Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации
Обращение к большой аудитории, публичное выступление – еще один уровень социально ориентированного общения. В последующих главах будут специально рассмотрены особенности ораторской речи, использование речи в средствах массовой информации. Здесь отметим наиболее общие закономерности речевой коммуникации данного уровня. Выступление перед публикой обязывает адресанта учитывать особенности языкового сознания как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Найти общий язык с массовым адресатом – значит проявить готовность к использованию стандарта, выработанного в конкретной речевой сфере (скажем, научной или официально-деловой). Но чем неукоснительнее используется стандарт, тем больше нивелируется «единичный» и «уникальный» облик адресанта, тем в большей степени он должен соответствовать коллективным или коллективно-групповым обязательствам языкового употребления. Можно утверждать, что чем выше вероятность несовпадения социально-культурного опыта участников общения в больших и сложных по составу коллективах, тем сильнее необходимость типизировать варианты речевого поведения. Замечено, что для публицистической речи характерно чередование экспрессии (эмоционально окрашенной лексики) и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт. Например, такие выражения, как холодная война, гонка вооружений, новое мышление, застой,, перестройка, будучи метафорами, почти сразу же превратились в общественно-политические стандартно употребляемые термины. * * * Таким образом, для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений, снижение личностного начала в речевом поведении. В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается. Является ли это следствием пространственной или временной разобщенности, играет роль различие социального положения или неравноправие собеседников обусловлено ситуационно – так или иначе, но взаимодействие, контакт между участниками коммуникации осложняется. Это отражается в речи, которая демонстрирует несравненно большую отстраненность от субъекта речи и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К § 1 «Язык и речь» 1 Что такое язык? 2 Назовите основные функции языка. 3 Какова структура языка и его уровни? 4.Чем отличаются парадигматические, синтагматические и иерархические отношения между языковыми единицами? 5 Почему язык называют знаковой системой? Какие единицы языка являются основными знаками? 6 Что такое речь? Как соотносятся язык и речь? 7 Что такое метафоризация речи? 8 Можно ли говорить о речи как о форме поведения? В чем проявляется коммуникативный аспект речи? 9 Перечислите основные структурные компоненты речевой коммуникации 10 Какие ближайшие и отдаленные цели могут ставить перед собой участники речевого общения? 11 Назовите известные вам речевые роли говорящих. Дайте общую характеристику стилей говорящих и слушающих. 12 Укажите особенности языка, способные вызвать трудности в восприятии речи.
К § 2-3 «Речь в межличностном общении», «Речь в социальном взаимодействии» 1Чем отличается фатическое речевое поведение от информативного речевого поведения в межличностном взаимодействии? 2. Что такое «эгоречь»? Как она проявляется? 3. Что можно увидеть в «Окне Джохари»? 4 Опишите поддерживающий и неподдерживающий стили поведения. 5 Охарактеризуйте нерефлексивный, рефлексивный, эмпатический виды слушания. б. Каковы отличительные особенности речевой деятельности в социальном взаимодействии? 7 Почему в начале любого коммуникативного акта от его участников требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера? 8. Приведите основные правила речевой коммуникации, обеспечивающие возможность совместной деятельности. 9 Что такое речевые стратегии и тактики? 10 Чем отличается эгоцентрическая речь детей от социализированной речи взрослых? 11. Как с помощью речевых средств можно демонстрировать социальный статус и регулировать социальные отношения между общающимися? 12. Какие речевые приемы усиливают или ослабляют влиятельность сообщения?
ЛИТЕРАТУРА 1 Атватер Я. Я вас слушаю... М, 1988, 2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993. 3. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: Учеб пособие. М., 1998. 4 Леонтьев А. А Психология общения. М., 1997 5. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н Ярцева. М „ 1990. 6. Максимов В. И., Одеков Р. В Словарь-справочник по грамматике русского языка. М, 1999. 7 Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации М., 1990. 8 Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред Ф. П. Филин М., 1979. 9 Тарасова И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез М, 1992. 10 Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении М., 1989 11 Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. М, 1987.
Глава II РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ
Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили и функционально смысловые типы речи. Общение между людьми может происходить в разных формах В зависимости от формы обмена информацией – с помощью звуков или с помощью письменных знаков – выделяют две формы речи – устную и письменную По количеству активных участников акта коммуникации речь может быть представлена в виде монолога (то есть развернутого высказывания одного лица) или диалога (разговора двух или нескольких лиц). По функционированию речи в той или иной социально значимой сфере общественной практики выделяют функциональные стили (макростили): «это исторически сложившиеся в данное время в данном языковом коллективе разновидности единого литературного языка, представляющие собой относительно замкнутые системы языковых единств, регулярно функционирующие в различных сферах общественной деятельности» [10. C 69] Наиболее устоявшаяся классификация включает в себя следующие пять функциональных стилей научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-обиходный. Каждый из них отдает предпочтение устной или письменной форме, диалогической или монологической речи. Каждый функциональный стиль обусловлен обстановкой и характером содержания общения, имеет свои специфические черты и собственный строй речи Монологическая речь существует в виде устного или письменного текста, который характеризуется своей общественно-коммуникативной функцией, назначением, способом отражения действительности. В зависимости от целей монологического высказывания, наличия тех или иных содержательно-смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяют функционально-смысловые (коммуникативные) типы речи описание, повествование, рассуждение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.53.26 (0.008 с.) |