![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология социальной работы
ОСАДЧАЯ Г.И., КИРЕЕВ Е.Ю. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Социология СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Направление подготовки Теология (бакалавр) Степень выпускника Бакалавр Форма обучения Очная, Заочная Москва
УДК 364:316 ББК 60.561.7р-2 О-72
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология социальной работы» подготовлена д.с.н., профессором, зав. кафедрой социологии социальной работы Осадчей Г.И., преподавателем кафедры социологии социальной работы Киреевым Е.Ю.
Рецензенты: 1. Родина И.В., доктор социологических наук, профессор 2. Ковалев В.Г., кандидат педагогических наук, доцент
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология социальной работы» утверждена на заседании кафедры социологии социальной работы (Протокол № 11 от «27» марта 2012 г.).
1. Цели освоения дисциплины Целями учебной дисциплины является введение в предметное поле социологии социальной работы, формирование навыков использования социологического знания для повышения эффективности социальной работы Задачи изучения дисциплины · усвоение теоретических основ социологического анализа социальной эффективности социальной работы · углубление представлений о качестве социального обслуживания населения · овладение методическими навыками социологического анализа эффективности социальной работы
2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Социология социальной работы» относится к базовой (вариативной) части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Данная дисциплина находится в логической взаимосвязи с дисциплинами «Социология» и «Социальная работа». Дисциплина знакомит студентов с возможностями социологического анализа эффективности социальной работы и дает первые навыки использования социологического инструментария. Она развивает и углубляет знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины «Социология», способствует выполнению организационно-управленческих и исследовательских профессиональных задач. Для профиля «Социология социальной работы» является вводным курсом в дисциплины профиля.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
4. Объём дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Количество часов по учебному плану (очная форма обучения) Всего 72 часа Аудиторные занятия* 48 часов, в том числе интерактивных занятий _ часа** Самостоятельная работа 24 часа
5. Содержание дисциплины
6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Семинар. Тема 1. Генезис развития идей о социальном равенстве и элементов социального законодательства. Идеология и философия социальной работы Цель занятия: Изучение общефилософских проблем социальной работы.
Вопросы для обсуждения:
1. Классический либерализм и проблема бедности (Т.Мальтус, Г.Спенсер). 2. Модели интерпретации бедности в западной социологической мысли. 3. Концепция отчуждения и проблема дегуманизации человека (К.Маркс). 4. Улучшение материального благосостояния нуждающихся в рамках государственной и частной благотворительности. 5. Традиции, нравы и обычаи. Концепция собственного выживания. 6. Регуляция социокультурного контекста. Улучшение качества социальных отношений. 7. Социальная справедливость и социальный порядок. Взаимная социальная ответственность. 8. Концепция прав человека – базовая модель противодействия явлениям стихийности и незащищенности. 9. Аксиологическая концепция отношения общества к определенным категориям объектов социальной работы. Активная социализация и адаптация к меняющимся жизненным условиям и способность к самоорганизации. 10. Антидискриминационная направленность социальной работы (борьба с эйджизмом, сексизмом, инвалидизмом и пр.) Темы докладов/рефератов: 1. Социологический подход в социальной работе. 2. Социологические парадигмы в анализе социальной работы. 3. Парадигмы социально-исторического детерминизма. 4. Парадигмы социальных фактов. 5. Парадигмы социальных дефиниций. 6. Парадигмы социального поведения. 7. Парадигмы психологического детерминизма. 8. Парадигмы структурно-функциональные. 9. Парадигмы интерпретивные. 10. Парадигмы интегральные. 11. Постмодернистские парадигмы. 12. Основные социологические теории: функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм, этнометодология, постмодернистская ментальность, конец социального, потребительское общество, символический обмен, гиперреальность, теория макдонализации общества. 13. Социальная работа как непрерывный процесс символической интеракции. 14. Социологические теории функционализма и практические сценарии социальной работы с различными группами населения. 15. Социологические теории конфликта и практические сценарии социальной работы с различными группами населения. 16. Социологические теории символического интеракционизма и практические сценарии социальной работы с различными группами населения. 17. Социологические теории этнометодологии и практические сценарии социальной работы с различными группами населения. 18. Социологическая теория постмодернистской ментальности и практические сценарии социальной работы с различными группами населения. 19. Социологические теории потребительского общества и практические сценарии социальной работы с различными группами населения. 20. Социологические теории символического обмена, гиперреальности и практические сценарии социальной работы с различными группами населения. 21. Социологическая теория макдонализации общества и практические сценарии социальной работы с различными группами населения Образовательные технологии o Моделирование семинарского занятия с использованием технологии кейс-стади; o Использование мультимедийных технологий. Задания для самостоятельной работы студентов o Подготовка сообщений и докладов Формы контроля самостоятельной работы студентов o Опрос Образовательные технологии o Моделирование семинарского занятия с использованием технологии кейс-стади; o Использование мультимедийных технологий. Задания для самостоятельной работы студентов o Подготовка сообщений и докладов Формы контроля самостоятельной работы студентов o Опрос Образовательные технологии o Моделирование семинарского занятия с использованием технологии кейс-стади; o Использование мультимедийных технологий. Задания для самостоятельной работы студентов o Подготовка сообщений и докладов Формы контроля самостоятельной работы студентов o Опрос Образовательные технологии o Моделирование семинарского занятия с использованием технологии кейс-стади; o Использование мультимедийных технологий. Задания для самостоятельной работы студентов o Подготовка сообщений и докладов Формы контроля самостоятельной работы студентов o Опрос Образовательные технологии o Использование технологии кейс-стади o Использование технологии дебатов; o Использование мультимедийных технологий Задания для самостоятельной работы студентов o Подготовка сообщений и докладов o Разработка программ социологической оценки эффективности социальной работы с социально-дезадаптированными семьями. Формы контроля самостоятельной работы студентов o Опрос Образовательные технологии o Использование технологии кейс-стади o Использование технологии дебатов; o Использование мультимедийных технологий Задания для самостоятельной работы студентов o Подготовка сообщений и докладов o Разработка программ социологической оценки эффективности социальной работы с инвалидами. Формы контроля самостоятельной работы студентов o Опрос Образовательные технологии o Использование технологии дебаты; o Использованием метода проектов Задания для самостоятельной работы студентов o Подготовка сообщений и докладов o Разработка проектов социологического анализа проблем социальной работы с использованием количественной стратегии. Формы контроля самостоятельной работы студентов o Опрос Темы докладов/рефератов 1.Теоретико-методологические основания качественного исследования проблем девиации 2. Теоретико-методологические основания качественного исследования маргинальных групп 3.Теоретико-методологические основания качественного исследования репрессивных групп 4.Теоретико-методологические основания качественного исследования одиночества 5.Теоретико-методологические основания качественного исследования насилия в семье 6.Теоретико-методологические основания качественного исследования социальных проблем лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. 7.Теоретико-методологические основания качественного исследования десоциализации конкретных лиц или групп населения 8.Теоретико-методологические основания качественного исследования этнических особенностей поведения 9.Теоретико-методологические основания качественного исследования наркотизации подростков
Образовательные технологии o Использование технологии дебаты; o Использованием метода проектов Задания для самостоятельной работы студентов o Подготовка сообщений и докладов o Разработка проектов социологического анализа проблем социальной работы с использованием качественной стратегии. Формы контроля самостоятельной работы студентов o Опрос Формы текущего контроля
7.1.Зачет 7.1.1. Примерные вопросы
Примерные вопросы к зачету/ экзамену по учебной дисциплине «Социология социальной работы» 1. Взаимосвязь социологии и социальной работы. 2. Социологическое воображение в социальной работе на контактном и организационном уровне социальной работы. 3. Социологическое знание в социальной работе. Категории индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия «социальные факт», «социальная реальность» и «социальное действие». 4. Социологические проблема социального взаимодействия в социальной работе на макро и микро уровнях. Понятия: социальные структуры, социальные изменения, конфликты интересов основных социальных групп, семья, возрастные группы, адресная помощь/защита и др. 5. Социология социальной работы: предметное поле. 6. Социологический подход в социальной работе. 7. Социологические парадигмы в анализе социальной работы. 8. Парадигмы социально-исторического детерминизма. 9. Парадигмы социальных фактов. 10. Парадигмы социальных дефиниций. 11. Парадигмы социального поведения. 12. Парадигмы психологического детерминизма. 13. Парадигмы структурно-функциональные. 14. Парадигмы интерпретивные. 15. Парадигмы интегральные. 16. Постмодернистские парадигмы. 17. Основные социологические теории: функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм, этнометодология, постмодернистская ментальность, конец социального, потребительское общество, символический обмен, гиперреальность, теория макдонализации общества. 18. Социальная работа как непрерывный процесс символической интеракции. 19. Познавательные возможности и особенности количественной методологии в социологии в анализе социальной работы. 20. Понятие и виды традиционных социологических исследований. 21. Проблематика социальной работы как социального процесса и вида деятельности в количественных исследованиях. 22. Показатели эффективности социальной работы. 23. Измерение эффективности социальной работы и типы шкал. 24. Количественные методы сбора первичной информации. 25. Программа социологического исследования. 26. Понятие и построение выборки в классическом исследовании. 27. Обработка и обобщение социологической информации в количественном исследовании социальной работы. 28. Оценка качества социологического исследования в количественном подходе. 29. Требования к отчету по итогам социологического исследования. 30. Качественная методология как изучение микропроцессов в практике социальной работы. 31. Проблематика качественных исследований в социальной работе. 32. Показатели эффективности социальной работы в качественной стратегии и их измерение. 33. Качественные методы сбора первичной информации. 34. Программа качественного социологического исследования. 35. Организация качественного исследования. 36. Интерпретация результатов исследования в социальной работе и уровни репрезентации информации. 37. Анализ и представление результатов качественного исследования. 38. Истина и качество в качественном исследовании социальной работы. 39. Социологические исследования социальной работы в регионе. Проблематика, виды, особенности. 40. Категории социальной работы в социологическом анализе. Понятия, переменные и измерение. 41. Прикладное исследование. Работа в поле. 42. Кабинетное исследование. Вторичный и исторический анализ данных. 43. Мониторинг как повторное социологическое исследование социальной работы: методология и методика. 44. Социологическая служба в регионе: структура и функции. 45. Социологическая культура социального работника как фактор повышения эффективности социальной работы. 46. Мониторинг качества социального обслуживания: методологические и методические особенности. 47. Национальные стандарты в области социального обслуживания и типы учреждений социального обслуживания, виды учреждений социального обслуживания. 48. Логическая схема оценки муниципальных программ. 49. Требования к инструментарию мониторинга социальных программ. 50. Рабочий план проведения оценки муниципальных программ. 51. Схема организации оценки муниципальных программ. 52. Внутренняя оценка муниципальных программ. 53. Семья как социальный институт структура и функции социального института семьи. 54. Семья как социальная группа. 55. Социокультурная природа девиаций семейных отношений. 56. Проблемы и категориальный аппарат социологического анализа дезадаптированных семей. 57. Особенности методической стратегии социологического анализа дезадаптированных семей. 58. Типологический анализ социально-дезадаптированных семей. 59. Показатели эффективности социальной работы социально-дезадаптированных семей. 60. Семья инвалида в социальной структуре общества. 61. Социальная дифференциация. Механизмы социальной эксклюзии и инклюзии инвалидов. Функциональная система эффекта эксклюзии и социальная интеграция. 62. Социальные индикаторы выявления уязвимых категорий населения. 63. Методики измерения, оценки и интерпретации социальных показателей и индикаторов (бедность, нуждаемость, безработица, сиротство и т.п.). 64. Социальные общности и группы, отклоняющегося поведения школьника. 65. Понятия «человек», «индивид», «индивидуум», «личность», личность как активный субъект. 66. Методологические подходы к исследованию девиантного поведения. (Основные направления изучения девиантного поведения: биологический, психологический, социологический подходы. 67. Девиантное деструктивное поведение как социальный феномен. Специфика девиантного поведения подростков. 68. Факторы деструктивного девиантного поведения детей и подростков. 69. Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков. 70. Влияние семьи на формы и уровень проявления подростковых девиаций. 71. Пенсионеры как особая социально-демографическая группа. 72. Факторы социальной дезадаптации пенсионеров. Социальные показатели измерения статуса. 73. Компенсаторные поведенческие реакции пенсионеров. 74. Позитивное конструирование старости. 75. Ресоциализация пожилых людей. 76. Социально-демографическая группа российских пенсионеров как предмет социологического анализа. 77. Направления социальной работы с социальной группой, показатели эффективности
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература 1. Волков Ю. Г. Социология. Учебник. М. Альфа-М-ИНФРА-М, 2010 2. Горшков К.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология., М.2010 8.2. Дополнительная литература 1. Максимова Светлана Геннадьевна Особенности функционирования и развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста в современном российском регионе: Монография. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006; 2. Гуслякова Л. Г. (Барнаул) Социология социальной работы: основные направления исследования. //Сб. статей по материалам 11 Всероссийского социологического конгресса. МГУ, 2005. 3. Шухарева О.Н. К вопросу о социологии социальной работы. Научный журнал КубГАУ № 23 (7), ноябрь, 2006; 4. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. // Соц.Ис. — 1991.№4.—С.74.3ТамжеС75. 5.Социальные отклонения. / Под ред. В.НКудрявцева М., 1989. - С.95.2 Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. — М, Юридическая литература, 1995; 6.Социологическая модель социальной работы в условиях маргинализации. Монография / О.А. Волкова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. – 166 с. 7. Осадчая Г.И. Лекции по социологии. М., 2008;
ОСАДЧАЯ Г.И., КИРЕЕВ Е.Ю. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Социология СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Направление подготовки Теология (бакалавр) Степень выпускника Бакалавр Форма обучения Очная, Заочная Москва
УДК 364:316 ББК 60.561.7р-2 О-72
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология социальной работы» подготовлена д.с.н., профессором, зав. кафедрой социологии социальной работы Осадчей Г.И., преподавателем кафедры социологии социальной работы Киреевым Е.Ю.
Рецензенты: 1. Родина И.В., доктор социологических наук, профессор 2. Ковалев В.Г., кандидат педагогических наук, доцент
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология социальной работы» утверждена на заседании кафедры социологии социальной работы (Протокол № 11 от «27» марта 2012 г.).
1. Цели освоения дисциплины Целями учебной дисциплины является введение в предметное поле социологии социальной работы, формирование навыков использования социологического знания для повышения эффективности социальной работы Задачи изучения дисциплины · усвоение теоретических основ социологического анализа социальной эффективности социальной работы · углубление представлений о качестве социального обслуживания населения · овладение методическими навыками социологического анализа эффективности социальной работы
2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Социология социальной работы» относится к базовой (вариативной) части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Данная дисциплина находится в логической взаимосвязи с дисциплинами «Социология» и «Социальная работа». Дисциплина знакомит студентов с возможностями социологического анализа эффективности социальной работы и дает первые навыки использования социологического инструментария. Она развивает и углубляет знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины «Социология», способствует выполнению организационно-управленческих и исследовательских профессиональных задач. Для профиля «Социология социальной работы» является вводным курсом в дисциплины профиля.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
4. Объём дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Количество часов по учебному плану (очная форма обучения) Всего 72 часа Аудиторные занятия* 48 часов, в том числе интерактивных занятий _ часа** Самостоятельная работа 24 часа
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.95 (0.22 с.) |