Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение к одаренности на Западе и В России. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Признаки одаренности. Диагностика одаренности. Условия развития одаренности. Проблемы одаренных детей. Литература § Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. § Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинта1998. § Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. § Одаренные дети: пер. с англ. / ред. Г.В.Бурменская, В.М.Слуцкий. – М., 1991. § Одаренный ребенок /под ред. О.М.Дьяченко. – М., 1997. § Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытания? – М., 1990. § Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996.
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека, но в разной степени: кого-то - больше, кого-то – меньше. Одаренным принять называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства. Большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет результат развития и темп развития способностей человека. Среда и воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. Существуют разные подходы к определению сущности одаренности. Так, исследователи Бине, Термен, Симон, считают, что Одаренность – это высокий уровень развития способностей. А, способности – это психологические качества, которые присущи людям в разной степени и отличают одного человека от другого. Способности делятся на общие /в основном, интеллектуальные, влияющие на многие виды деятельности/ и специальные, необходимые для конкретных видов деятельности /например, музыкальные, изобразительные, математические, литературные и т.д./ Способности могут проявляться только в условиях активной деятельности человека. Уровень развития способностей у разных людей различен
Талант – это совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством, общественной значимостью. Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием неизведанных путей творчества. /древние греки считали, что гениальность – это «озарение свыше»/
Исследователи Гилфорд, Э.Де Боно, А.Матюшкин разработали концепцию творческой одаренности. Они рассматривают одаренность как творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности. Эти исследователи считают, что творческий потенциал изначально заложен в человеке от рождения, а по мере роста и взросления он развивается. Этот потенциал различен у разных детей. Развитие его идет неравномерно, поэтому способности могут проявиться в разное время жизни человека. (Вундеркиндный и невундеркиндный путь развития. /Н.Лейтес/). Отношение к проблеме одаренности детей на Западе и в России различное. В 46 странах мира имеются Центры изучения одаренности, разработаны программы развития одаренных детей. В США существует банк данных об одаренных детях, которые считаются «национальным достоянием страны». Существуют специальные психологические службы, в обязанность которых входит выявление одаренных детей в дошкольных учреждениях и в школах. В России активное изучение проблемы одаренности предпринималось еще в 1905-1912 гг. особенно активно эту проблему изучали ученые Москвы, Петербурга и Киева. Психологом Г.Россолимо были разработаны схемы наблюдений за ребенком и первые отечественные тесты определения одаренности. В 30-е годы В.Экземплярский активно изучал одаренность с использованием разных диагностических методик. Он предлагал разработать специальные программы и создать специальные школы для обучения одаренных детей. Исследования Е.Гурьянова, А.Смирнова, М.Соколова и других ученых-педологов доказали, что на развитие одаренности большое влияние оказывает социальная среда. Исследования педологов, выявивших устойчивую закономерность того, что дети интеллигенции /бывших дворян и буржуазии/ имеют более высокий уровень общих и специальных способностей, чем дети рабочих и крестьян, не могло в период воинствующего социализма соответствовать политике тоталитарного советского государства. В результате чего, постановлением 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпроссов», наука педология была запрещена, а вместе с ней были закрыты и запрещены всякие исследования в области детской одаренности.
Долгое время широкомасштабных исследований одаренности /особенно интеллектуальной/ в России не проводилось, в результате чего Россия отстала от западных исследователей почти на пол века. Первые исследования в советский период возобновились лишь в конце 50-х, начале 60-х годов. В.Крутецкий, Б.Теплов, А.Леонтьев, А.Матюшкин, С.Рубинштейн исследовали развитие специальных способностей человека. Н.Лейтес выявил закономерности развития одаренности. В 90-е годы ХХв. Богоявленская и О.Дьяченко апробировали оригинальные методики диагностирования творческой одаренности детей. В Москве в настоящее время активно функционирует Детский центр Л.А.Венгера, изучающий проблему детской одаренности и разработавший специальную образовательную программу «Одаренный ребенок». Создана специальная исследовательская лаборатория «Психология одаренности». В последние десятилетия активно издается разнообразная литература по проблеме развития детской одаренности. Признаки одаренности Большинство исследователей выделяют три взаимосвязанные группы общей одаренности детей:
Таким образом, одаренность ребенка развивается неравномерно – развитие интеллекта опережает физическое развитие ребенка. Большинство авторов, изучающих одаренность, отмечают преимущество одаренных детей по всем параметрам: интеллект, творчество, учебные успехи, социальное общение, освоение нравственных и эстетических эталонов. Таким образом, одаренные дети все делают намного раньше, намного лучше, намного быстрее и немного не так, как большинство других детей.
Диагностика одаренности Методики диагностики детской одаренности для психологов традиционно разрабатывались и продолжают разрабатываться довольно интенсивно. Наибольшей популярностью при диагностике детской одаренности у российских психологов пользуются: «прогрессивные матрицы Дж.Равена», «тест Д.Векслера», невербальный и вербальный варианты теста П.Торенса, многочисленные методики, направленные на определение эффективности познавательных процессов, и многие другие. Большая часть данных методик трудно применима из-за своей неэкономичности. Их использование требует большой подготовки и затрат времени. Исключение составляют методики Дж.Равена (конвергентное мышление) и П.Торренса (дивергентное мышление). Они отвечают основным требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам (валидность, надежность, и т.д.), не требовали больших временных затрат при обследовании детей и обработке результатов.
Методики диагностики для педагогов и родителей. Методики этой группы качественно отличаются от методик для психологов. Но они разрабатываются мало. В основном используются тест-анкеты, нормативные шкалы, доступные тесты (Словесные ассоциации, конструирование математических задач, завершение сказок/3 разные концовки/, и т.д.)однако, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.248.69 (0.009 с.) |