![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, цели и задачи пенитенциарной психологии
Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и «исправительная» психология рассматриваются как синонимы. Существенное влияние на становление и развитие пенитенциарной психологии в России оказали отечественные писатели (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Г.А. Медынский, А.И. Солженицын, О.В. Волков и др.); юристы (М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров, Г.Ф. Хохряков и др); педагоги (АС. Макаренко, Л.А. Высотина, М.П. Стурова, А.В. Пищелко, НА Тюгаева и др.); психотерапевты и психиатры (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин) и, естественно, психологи (АФ. Лазурский, АГ. Ковалев, АД. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов, АИ. Панкин, В.Г. Деев, АН. Сухов, АИ.Ушатиков и др.). Пенитенциарная психология исследует психологические особенности личности осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ и факторы, влияющие на их перевоспитание. Таким образом, предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально- психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания. Цель пенитенциарной психологии является разработка практических рекомендаций по перевоспитанию и ресоциализации осужденных и их адаптации в обществе. Пенитенциарная психология тесно связана с уголовно-исполнительным правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией. Перед исправительными учреждениями и, соответственно, пенитенциарной психологией стоят чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к трудовой деятельности и адаптации к нормальной жизни в обществе.
Попадая в исправительное учреждение, почти каждый осужденный планирует для себя только окончание срока наказания. Перед сотрудниками исправительных учреждений стоит гораздо более сложная задача: с помощью мер режимно-воспитательного воздействия добиваться, чтобы осужденный стремился к перестройке собственной личности. Следует учитывать, что у довольно большого количества осужденных имеются нервно-психические заболевания. Для перевоспитания и ресоциализации этих лиц наряду с обычными медицинскими мерами необходима разработка специальных медико-психологических методов воздействия. Как известно, в юридическом аспекте наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая судом лицу, совершившему преступление. В наказании выражается отрицательная оценка, даваемая государством антиобщественному и противоправному деянию и лицу, его совершившему. Наказание преследует три основные цели: покарать, исправить и перевоспитать осужденного, а следовательно, предупредить новое преступление. Все три цели наказания имеют различное психологическое обоснование, и каждой из них присущ свой психологический механизм. Кара в психологическом аспекте есть фактор отрицательного подкрепления наказания. Карательная функция выражается в причинении осужденному физических и моральных страданий. Мера этих страданий и переживаний определяется судом, и всегда ее величина индивидуальна. Наказание как мера кары имеет ряд особенностей, заставляющих осужденного переживать отрицательную реакцию государства и общества на совершенное им преступление. Прежде всего, он переживает отрыв от семьи, общества, от привычной для каждого человека среды и сознание длительности этого отрыва. Это лишение определенных прав и преимуществ, и среди них основным является лишение свободы. Лишение свободы – это ограничения ряда потребностей (моральных, материальных, биологических), которые всегда присущи человеку и прежде всего лишение человека возможности планировать свое поведение. Исправление и перевоспитание осужденного основано на присущей
человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Пластичность психики выступает, следовательно, как основная психологическая предпосылка возможности исправления и перевоспитания. Наиболее отчетливо фактор целенаправленной организации внешней среды проявляется в деятельности исправительных учреждений. Указанные две цели наказания достигаются различными путями. Причинение страданий (карательный эффект) – достигается реализацией требований режима и срока действия наказания и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией личностных проявлений осужденных, их жизни, быта и труда. Уголовно___________-исполнительное воздействие (исправительный эффект) напротив достигается путем специальных средств исправления и перевоспитания, путем ресоциализации личности. Превентивные цели наказания имеют другие психологические основы, но уже в виде общего и специального предупреждения. Общее принуждение, как цель наказания, выходит за пределы его исполнения в отношении какого-либо конкретного осужденного. Оно, как известно, представляет собой угрозу причинения физических и моральных страданий, обращенных к неопределенно широкому кругу лиц, склонных к антиобщественному поведению. Специальное предупреждение, то есть предупреждение в отношении отдельных лиц, уже совершивших преступление. Меры превенции, реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнения наказаний таких условий и такого «психологического климата», которые должны исключать или в значительной мере затруднять совершение осужденными новых преступлений. Это достигается не только мероприятиями, которые проводятся сотрудниками службы безопасности и оперативно-режимной работой исправительных учреждений, но и путем целенаправленного управления двумя типами факторов: 1) теми, что непосредственно воздействуют на осужденных (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с осужденными, режим и возможности «прогрессивного отбывания наказания», труд и наличие в нем элементов творчества и социальной полезности, возможности системы общего и профессионального развития); 2) факторами факультативного характера (поддержание тесной связи с семьей, увлечение самодеятельным творчеством и самообразованием для повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях общественных и религиозных организаций и др.). Знание юристами психологических особенностей личности осужденных, воздействие на них карательно-воспитательными мерами является основой их перевоспитания и ресоциализации в обществе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.76 (0.015 с.) |