Сущность и место контроля в процессе управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и место контроля в процессе управления



Контроль (от англ. to control - контролировать, управлять).

Концепция обеспечения конкурентоспособности производственной организации предполагает не только способность экономического субъ­екта определять, прогнозировать и создавать потребительские потребно­сти, но и, что не менее важно, распределять финансовые, материально-техниче­ские, интеллектуальные и информационные ресурсы для удовле­творения выявленных потребностей с наибольшей прибылью. Второй ре­сурсный ас­пект системы обеспечения конкурентоспособности традици­онно рассмат­ривается как поле менеджмента - процесса планирования, ор­ганизации, координации и контроля для достижения целей организации посредством использования всей совокупности ее ресурсов. От качества менеджмента, его способности рационально приобретать и сочетать огра­ниченные ре­сурсы для достижения цели зависит эффективность функцио­нирования и развития предприятия. Ресурсы - это потенциал предприятия, определяю­щий его возможности для удержания конкурентных преиму­ществ.

Максимальная адаптация к внешней среде обеспечивается в рамках стратегического планирования как организованной системы подготовки и принятия стратегических решений по основным направлениям функцио­нирования и развития предприятия. Строго говоря, поле менеджмента - достижение поставленной цели предприятия через механизм согласования текущих решений - тактических и оперативных - со стратегическими. Этот механизм согласования реализуется через «следящую» систему контроля текущих показателей деятельности предприятия с учетом его специфики. Оперативный контроллинг включает и своевременное принятие мер по оп­тимизации соотношения «затраты-результаты», что предполагает внедре­ние управленческого учета.

Какой бы ни была организация, важно понимать, что без контроля начинается хаос.

Контроль необходим по следующим причинам:

а) для определения поощрения адекватного полученным результатам;

б) как средство, побуждающее работников к самому процессу работы и выполнению определенных нормативов;

в) для учета сделанных ошибок с целью определения тех действий, которыми эти ошибки были вызваны. Таким образом, контроль вступает и в роли средства, обеспечивающего обратную связь;

г) для руководителя, так как дает ему необходимый объем информации для принятия управленческих решений.

Сущность контроля состоит в том, что получение строго определенного результата при решении какого-либо вопроса носит вероятностный характер, так как на процесс достижения этого результата влияет множество различных факторов, учесть которые в большинстве случаев не представляется возможным. Поэтому для уменьшения неопределенности итогового результата еще на стадии подготовки и исполнения решения пытаются просчитать все возможные варианты развития событий, а за счет сопоставления полученных и запланированных промежуточных значений пытаются уйти от нежелательного итогового результата. Кроме этого проводится сопоставление итоговых фактических и плановых результатов по причинам, описанным выше.

Цель контроля заключается в том, чтобы выявить на возможно более раннем этапе неблагоприятное развитие событий, что дает шанс преодолеть возникшие проблемы. Он призван обеспечить правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы.

Хорошего управляющего характеризует не количество начатых программ и проектов, а число завершенных под его руководством, а для этого требуется средство, которое бы дало такую информацию. Этим средством и является контроль.

Главные вопросы контроля:

· что контролировать (затраты, сроки, качество, количество);

· кто будет осуществлять контроль;

· периодичность контроля;

· носитель контрольных результатов;

· методы контроля.

Чтобы контроль был эффективным, требуется выполнить ряд процедур:

· показать цели работы и поставить задачи;

· заинтересовать (мотивировать) коллектив для достижения целей, определить систему поощрений;

· сообщить подчиненным о конечном результате, который они должны получить и сроки;

· обеспечить коммуникации.

Таким образом, в широком понимании контроль можно охарактеризовать как одну из функций управления, заключающуюся в сопоставлении плановых и фактических показателей и дающую возможность при отклонении от нормативов корректировать действия организации для достижения поставленных целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.123 (0.005 с.)