![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное учение Аристотеля
В плане продвижения своих политических идей Аристотелю повезло гораздо больше, нежели Платону. В 347 г. до н. э., после смерти своего учителя, Аристотель женился на племяннице Гермия, тирана Ассоса в Троаде. Сам Гермий во многом слушался своего зятя, в том числе и в политических вопросах. Аристотель не пытался построить в полном смысле этого слова “идеальное” государство, скорее, идеальное среди реального. Он рассматривал уже существующие формы правления, анализировал их и, соответственно, выделял самое лучшее. Вот они все:
Монарх правит, соблюдая законы и принимая во внимание интересы своих подданных. Аристократов выбирают из самых мудрых и опытных людей. В условиях республики государство управляется большинством "носящих оружие" людей. Таковы правильные формы правления. Тиран заботится о себе и находится вечно в страхе. Олигархия – власть богатых. Демократия – власть толпы, черни. Все эти формы правления являются извращениями соответствующих им правильных форм. По мнению же Аристотеля, у власти должен находиться средний класс людей, интеллигенция, мыслящая часть народа с умеренным доходом и достаточно хорошим образованием. Скорее всего, к этим людям он причислял и себя. Видно, что Аристотель и здесь руководствовался принципом Золотой Середины. Стоит также знать, что Аристотель защищал один из устоев античного общества – рабство, понимая его значение для Греции.
Общая характеристика философии эпохи эллинизма
После смерти Александра Македонского (4 век до н.э.) и до конца античности – эпоха эллинизма, эпоха, с одной стороны, упадка античной культуры, а сдругой – её распространения: Александр завоевал Индию, Персию и т.д. и насадил греческую культуру на вновь завоеванных землях. Мир эллинизируется. Нестабильная политическая ситуация. Полисная система разрушилась, Греция стала частью огромной державы вместо маленького и уютного государства. Если раньше – всеобъемлющие философии, то теперь – узконаправленные: 1) Как выжить в изменившейся социальной и политической обстановке? (-» онтология, т.е. устойчивость бытия – для греков; мы бы назвали это скорее этикой)
2) Как достичь атараксии (спокойствия, счастья, безмятежности)?
Новые школы: эпикурейцы, скептики, стоики. Продолжают существовать и некоторые старые: Академия Платона, Аристотелевский Ликей, например.
Философия эпикурейцев Эпикурейцы (сады Эпикура). Основатель Эпикур (341-271). Конечно, занимались они не только этикой, но другие части – неоригинальны: многое было заимствовано у физиков (натурфилософов). Например, учение об атомах: представляет их почти так же, как и Демокрит. Но если тот был последователем детерминизма, т.е. не верил в существование случайностей (атомы движутся по чёткой траектории), то Эпикур: траектория есть, но иногда происходят небольшие отклонения => большая свобода.
Этические принципы: гедонизм. - Главное в жизни - получение удовольствия, но оно не обязательно является следствием активности (а сократик Арисипп считает, что обязательно). Если у меня ничего не болит, то уже – удовольствие. Но не всякое удовольствие приносит счастье, не всякое удовольствие – благо. - Главное благо для жизни – от разума, а не телесное. - Удовольствие - это отсутствие страдания. Но т.к. не всякое страдание есть зло, то не всякого страдания следует избегать. - Тревоги не дают достичь удовольствия. - Атараксия – состояние мудреца, стремящегося к естественному необх. удовольствию и не страшащегося богов и смерти.
Необходимое (не приводит к страданию) ненеобходимое (приводящее к страданию например переедание => надо стремиться к минимуму)
Смерть Боги (воздаяние)
Богов не надо бояться т.к. они совершенны и, следовательно, безразличны к нам. Эпикур – не атеист, но отвергает религию. “Смерти не надо бояться т.к. пока мы есть, смерть не существует, а когда она есть, нет нас”. Его девиз: “Главное условие счастья – это жить, скрываясь” – чисто греческое сознание.
Философия стоиков
Стоики. Основатель Зенон Китийский. Стоицизм – целое наследие Греции и Рима. Выдающиеся представители: 1) Зенон, Клеант, Хрисипп – древний период 2) Панеций - средний 3) Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – ранний
Учение: Добродетельный человек, что бы ни случилось, будет счастлив, даже во время пыток. Хотя у Сенеки – дворцы, Марк Аврелий купается в роскоши… Начнём с физики. Основа всего – огонь, Логос. Всё бытие телесно – даже добродетели. Детерминизм (все подчинено необходимости, свобода – осознание того, что нет выбора).
Этика: - Аскетизм (самоограничение, крайняя скромность и воздержание).
Благие (добродетели) Злые (пороки)
Безразличные (адиафора) напр., здоровье, т.к. не зависит от нас: а то, что от нас не зависит, не может быть добром или злом => внешнее = безразличное. Добродетели: 1) Рассудительность (главное – размышление). 2) Справедливость. 3) Умеренность. 4) Мужество. Пороки – противоположности добродетелей. Возникают из страстей (например, любовь) и вторичных по отношению к ним аффектов (например, печаль из-за неудавшейся любви). Цель человеческой жизни – в искоренении этих злостных пороков.
Человек состоит из: Логоса, души и тела. Наш логос подобен мировому Логосу, и мы подчиняемся нашему ему = разум.
Философия скептиков Скептики. Основатель - Пиррон Элидский (конец 4-начало 3 веков). Выдающиеся представители: Тимон, Энесидем, Агриппа, Секст-Эмпирик.
Нельзя путать агностиков и скептиков. А в это время появляются и агностики (ничто не познаваемо). Там же где речь идёт о сомнении – скептицизм. Скептики более последовательны, ибо если мы верим, что истина непознаваема, то считаем наше утверждение истиной.
Скептики задаются трёмя вопросами: 1)Что есть вещь? (онтология) Мы не знаем т.к.все субъективно. Энесидем (10 доказательств): А)У разных живых существ различное восприятие мира. Б)Различие между субъективными особенностями людей. В)Внешность обманчива: мёд – текучая гадкая жижа.. но вкусная. Г)Разное распределение состояния людей (от хорошего-плохого настроения) Д)Разница в положении наблюдателя (близко-далеко, в воде-воздухе) 2)Как относиться к вещам? Главный принцип – эпохэ, то есть воздержание. Воздержание от категорических суждений о вещах, так как все, что мы видим, нам только кажется. Атараксии можно достичь лишь через эпохэ, то есть свобода от догм, не быть движимым какой-либо уверенностью, чтобы потом не разочароваться в чем-либо. 3)Какая выгода из эпохэ? Атараксия – перестать пытаться познать мир.
Этические принципы: 1) Сомнение в познании. 2) Счастье в отсутствие попыток понять 3) Догмы не нужны.
Скептицизм это философия, которую нельзя опровергнуть. Но как жизненная позиция он неправилен, т.к. скептики легко могут критиковать существующее, а вот сказать что-нибудь новое, по сути – не могут.
Блаженный Августин опроверг скептиков: “А не сомневаются ли скептики в самой сущности своего сомнения?” – на этот вопрос они не смогли дать ответ…
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.235 (0.012 с.) |