![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет специальной психологии
Разветвленная система научных дисциплин современной психологии, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Специальная психология – отрасль психологии, изучающая лиц, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врождёнными или приобретёнными дефектами. Отрасли специальной психологии: тифлопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями зрения), сурдопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями слуха), олигофренопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями интеллекта), патопсихологию (изучает причины возникновения и развития распада психики вследствие различных форм патологии мозга человека). Развиваются новых дисциплин на современном этапе: психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с нарушениями речи, психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, психология детей со сложными недостатками развития и др. Объект специальной психологи – психологические закономерности специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Предмет специальной психологии – особенности психического развития лиц с проблемами в развитии. Субъект изучения в специальной психологии – человек с проблемами в развитии (ограниченными возможностями здоровья), например, в сурдопсихологии – с нарушениями слуха; в тифлопсихологии – с нарушениями зрения и т. д..
2. Задачи специальной психологии: 1. Определение природы и сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления. 2. Анализ причин аномального развития. 3. Обоснование и разработка психологических закономерностей принципов организации и развития сети специальных учреждений для детей с проблемами в развитии. 4. Психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях. 5. Разработка технологий, совокупности методов, приёмов и средств коррекционного психологического сопровождения ребёнка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
6. Повышение эффективности процесса социальной адаптации личностей с проблемами в развитии. 7. Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального развития.
3. Междисциплинарные связи специальной психологии: Первый блок: биологические и медицинские науки: анатомия и физиология человека; общая генетика; невропатология; психиатрия; ортопедия; отоларингология; офтальмология и т. д.
Второй блок – психологические науки: общая психология; возрастная психология; педагогическая психология; социальная психология; психодиагностика и т. д. Третий блок – педагогические науки: общая педагогика (теория обучения, теория воспитания); социальная педагогика; частные методики; специальные методики и т. д. Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.
Методы исследования в специальной психологии Основные принципы исследования: объективности (исключение субъективного толкования фактов, применение разнообразных методов и методик исследования) и гуманности, следование генетическому или историческому принципу изучения психических фактов, практичности задач исследования, индивидуального подхода, комплексности в исследовании, учета динамики развития.
Основные методы. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определённых условиях и отыскания смысла этих явлений. Положительные стороны наблюдения: не требует никаких дополнительных затрат, испытуемые находятся в естественных условиях. Отрицательные стороны: обработка результатов только в описательном варианте, пассивность исследователя. Варианты наблюдения: внешнее, включённое наблюдение, интроспекция (самонаблюдение). Эксперимент – один из основных методов, при котором создаются экспериментальные условия. Положительные стороны эксперимента: возможность выводов о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научное объяснение происхождения явления и развития, возможность повторения, количественной обработки, активная позиция исследователя. Отрицательная сторона утрата естественности поведения испытуемых. Виды эксперимента: естественный (в обычных жизненных условиях, где эксперимент практически не вмешивается в ход событий, испытуемому неизвестно об эксперименте); лабораторный (об условиях эксперимента известно испытуемому; варианты – с применением аппаратуры, без применения аппаратуры); констатирующий; формирующий.
Вспомогательные методы: Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений. Виды: по тестовым задачам – вербальные и практические тесты; по формам процедуры обследования - групповые и индивидуальные; по направленности исследования - тесты интеллекта и тесты личности; в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - тесты скорости и тесты результативности. Опрос – ответы на вопросы исследователя. Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет (набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования). Анализ продуктов деятельности – анализ письменных работ (например, диктантов, контрольных работ, сочинений, рабочих тетрадей и т.д.), рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни. Катамнестический метод – специальный метод, принятый в специальной психологии (сбор и анализ разнообразных сведений о ребёнке в течение длительного промежутка времени, особое внимание - причине возникновения аномального развития, степени выраженности дефекта, динамике развития ребёнка в разных видах деятельности; сбор данных о состоянии здоровья членов семьи, особенностей протекания беременности, родов). Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.252 (0.01 с.) |