Стратегии социальной политики при переходе к рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии социальной политики при переходе к рыночной экономики



Дифференциация доходов при переходе к рыночной системе

Рыночные реформы приводят не только к ликвидации дефицита жизненных благ, но и к значительной дифференциации личных номинальных и реальных доходов населения.

С одной стороны, часть населения использует легальные возможности для увеличения доходов в условиях рынка за счет принадлежности к фирме или сектору экономики, продукция которых пользуется высоким спросом (экспортные и высокомонополизированные сектора, сфера финансов), открытия собственного дела, получения крупного пакета акций в результате приватизации и т. п.

Наряду с перечисленными, существовали и «особые» возможности для быстрого обогащения некоторых слоев населения. Обозначим некоторые из них. Во-первых, это спекуляция нефтью, газом, металлами, которые скупались на внутреннем рынке по низким ценам и потом экспортировались по высоким мировым ценам. Во-вторых, это присвоение государственных субсидий на импорт продовольствия как результат существования многочисленных обменных курсов валют. Импортеры покупали продовольствие в централизованном порядке по очень низкому валютному курсу, а продавали продукты по высоким ценам. Этот импорт финансировался за счет западных товарных кредитов. В-третьих, это использование льготных кредитов правительства и Центрального банка, предоставлявшихся аграрному и топливно-энергетическому секторам под низкий процент при инфляции, достигавшей 2500% в год. Эти кредиты передавались коммерческими банками в ссуды по рыночной ставке. Вместе с торговцами нефтью, газом, металлами, продовольствием, денежными ресурсами баснословно обогатились коррупционеры, рэкетиры. Наконец, в результате номенклатурной приватизации приобрели состояния директора многих предприятий, особенно в топливно-энергетическом комплексе и металлургии.

С другой стороны, наблюдаются негативные тенденции в динамике жизненного уровня работников, занятых в бюджетных отраслях, отраслях обрабатывающей и легкой промышленности, неконкурентоспособных на мировом рынке и производящих продукцию, спрос на которую высокоэластичен по цене, а также пенсионеров, многодетных семей, инвалидов.

Их накопления и текущие доходы оказываются обесцененными инфляцией.

Цена реформ для большинства населения весьма высока. Так, численность населения с доходом меньше установленного прожиточного минимума вскоре после либерализации цен 1992 г. составила 35,5% всего населения. Соотношение доходов 20%-ных групп населения в 1995 г. в России иллюстрируется на рис. 18.1 кривой Лоренца, которая показывает значительную дифференциацию доходов.

Доля оплаты труда в совокупном доходе составляет около 40%. Значительную часть доходов население получает от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с недвижимостью.

Рост числа пенсионеров и бюджетные трудности при переходе к рынку вызвали кризис государственной пенсионной системы. Доля расходов на выплату пенсий в ВВП России за годы реформ уменьшилась. Соотношение минимальной пенсии с компенсацией и прожиточного минимума пенсионеров, составлявшее в декабре 1991 г. 222,7%, упало примерно до 50%.

По мере реформирования экономики возможности социальной защиты должны возрастать.

Необходимо усилить поддержку уязвимых групп населения и гарантировать соблюдение конституционных прав

Кривая Лоренца показывает, каким образом распределены доходы между различными группами населения. Прямая линия иллюстрирует равномерное распределение доходов (20% населения получает 20% доходов, 40% населения — 40% доходов и т. д.). Чем сильнее кривая Лоренца отклоняется вниз от прямой, тем больше дифференциация доходов в обществе.

граждан в области труда, образования, здравоохранения, культуры.

В области трудовых отношений необходимо повышение доли доходов от трудовой деятельности в совокупных доходах семей для восстановления стимулов к эффективному труду. Доходы должны быть увязаны с государственными минимальными и рациональными потребительскими бюджетами.

Должно быть обеспечено более справедливое распределение доходов и снижение уровня их дифференциации между различными группами населения. Для этого следует усовершенствовать систему налогообложения доходов и собственности граждан и контроля за правильностью уплаты налогов. Пособия и субсидии должны стать адресными, т. е. учитывать доходы семей.

Высвобождаемым работникам должны быть обеспечены возможности для переобучения и повышения квалификации, организации собственного дела. Следует добиваться смягчения последствий длительной безработицы (общественные работы, гибкая занятость и т. п.).

Рыночные реформы в социальной сфере

В странах с переходной экономикой, наряду с постепенным увеличением государственного финансирования социальной сферы, вводятся рыночные принципы ее функционирования.

В области пенсионного обеспечения происходит переход к трем видам пенсий:

1) государственные пенсии из бюджета всем нетрудоспособным гражданам; при этом минимальная пенсия должна соответствовать прожиточному минимуму пенсионера;

2) трудовые пенсии, выплачиваемые за счет обязательных пенсионных взносов граждан и связанные с трудовым вкладом пенсионера;

3) пенсии, выплачиваемые за счет добровольных отчислений граждан и работодателей в негосударственные пенсионные фонды, которые обеспечивают приращение средств граждан на пенсионных счетах путем инвестиций в государственные и корпоративные ценные бумаги и объекты недвижимости.

В области здравоохранения сочетается обязательное всеобщее медицинское страхование и добровольное страхование за счет взносов граждан и работодателей в страховые компании. При реализации страховых принципов здравоохранения пациенты бесплатно получают определенный минимум медицинских услуг и имеют право выбрать медицинское учреждение, куда страховая компания перечисляет средства для оплаты лечения.

В области образования в России обеспечивается возможность получения общедоступного бесплатного полного общего и начального профессионального образования, а также бесплатного (на конкурсной основе) среднего и высшего профессионального образования. Вместе с тем развивается рынок платных образовательных услуг. Обсуждается вопрос об адресной финансовой поддержке студентов вузов и техникумов и введении системы долгосрочных кредитов для получения образования.

В области жилищной политики получает все большее развитие индивидуальное строительство жилья за счет собственных средств граждан и банковских кредитов. Это вместе с бесплатной приватизацией государственного жилья, а также с отменой института прописки способствует формированию рынка жилья, усилению мобильности населения на рынке труда. Малоимущим семьям и некоторым другим группам населения гарантируется предоставление бесплатного муниципального жилья. Происходит постепенный переход к полной компенсации текущих расходов на содержание жилья за счет граждан. Дотации к низкой квартирной плате, предоставляемые из бюджетов, должны быть адресными, иначе большая их часть присваивается состоятельными семьями, имеющими больше жилой площади. В результате жилищно-коммунальной реформы нагрузки на бюджеты снизятся, семьи с высокими доходами будут оплачивать издержки по содержанию жилья полностью, а бедные семьи будут получать компенсации в зависимости от занимаемой жилой площади и доходов. Одновременно возникнет реальный рынок услуг в жилищно-коммунальной сфере по эксплуатации и ремонту жилья.

Современное состояние экономики России характеризуется переходом к рыночной системе. Это означает, что в экономике происходит относительно длительный процесс распада административно-плановой системы и формирования рыночной системы.

Несмотря на то что административно-плановая система была малоэффективной, она имела известную устойчивость, которая достигалась благодаря применению дешевых природных и людских ресурсов. Определенную роль в сохранении устойчивости административно-плановой системы сыграл теневой рынок. Тем не менее существование административноплановой системы сопровождалось снижением эффективности производства, падением темпов прироста ВВП, деформацией структуры экономики, растущим дефицитом товаров и услуг, ростом дефицита государственного бюджета, увеличением внешнего долга и сокращением валютных резервов. Эти процессы в конечном итоге привели к кризису административноплановой системы и ее распаду. Это предопределило объективную необходимость перехода к рыночной экономике и осуществления следующих элементов рыночных реформ:

— макроэкономическая стабилизация;

— структурная перестройка экономики;

— создание эффективной системы социальной защиты населения.

Переход к рыночной экономике является болезненным процессом и, как правило, сопровождается длительным спадом производства, острой инфляцией, устойчивой безработицей. Поэтому большое значение в проведении рыночных реформ имеет макроэкономическая стабилизация экономики.

Структурная перестройка — это комплекс институциональных преобразований.

Приватизация представляет собой процесс передачи предприятий, находящихся в государственной собственности, в собственность отдельных физических или юридических лиц. Приватизация не является достаточным условием создания конкурентной среды, развития и функционирования рыночной экономики. Поэтому важное условие перехода к рыночной системе — демонополизация экономики, которая обеспечивается как на основе законодательного пресечения злоупотреблений фирмами, занимающими доминирующее положение на рынках, так и путем открытия внутреннего рынка иностранным конкурентам.

Переход к рыночной экономике предполагает создание рыночной инфраструктуры, для чего необходимы организация адекватной рынку оптовой и розничной торговой системы, кредитных и финансовых институтов, формирование рынка труда и системы регулирования занятости, проведение институциональной реформы в сельском хозяйстве, основанной на введении права частной собственности на землю и развитии фермерского хозяйства. Важным условием перехода к рыночной экономике выступает и осуществление налоговой реформы.

Переход к рынку предполагает также проведение глубоких реформ в социальной сфере, направленных на совершенствование пенсионного обеспечения населения, развитие образования и здравоохранения. При этом должно быть обеспечено сочетание государственного финансирования социальной сферы и рыночных принципов ее функционирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.135 (0.013 с.)