Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.
При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуально-подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок дисграфического характера коррекционная работа ведется параллельно: формируются группы сочетанного диагноза «дисграфия — дизорфография», на группу составляется перспективный и поурочный планы работы в зависимости от формы и степени выраженности дефекта.
Не-дели
| Заня-тие
| Темы
и содержание
коррекционной
работы
| Грамматические
и лексические темы, используемые на занятиях
| Развитие
неречевых процессов
|
|
|
|
|
|
Сентябрь
|
I
| Фронтальное обследование
|
II
|
I—II этапы (диагностико-подготовительные)
|
III
|
| Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
|
|
IV
|
|
|
III этап (коррекционный)
Октябрь
|
I
|
| Повторение
|
|
|
| Повторение
|
|
|
II
|
| Употребление гласных после шипящих
(«жи — ши»)
|
| Упражнения на осоз-нанное восприятие. Упражнение «Оживление»
|
| Употребление глас-ных после шипящих («ча — ща»,
«чу — щу»)
|
|
|
III
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
|
| Упражнения, направ-ленные на способ-ность устанавливать связи между элемен-тами материала. Упражнение «Двой-ная стимуляция памяти»
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
|
|
|
IV
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
|
| Упражнения, направ-ленные на способ-ность устанавливать связи между элемен-тами материала. Упражнение «"Нело-гичные " парные ассоциации слов»
|
|
| Мягкий знак. Упот-ребление мягкого знака для обозна-
чения мягкости согласных
|
|
|
|
|
Ноябрь
|
I
| Каникулы
|
II
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
|
| Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Осо-бый путь зубрежки»
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих
| Употребление «ь» как средства выражения формы слова
|
|
III
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих
| Употребление «ь» как средства выражения формы слова
| Развитие мышления.
Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Дополни до...»
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих
| Употребление «ь» как средства выражения формы слова
|
|
IV
|
| Разделительный «ь»
|
| Развитие мышления.
Коррекционные уп-ражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Догадай-ся, кто нарисован»
|
|
| Разделительный «ъ»
|
|
|
Декабрь
|
I
|
| Слово и его лексическое значение
| Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковый словарь
| Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Кубики»
|
| Однозначные и многозначные слова
| В. Остен «Дорога»
|
|
II
|
| Прямое и переносное значения слова
|
| Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Упражнение «Задачи на состав-ление заданной фигу-ры из определенного количества палочек»
|
|
| Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению
| Омонимы
|
|
Ш
|
| Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависи-мости от значения
| Омофоны
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Фор-мирование искусст-венных понятий» (по Л.С. Выготскому — Л.С. Сахарову)
|
|
| «Слова-приятели»
| Синонимы.
С. Маршак «Вьюга»
|
|
IV
|
| «Слова-приятели»
| Синонимы.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»
|
| «Слова-приятели»
| Синонимы, обозна-чающие предмет, признак предмета, действие предмета
|
|
Январь
|
| Каникулы
|
II
|
III
|
| «Слова-
неприятели»
| Антонимы. Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления.
Упражнение «Фор-мирование умения устанавливать связи между понятиями»
|
|
|
| «Слова-неприятели»
| Антонимы.
Б. Заходер «И нам с тобой пришел черед...»
|
|
IV
|
| «Слова-неприятели»
| Антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Фо-рмирование умения выделять сущест-венные признаки для сохранения логич-ности суждений при решении длинного ря-да однотипных за-дач»
|
| Фразеологические обороты. Устой-чивые словосоче-тания
|
|
|
Февраль
|
I
|
| Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания
|
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Фор-мирование способ-ности оперировать смыслом»
|
|
| Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания
|
|
|
II
|
| Морфология
|
| Формирование прие-мов учебной дея-тельности. Форми-рование умения принять учебную задачу
|
| Имя существи-тельное
|
|
|
III
|
| Изменение существительных по падежам
| Существительное как часть речи
| Формирование умения планировать свои действия
|
| Изменение существительных по числам
| Падежные окончания имен существительных
|
|
IV
|
| Три склонения имен существительных
| Правописание слов в мужском и женском роде, оканчиваю-щиеся на шипящие
| Формирование умения ориентиро-ваться на систему признаков (условий)
|
| Закрепление темы «Имя существи-тельное»
|
|
|
Март
|
I
|
| Глагол
| Глагол как часть речи
| Формирование уме-ния действовать по правилу и разных ви-дов контрольно-оце-ночных действий: планирующего, про-межуточного и итого-вого видов самоконт-роля. Упражнение «Офицер-солдат»
|
|
| Времена глагола
| Прошедшее, насто-ящее и будущее времена глагола
|
|
II
|
| Изменения глагола по лицам и числам
| Написание «не» с глаголами
| Формирование уме-ния действовать по правилу и разных ви-дов контрольно-оце-ночных действий: планирующего, про-межуточного и ито-гового видов само-контроля. Упражне-ние «Поиск клада»
|
| Спряжения глаголов
| Окончания глаголов
|
|
Ш
|
| Закрепление темы «Глагол»
|
| Формирование приемов самоконтроля.
Упражнение «Фабрика игрушек»
|
| Имя прилагательное
| Прилагательное как часть речи
|
|
IV
| Каникулы
|
Апрель
|
I
|
| Изменение имени прилагательного по родам и числам
|
| Формирование при-емов самоконтроля.
Упражнение «Сделай так же»
|
| Согласование прилагательных с существительными
| Окончания прилагательных
|
|
II
|
| Закрепление темы «Имя прилагатель-ное»
|
| Формирование при-емов самоконтроля.
Игра «Число-контролер»
|
| Местоимение
| Местоимение, как часть речи
|
|
III
|
| Изменение местоимений по лицам и числам
|
| Развитие произвольности. Игра «Пуговица»
|
| Согласование местоимений с существительными и глаголами
|
|
|
IV
|
| Закрепление темы «Местоимения»
|
| Развитие произволь-ности. Игра «Кто сегодня именинник»
|
| Служебные части речи
|
|
|
|
| Май
|
I
|
| Предлог. Союз. Местоимение
| Правописание частиц «не» и «ни» с глаголами
| Развитие произволь-ности. Игра «Хитрые картинки»
|
| Закрепление темы «Морфология»
|
|
|
VI этап (оценочный)
|
II
|
| Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
|
|
|
III
| Фронтальное обследование
|
IV
|
| | | | | | | | |
Не-дели
| Заня-тия
| Темы
и содержание
коррекционной
работы
| Грамматические
и лексические темы, используемые на занятиях[17]
| Развитие неречевых процессов[18]
|
|
|
|
|
|
Сентябрь
|
I
| Фронтальное обследование
|
II
|
I—II этапы (диагностико-подготовительные)
|
Ш
|
| Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма
|
|
IV
|
|
| Логопедическое заключение
|
III этап (коррекционный)
Октябрь
|
I
|
| Морфология. Повторение и закрепление темы
| Именные части речи
| Развитие произвольности. Игра «Веселые человечки»
|
| Имя числительное
| Числительное как часть речи
|
|
II
|
| Изменение имени числительного по падежам
| Согласование имени существительного с именем прилагатель-ным
| Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками»
|
| Закрепление темы «Имя числитель-ное»
|
|
|
II
|
| Наречие
| Наречие как часть речи
| Развитие восприя-тия. Развитие дифференцирован-ности восприятия
|
| Конечные гласные наречий (суффик-сы)
|
|
|
IV
|
| Закрепление темы «Наречия»
|
| Развитие аналитич-ности восприятия
|
| Служебные части речи (повторение)
|
|
|
Ноябрь
|
I
| Каникулы
|
II
|
| Предлог. Виды предлогов
| Значение предлогов
| Развитие конкрет-ности восприятия
|
| Союзы. Виды союзов
|
|
|
III
|
| Закрепление темы «Служебные части речи»
|
| Развитие прогно-стичности воспри-ятия
|
| Закрепление темы «Морфология»
|
|
|
IV
|
| Проверочная работа
|
| Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание
|
|
| Состав слова
| Словообразование
|
|
Декабрь
|
I
|
| Части слова. Мор-фемика
|
| Развитие приемов, позволяющих уве-личивать объем за-поминаемого мате-риала
|
|
| Дифференциация корней «лаг—лож»
| Корень слова
|
|
II
|
| Дифференциация корней «кас—кос»
| Корень слова
| Развитие приемов деятельного запоми-нания
|
| Дифференциация корней «гор—гар»
| Корень слова
|
|
III
|
| Дифференциация корней «раст—рос»
| Корень слова
| Приемы для заучивания правил
|
|
| Дифференциация корней «бир—бер»
| Корень слова
|
|
IV
|
| Однокоренные и родственные слова (повторение)
|
| Приемы «усиления» орфограммы
|
|
| Основа слова
|
|
|
Январь
|
I
| Каникулы
|
II
|
III
|
| Окончание
|
| Упражнения на
избирательность
запоминания
|
| Окончание имени существительного
| Согласование существительных и прилагательных
|
|
IV
|
| Окончание имени прилагательного
|
|
|
|
| Окончания глаголов
| Спряжение глаголов
| Координация объема зрительной и слуховой памяти
|
Февраль
|
I
|
| Приставка
| Лексическое значение приставки
|
|
|
| Дифференция приставок «по-», «под-», «у-», «от-», «за-», «к-»
|
| Развитие двигательной памяти на физкультминутке
|
II
|
| Дифференциация приставок «при-», «пре-», «пере-»
|
|
|
|
| Дифференциация приставок «при-», «пре-»
|
|
|
III
|
| Дифференциация приставок «раз-», «рас-»
|
|
|
| Дифференциация «с—з» в корнях и приставках
|
| Развитие мышления
Построение вопросов
|
IV
|
| Дифференциация приставок «без-», «бес-»
|
|
|
| Образование гла-голов с помощью приставок
| Развитие функции словообразования
|
|
Март
|
I
|
| Суффикс. Лексиче-ское значение суф-фикса
|
| Индуктивные и дедуктивные умозаключения
|
| Состав слова. Суф-фикс. Образование существительных с помощью умень-шительно-ласка-тельного суф-фикса. Дифферен-циация суффиксов «-ик-»— «-чик-»
| Суффиксальный способ образования слов. Миниатюра
Ф. Кривина
«О словообразовании»
|
|
II
|
| Употребление суф-фиксов различных частей речи
|
|
|
| Суффиксальный способ образова-ния различных частей речи
| Развитие функции словообразования
| Построение плана действий
|
III
|
| Образование наз-ваний детенышей животных
|
|
|
| Словообразовательная модель
|
|
|
IV
| Каникулы
|
Апрель
|
I
|
| От словообразова-тельной модели к лексическому значению слова
| Овладение навыками анализа лексического значения слова на ос-нове словообразова-тельной модели.
Н. Сладков «Как их зовут?»
| Использование пиктограмм для лучшего усвоения отвлеченных понятий
|
| От словообразова-тельной модели слова к определе-нию грамматичес-ких свойств слова
| Формирование навы-ков грамматико-слово-образовательного анализа слов на основе словообразовательной модели. История обра-зования крылатых вы-ражений (иерихонская труба, силоамская ку-пель, вавилонское столпотворение, эзопов язык, казанская сирота и т.д.)
|
|
II
|
| От словообразо-вательной модели слова к определе-нию граммати-ческих свойств слова
| Формирование навы-ков грамматико-слово-образовательного анализа слов на основе словообразовательной модели. Б. Заходер «Чудовищная история»
|
|
|
| От словообразова-тельной модели к выбору написания
| Анализ словообразо-вательных моделей как средство повыше-ния орфографической грамотности. «Зимняя сказка»
|
|
III
|
| Индивидуально-авторские слова
| Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста на основе внимания к словообразовательной модели. Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» (пер. Б. Заходера)
|
|
| Индивидуально-авторские слова
| Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста на основе внимания к словообразовательной модели. Творчество
В. Хлебникова
|
|
IV
|
| Индивидуально-авторские слова
| Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста на основе внимания к словообразовательной
|
|
|
|
|
| модели. Творчество
В. Маяковского
|
|
| Индивидуально-авторские слова
| Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста
|
|
|
|
| на основе внимания к словообразовательной модели. Творчество Е. Евтушенко
|
|
IV этап (оценочный)
Май
|
I
|
| Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
|
|
II
|
|
|
III
| Фронтальное обследование
|
IV
|
| | | | | | | |
грамматическая — «Правописание существительных множественного числа, родительного падежа»;
лексическая — «Отважные путешественники. Занимательные приключения в космосе».
8) закреплять навык определения предметной последовательности ряда.
I.Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Проба Хеда.
2. Работа с тетрадью.
3. Упражнение «Ухо—нос».
4. Рисование иероглифов.
5. Работа с цифровым рядом.
6. Физкультминутка.
7. Графический диктант.
8. Работа с тетрадью.
9. Графический диктант.
III. Подведение итогов.