![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дыхание - гортань - резонаторы
КАК СИСТЕМА Дыхание, гортань и резонаторы - это, как известно, три основные части голосового аппарата, работающие в тесном взаимодействии друг с другом и представляющие собой единую систему. Возникает законный вопрос: какие силы связывают эти части в единое целое? Каковы физиологические механизмы, объединяющие дыхательный аппарат, гортань и резонаторы певца в одну функциональную систему для целей певческого голосообразования? Вопрос далеко не праздный, поскольку дыхательный аппарат возник в процессе эволюции отнюдь не для пения, а для обеспече- ния организма кислородом. И лишь потом, спустя миллионы лет, он стал «по совместительству» служить и целям голосообразования. Гортань также изначально возникла как орган защиты нижних дыхательных путей от попадания, например, пищи, воды и т.п. То же самое резонаторы - это прежде всего воздухоносный дыхатель- ный тракт, по которому движется воздух в легкие и обратно, а в верхней части - еще и тракт для поступления пищи. Мало того -это еще и «помещение» для первичной ее обработки с помощью зубов, языка, глотания (отсюда «глотка») и т.п. И лишь потом, опять-таки через миллионы лет, эти органы стали служить нам уже дополнительно и для голосообразования, приспособившись для речи и пения. Приспособление это оказалось удивительным, поскольку счи- тается, что голосовой аппарат не очень-то эффективный акустиче- Искусство резонансного пения 195 ский орган. И это действительно так, ибо КПД его в речевом ре- жиме работы составляет ничтожные доли процента (по данным Ван ден Берга, например). Между тем лучшие певцы способны извлекать из своего голосового аппарата звуки поразительной силы и восхитительной красоты. Как это им удается? Происхо- дит это, как мы уже знаем, за счет максимального исполь- зования резонаторов и конечно же- за счет наиболее эф- фективного взаимодействия их с работой гортани и дыхания. «Здесь весь секрет!», - как говорит Е.В. Образцова (и другие вели- кие певцы; см. Приложение 1). Здесь существует две проблемы. Во-первых, как сам певец представляет и ощущает это взаимодей- ствие резонаторов и дыхания (о гортани великие предпочитают умал- чивать). Это субъективная психологическая и очень важ-
ная (!) сторона вопроса. О ней мы поговорим в следующей главе. Во-вторых, как это взаимодействие осуществляется в действи- тельности, т.е. с точки зрения объективных акустико- физиологических закономерностей. Обратимся к де- тальному изучению этого вопроса. Традиционно связь дыхания, гортани и резонаторов рассматри- валась упрощенно: дыхание воздействует на голосовые связки, а голосовые связки, порождая звук, воздействуют на резонаторы, возбуждают их (см. рис. 62). Какие-то обертоны усиливаются, ка- кие-то заглушаются, и в результате мы говорим или поем. При этом добавляется, что гортань заведует силой, высотой и тембром в зависимости от плотности смыкания голосовых связок. Секрет прост - говорите и пойте на здоровье. Такое упрощенное представление было характерно для раннего периода формирования теории голосообразования со времен М. Гарсиа и Г. Гельмгольца (середина XIX столетия). Но, как ни странно, такую схему можно встретить еще и сегодня в руково- дствах по речи и пению. Отметим кратко три ее основные особен- ности (по характеру связей между дыханием, гортанью и резона- торами, - см. рис. 62). Во-первых, связи между частями голосового аппарата в этой упрощенной схеме носят однонаправленный характер, т.е. воздействие направлено в одну сторону: от дыхательного аппарата к гортани и от гортани к резонаторам. Во-вторых, связи эти одномодальные по характеру воздей- ствующей силы: от дыхания к гортани действует только одна си- ла - воздушное давление (назовем эту связь пневматической), 196 В. П. Морозов а от гортани к резонаторам- звуковая волна, т.е. связь акусти- ческая и тоже только одна. В-третьих, какой-либо прямой связи резонаторов с дыханием в этой упрощенной схеме не предусмотрено (контур схемы не замкнут). Рис. 62. Схема традиционного упрощенного представления связей резонаторов (рез.) с гортанью (горт.) и дыханием (дых.). Силы этих связей однонаправленные, прямые и одномодальные. Рис. 63. Схема связей резонаторов с гортанью и дыханием согласно РТИП. Связи дву- сторонние, т.е. прямые и обратные, и разномодальные, т.е. разнохарактерные по своей физиологической природе. Обозначение сил взаимодействия: Пн1 - пневматическое прямое воздействие (дыхание); Ак1 - акустическое прямое воздействие 1 - силы прямого воздействия; 2 - силы обратного (реактивного) воздействия
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.80 (0.006 с.) |