Средства
| Инструменты, с помощью которых мы воздействуем на процессы, явления, предметы; они необходимы для перехода от уровня планирования к уровню осуществления и результативности.
|
Средства СКД
| Духовные, материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения и дальнейшего развития ценностей культуры.
|
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929172021874.files/image017.gif)
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929172021874.files/image018.gif)
- Светопроекционные, звукоусиливающие, звуковоспроизводящие средства; теле-, видео-, аудиоаппаратура.
- Музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы обстановки, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.д.
- Печатная реклама, печатное слово карты, схемы, графика, символика и т.д.
- Живое слово, музыка, мимика, диалог и т.д.
- Цвет, звук, тембр, объём, пространство, композиция и т.п.
Все виды и классификационные группы взаимосвязаны. Их выбор должен происходить с учетом определённого объекта воздействия (дошкольники, молодёжь, студенты, пенсионеры), культурной среды, климатических факторов.
Взаимодействие средств СКД зависит и от тематической направленности мероприятия (брифинги, конференции, аукционы, ток-шоу, диспуты и т.д.).
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929172021874.files/image019.gif)
Формы-программы СКД
| следует понимать способы и приёмы организации людей в учреждениях культуры по месту жительства в целях доведения до них определённого содержания.
|
Формы
|
крупное, самостоятельное, законченное, социо-педагогическое, социо-культурное действие, обусловленное социальным заказом, отражающее социальную действительность и оказывающее определённое влияние на неё.
|
Формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач, использование соответствующих способов организации деятельности людей. Они способствуют наиболее эффективному решению социо-культурных и социо-педагогических задач, используя при этом комплекс различных средств, методов и приёмов.
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929172021874.files/image020.gif)
- Беседы
- Индивидуальные занятия в кружках и секциях
- Консультации
- Интернет-игры
- Диспуты
- Любительские объединения и клубы по интересам
- Кружки
- Круглые столы
- Конференции
- Театральные представления
- Фестивали
- Аукционы
- Праздники
- Олимпиады
Выбор формы зависит от цели, содержания!
Методы СКД
| система идейно-эмоционального воздействия, совокупность способов, совместных действий организаторов и участников СКД, направленная на решение конкретных воспитательных, просветительских, культуротворческих, человекоформирующих и социализаторских задач.
|
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929172021874.files/image021.gif)
v Информирования
v Разъяснения
v Комментирования
v Обобщения
v Внушения
v Заражения
v Убеждения
(Способствуют преобразованию знаний в нормы, в принципы поведения):
v Включение в различные формы непрерывного просвещения
v Привлечение к разным видам любительского творчества
v Упражнения
v Приучение к выполнению общественно-культурных функций
v Самоорганизация, самоуправление, самообразование, самообслуживание
v Соревнование
v Требование
v Общественное мнение
v Поощрение
v Перспектива
v Критика и самокритика
Тема 6: Социо-культурная активность (СКА).
Субъект социо-культурной активности.
Деятельность
|
Процесс реализации социальной активности, поскольку сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельности.
|
Мансуров Н.С.: «Социальная активность – проявление существенных свойств личности в общественной жизни, в которой протекает её бытие. Социо-культурная активность значительно шире, чем СКД, и это подтверждает трактовка понятия «активность»».
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929172021874.files/image022.gif)
Ариарский «Прикладная культурология»:
«СКА – интегральное качество личности, отражающее её жизненную позицию и находящее своё отражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, которая связана с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры».
«Активность субъекта – основное условие, благодаря которому фрагменты реальности становятся непосредственно объектом его деятельности и условием развития культуры и субъекта».
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929172021874.files/image023.gif)
- Познание окружающей действительности и самопознание.
- Личностный выбор духовных и материальных ценностей для мотивации жизнедеятельности.
- Получение положительных эмоций, включая эстетические переживания и избегания привыкания к отрицательным эмоциям.
- Предвосхищение желаемого будущего посредством генерации идеи и образа проекта.
- Хранение, освоение и распространение культурной информации.
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929172021874.files/image024.gif)
Основным ресурсом СКА является:
Субъект СКД
| носитель СКА в области создания, освоения, сохранения и дальнейшего развития духовных и материальных ценностей, в области организации определённой среды и своей жизнедеятельности.
|
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929172021874.files/image025.gif)
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929172021874.files/image026.gif)
- Субъекты, связанные с производством и воспроизводством культурных ценностей; сеть социальных институтов профессионального культурного творчества, анонимного народного творчества, непрофессионального любительского, индивидуального социо-культурного творчества.
- Субъекты, которые обеспечивают хранение и передачу от поколения к поколению культурного наследия, природных ценностей, а также трансляцию культурных ценностей в СКП с помощью коммуникативных каналов, СМИ и т.д.
- Основные вспомогательные институты, которые осуществляют нормативно-правовое, юридическое и информационное обеспечение СКА отдельных граждан, СК служб и учреждений, их кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку специалистов, научные исследования в СКС и управление деятельностью.
- Непосредственные региональные социальные и культурные задачи, потребители и пользователи культурных ценностей в лице групп граждан либо отдельных лиц, обладающих определёнными культурными потребностями, интересами и предпочтениями, взаимодействующие с системой в процессе своей индивидуальной или групповой СКД.
![](https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929172021874.files/image027.gif)