![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ее культурно-исторические типы.
Раскрытие данной темы предполагает определение критериев периодизации истории философии. Разные философы по-разному определяли периоды в истории философии: (языческая и христианская, западная и восточная, мусульманская и европейская и т. д.). Начиная с Гегеля, периоды в истории философии связывают с известными историческими эпохами. Философия выступает «духовной квинтэссенцией эпохи». К. Маркс связывает периоды в истории философии с общественно-экономическими формациями и называет ее «живой душой культуры». Отсюда выводятся такие периоды истории философии как «рабовладельческий», «феодальный», «буржуазный», «социалистический». В настоящее время общепринятый критерий периодизации движения философской мысли, как и во времена Гегеля, соотносится с известными в истории эпохами развития человеческого духа и связывается с географией. Выделяют восточную и западноевропейскую философию. Внутри восточной называют древнеиндийскую, древнекитайскую, современную философию Индии и Китая; внутри западноевропейской – античную, средневековую, Возрождения, Нового времени, Просвещения, современную западную философию. В философских системах нередко различают философию отдельных народов: греческую, римскую, индийскую, английскую, немецкую, французскую, русскую, арабскую и прочие. Существует также периодизация истории философской мысли по школам, системам и направлениям в философии: метафизическая, механистическая, идеалистическая, материалистическая, рационалистическая, иррационализм и т. п. Исторический масштаб развития школ, направлений, течений охватывается и такими обобщениями, как схоластика, патристика, немецкая классическая философия, экзистенциализм и т. п. Эти направления также определяются и уточняются в культурно-историческом контексте.
2.1. Философия Древней Индии. Индийская философия отличается большим разнообразием взглядов. Однако ряд отличительных моментов характерен для большинства ее школ и направлений. Можно говорить о «морально-спиритуалистическом характере» индийской философии. Философская мудрость практически направлена на жизнь человека. Она выступает и как теория, и как образ жизни, руководство жизнью. Философия дает человеку понимание природы добра и зла, картину Вселенной, определяет смысл жизни. Большинство философских систем древней Индии пессимистичны.
Рассматривая жизнь как трагедию, индийская философия говорит не только о страдании, но намечает пути к прекращению страдания. Учение о спасении основано на мысли о некоем вечном нравственном миропорядке как воплощении справедливости, действие которого распространяется даже на богов и выражается в законе Кармы. Карма означает, что все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают и соответствующие им последствия, притом не только в «этой жизни», но и в «будущих жизнях», превращениях души. Карма не стесняет свободы человека действовать. Судьба есть, но она выступает в виде общих сил прошлых поступков. Усилиями настоящей жизни судьба может быть преодолена. Вселенная выступает как арена, где человек сражается с судьбой. Главная причина нашего страдания и зависимости заключается в незнании. Освобождение от страдания достигается через познание истины и действий в практической жизни. Чтобы познать истину, необходимо применять особую технику сосредоточения посредством самоконтроля. Он необходим для устранения страстей, препятствующих хорошему поведению. Самоконтроль – это контроль над «низшим я», над животными наклонностями. Низшее должно подчиниться высшему. Следует воздерживаться от нанесения вреда всему живому, лжи, воровства, стяжательства. Высшая цель жизни – освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства. Основными школами древнеиндийской философии являются Джайнизм, Буддизм и шесть классических школ: Вайшешика, Санкхья, Йога, Миманса, Веданта. Ньяя. Философия Древнего Китая. С начала своего возникновения (5 век до н. э.) китайская философия синтезирует своим содержанием, прежде всего, этику и политику. Ее стержнем является триада – «знание – действие - нравственность». Этические критерии определяют и знание в целом, и философию, в частности. Традиционные европейские проблемы философии: отношения духа и материи, природы как источника познания, космологические проблемы и другие в китайской философии носят этико-прагматический характер.
Знания оцениваются, прежде всего, как путь к нравственному совершенствованию. Высшее знание – это знание о добродетелях великих людей и правилах поведения на всех ступенях общества, от собственной семьи до дворца. Немаловажным представлялось и искусство управлять страной, военное искусство. Все другие виды знания: математическое, астрономия, медицина и т. д., объявлялись низшими. В западной культуре, напротив, изучение математики являлось условием философствования. В самой философии логика и гносеология были отодвинуты на периферию и не получили такого бурного развития, как в европейской мысли. Философия в Китае никогда не находилась в подчиненной зависимости от религии и, уж, конечно не была служанкой богословия. Напротив, религия как бы проходила барьер философского обоснования, чтобы быть принятой в обществе. Но китайская философия была тесно связана с мифологией (носившей зооморфный характер), культом предков, тотемизмом, которые в большей степени, чем в Европе, определили ее содержание. Связь с мифологией была одной из причин недостаточной рационализированностии и системности китайской философии. Основными школами китайской философии, возникшими еще в древности, являются: Даосизм и Конфуцианство. Между ними помещается призванное интегрировать их учение «Книги перемен». Каждое из этих направлений вырабатывает свой термин и понятие философии. В конфуцианстве понимание философии (хаосюэ) созвучно греческому и означает «любовь к мудрости»: хао – любить; сюэ – мудрость, учение. В даосизме философия называется цзюэсюэ – отрицание мудрости. Однако это только отрицание иллюзорной человеческой самости и утверждение подлинной всеобщей самости человека – цзыжань – естественность. Учение «Книги перемен» вырабатывает свой термин и понятие философии, которые не изрекаются в слове, но выражаются символически. Таким образом, китайская философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три основные идеи философии: 1. Философия Дао (естественного миропорядка); 2. Философия начинается с духовно-нравственного содержания; 3. Китайская философия сознает и именует себя в специальных терминах, понятиях и идеях, стоит вровень с мировой философией и открывает путь историко-философской компаративистики.
Античная философия (греческая и греко-римская) Почти тысячелетним периодом – с 6 в. до н. э. - по 6 в. н. э. отмечен исторический путь античной философии. В нем выделяются основные этапы: 1).Становление древнегреческой философии (6 – 5 вв. до н.э.). Философы – Фалес, Гераклит, Парменид, Пифагор, Зенон, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ и др. представляют этот период. 2). Класическая греческая философия (5 – 4 вв. до н э.). Это прежде всего учения Демокрита, Платона и Аристотеля. 3). Эллнистически-римская философия (с конца 4 в. до н. э. до 6 в. н. э.). Это учения эпикуреизма, стоицизма, скеприцизма. Социокультурными основаниями возникновения и развития античной философии явились: становление цивилизации и развитие городов-государств (полисов); демократия; дух состязательности во всем; поростой язык и доступность обучения; усвоение греками восточной культуры; простая религия без власти жрецов; мощные импульсы искусства.
В развитии античной философии важно отметить единые философские идеи, проблемы и методы, проходящие через все его этапы: Проблема «архе». Что означает «первоначало», «первопричина» существующего, исходную сущность, от которой происходит все сущее. При всем многообразии решений у архе отмечается и ряд других общих признаков – самодостаточность, вечность, универсальность действия. От хаоса к Логосу. Уже в космогонических мифах задана динамика становления от неопределенного беспорядка к упорядоченному космосу. Эта тенденция углубляется понятиями философии, дающими ту или иную трактовку мира как целого: Огонь-Логос Гераклита, движение атомов Демокрита, бестелесные эйдосы и формы Платона и Аристотеля. Диалектика как взаимодействие противоположностей. Образ противоположностей греческие философы использовали двояко. У досократиков он играл ключевую роль в понимании изменчивости бытия и конструировании моделей такого понимания. В них противоположности обеспечивали поток изменений. Таковы «возгорания и угасания» Огня у Гераклита, «Любовь и Вражда Эмпедокла и т.п.». Это онтологические модели. Сократ и сократики разработали субъективную диалектику, где противоположные мнения формировали проблемы и в спорах рождались истины. Человек как микрокосм. Греческие мудрецы размышляли над вопросом: «Человек подобен простой вещи или это особый мир?». Как сторонники натурализма досократики склонялись к первому решению. Противоположную позицию разрабатывали сократики. Идея микрокосма была усилена орфическими представлениями о противоположности души и тела. Это направление впоследствии вылилось в учения гуманизма, изучение структуры сознания и т. п. Сущность познаваема посредством мыслящего разума. Не чувственные мнения, а познающий разум овладевает истиной. Эта установка рационализма в Греции была реализована более полно и последовательно чем в учениях Востока. Демократия представляла на суд разума многие представления чувственного опыта. На основе их рациональной критики появились такие понятийные идеи, как «число», «эйдос», «атом», «форма» и др. понимание: глубинные сущности открывает разум. Так родилось противопоставление теории практике, выразившееся в принципе: «знания ради знания». Не случайно первая научная теория с аксиоматической структурой появляется в Древней Греции (геометрия Евклида). Греческая философия продемонстрировала высокий уровень рационального мышления и единство с теоретической наукой вплоть до синкретизма.
Эти ключевые философские идеи и проблемы античной мысли по- разному представлены в учениях отдельных философов, разными школами и направлениями древнегреческой философии. С ними студент познакомится по учебникам.
2.4. Европейская средневековая философия. Европейская христианская или средневековая философия занимает большой временной интервал – 1 – 15в. Главным в отличии христианской философии является ее сопряженность с проблемами религии. Философия развивается с учетом основных догм христианства. Такое сближение философии с религией называется «сакрализацией философии». Социокультурные особенности: 1) Рождение Библии как единой священной книги христианства. Ее осмысление породило христианскую теологию и христианскую философию. 2) Воздействие эллинистической культуры на становление христианства. Библия рождалась в одеждах европейского и греческого языка. Существенно и то, что развитая эллинистическая философия помогала становлению христианской теологии и философии, которые были необходимы для выработки догматов и критики различных ересей. 3) Гибель Римской империи и формирование христианской церкви. В 5 в. под ударами германских племен пала Римская империя. К этому времени уже были заложены основы христианской церкви, как особого социального института. У ее истоков стоял Иисус Христос, богочеловек, принявший смерть на кресте и воскресший (научное религиоведение отрицает достоверность этих фактов). Его дело продолжили ученики – апостолы. Из небольшой группы верующих со временем возникла многомиллионная Церковь со своими руководящими органами, храмами и монастырями. 4) Латынь – единый язык западноевропейских народов. Существование библии на латинском языке и духовное господство Римской Церкви над западноевропейскими государствами определили латынь в качестве общекультурного языка. Он не только на религиозных проповедях, это был единый язык науки, искусства и философии.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.169.85 (0.014 с.) |