы инсулин, полове гормоны. Роль гормона роста (СТГ) в регуляции линейного роста тела и физического развития СТГ по химическому строению является полипептидом, который является гомологом плацентарного лактогена и гормона пролактина у человека. СТГ выделяется передней долей гипофиза (аденогипофизом). Регуляция секреции СТГ: o существует суточный (циркадный) биологический ритм секреции гормона; o секреция увеличивается во время сна, стресса, физической работы, гипогликемии, концентрация его більша в молодом воздасте до половой зрелости; o секреция уменьшается под влиянием соматостатина - ингибирующего гормона (СТГ-ИГ) гипоталамуса, соматомединов (гормоны, образующиеся в печени под влиянием СТГ), ожирении, гипергликемии, беременности. 1) Гипоталамическая регуляция секреции СТГ (смотреть схему контура регуляции):
§ Соматолиберин, образуется в гипоталамусе и транспортируется с кровью к аденогипофизу, где стимулирует синтез и секрецию СТГ § Соматостатин так же образуется в гипоталамусе, транспортируется с кровью к аденогипофизу и угнетает секрецию СТГ аденогипофизом. § Регуляция секреции СТГ происходит благодаря каналу отрицательной обратной связи: - под влиянием СТГ в клетках-мишенях - в гепатоцитах образуются гормоны соматомедины, которые стимулируют секрецию соматостатина в гипоталамусе и тем самым угнетают секрецию СТГ аденогипофизом, а так же непосредственно угнетают секрецию СТГ в аденогипофизе, - СТГ и соматолиберины сами так же угнетают секрецию самих себя через влияние на гипоталамус - СТГ угнетает секрецию самого себя, стимулируя секрецию соматостатина в гипоталамусе. Механизмы действия СТГ o В печени (в гепатоцитах) под влиянием СТГ образуются соматомедины (інсулино-подобные факторы роста: ИФР-1), которые действуют непосредственно на клетки-мишени; o В клетках-мишенях, на которые действуют соматомедины, есть рецепторы, которые имеют тирозин-киназную активность, как и инсулиновые рецепторы. 1.3.Дествие СТГ через соматомедины, которые увеличивают: 1) синтез белков в хондроцитах и тем самым- линейный рост тела, 2) синтез белков в мышцах и тем самым – увеличивают массу тела, 3) синтез белков в большинстве внутренних органов и тем самым – увеличивают размеры внутренних органов. 1.4.Непосредственное действие СТГ на клетки-мишени: 1) увеличивает концентрацию глюкозы в крови 2) увеличивает липолиз 3) стимулирует синтез белков в мышцах и тем самым увеличивает массу тела.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.136 (0.064 с.) |