![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Основы общей биологии.
ОСНОВЫ БИОЛОГИИ Учебная программа для специальностей:
1-33 01 05 Медицинская экология 1-80 02 01 Медико-биологическое дело Факультет экологической медицины
Кафедра биологии человека и экологии
Курс 1
Семестры 1
Минск 2008 г. Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Основы биологии», регистрационный № ТД-H.008/тип от 16.07.2008 г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры биологии человека и экологии
___________ 200_ г. протокол № _
Заведующий кафедрой _____________ Е.Ю. Жук
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета экологической медицины МГЭУ им. А.Д. Сахарова ___________ 200_ г. протокол № _
Председатель ________________ М.С. Морозик
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель преподавания дисциплины «Основы биологии» состоит в том, чтобы сформировать современные представления о фундаментальных общебиологических закономерностях становления, развития и функционирования живых систем различного ранга, раскрыть характер их соподчиненности, выработать понимание взаимосвязи живой и неживой природы. Преподавание этой дисциплины призвано содействовать углублению общебиологических знаний и повышению общеобразовательного и культурного уровня студентов, что имеет важное воспитательное и мировоззренческое значение В задачи курса входит введение студентов-первокурсников в надлежащий объем современных знаний по биологии с целью успешного освоения в ходе дальнейшей учебы других биологических дисциплин. Цели и задачи дисциплины, требования к ее освоению в соответствии с образовательным стандартом Перед курсом «Основы биологии» ставятся задачи: знать: – основы систематики живых существ; для их сравнительного изучения; – основные законы биологии; – основные характеристики живых объектов, их отличие от неживых; – химические основы организации живых существ и теории о возможности их возникновения из неживой материи;
– эволюционные теории о возможности возникновения всего разнообразия живых существ; – закономерности онтогенеза и функционирования растительного организма; – закономерности распространения и распределения растений и их сообществ-биоценозов на суше и в водных пространствах; – сравнительно эволюционный анализ особенностей организации животных; – основные сведения об изменениях в современном животном и растительном мире для решения вопросов экологического мониторинга в связи с увеличивающимися антропогенными нагрузками; уметь: – использовать справочную литературу по систематике живых существ; – проводить микроскопические исследования живых объектов и фиксированных препаратов; – анализировать все явления и процессы в живых организмах на молекулярном уровне; – работать с микроскопом, подготавливать простейшие препараты, – работать с гербарными образцами; – определять основные систематические группы растений, беспозвоночных и позвоночных животных; – планировать исследования по экологическому мониторингу экосистем. Учебная программа по дисциплине «Основы биологии» разработана в соответствии с типовой учебной программой по данной дисциплине и учебным планом по специальностям 1-33 01 05 Медицинская экология, 1-80 02 01 Медико-биологическое дело. Учебный материал включает следующие разделы: «Основы общей биологии», «Зоология», «Ботаника». II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Раздел 2. Зоология Тема 2.1. Зоология - наука о животных. Органы и системы органов животных Пищеварительная система и пищеварение. Дыхательная система и газообмен. Кровеносная система. Кровеносная система беспозвоночных и кровеносная система позвоночных. Выделительная система. Нервная система и органы чувств. Многообразие органов чувств. Эндокринная система. Половая система. Тема 2.2. Основные черты строения и жизнедеятельности простейших. Одноклеточные как самостоятельные организмы. Распространение простейших и роль в процессах биосферы. Зоологическая классификация простейших. Характеристика представителей: саркодовые, жгутиковые, споровики, инфузории.
Тема 2.3. Тип кишечнополостные. Классы кишечнополостных (гидроидные, сцифоидные, кораллы). Экология кишечнополостных. Тема 2.4. Черви. Общая характеристика червей как низшей группы двустороннесимметричных животных. Тип плоские черви. Общая характеристика типа. Паразиты человека и домашних животных и меры борьбы с ними. Тема 2.5. Тип первичнополостные. Общая характеристика типа. Морфологическое и биологическое разнообразие круглых червей. Тема 2.6. Тип кольчатые черви. Общая характеристика типа. Классы многощетинковые, малощетинковые и пиявки. Тема 2.7. Тип моллюски. Общая характеристика типа. Деление типа на классы (брюхоногие, пластинчатожаберные, головоногие). Экология моллюсков, особенности организации в связи с обитанием в водной и наземно-воздушной среде. Тема 2.8. Тип членистоногие. Общая характеристика типа. Классы ракообразные, паукообразные, насекомые. Паукообразные и особенности их организации в связи с наземным образом жизни. Клещи, их экологическая роль как хранителей и переносчиков различных заболеваний. Тема 2.9. Класс насекомые. Основные отряды. Вредители сельского и лесного хозяйства. Общественные насекомые. Паразиты и переносчики возбудителей болезней. Многообразие экологических групп среди насекомых. Тема 2.10. Тип хордовые. Общая характеристика хордовых и их положение в системе животного мира.Класс рыбыОбщая морфологическая и биологическая характеристика. Экология рыб. Тема 2.11. Класс земноводные. Общая морфофизиологическая и биологическая характеристика. Основные экологические группы амфибий. Тема 2.12. Класс рептилии. Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. Экология пресмыкающихся. Приспособления к различным условиям существования. Тема 2.13. Класс птицы. Морфофизиологические особенности, биология, экология распространение. Особенности организации в связи с полетом. Экология птиц. Основные экологические группы птиц. Тема 2.14. Класс млекопитающие. Общая характеристика класса как высшего класса позвоночных животных. Прогрессивные черты их организации. Морфофизиологические особенности организации в связи с обитанием различных сред обитания. Экология млекопитающих. Основные экологические группы. Тема 2.15. Животный мир Республики Беларусь. Характеристика фауны Беларуси. Наземные экосистемы. Животные – фитофаги в наземных экосистемах. Животное население прибрежных экосистем. Животные – фитофаги в водных экосистемах республики. Паразиты как специфическая группа животных. Сапрофаги, копрофаги, некрофаги и их роль в экосистемах. Охраняемые территории в республике. Красная книга, основные принципы и подходы к видам и их статусу в ней. Тема 2.16. Полевые исследования по зоологии. Программа и основные методики исследований по зоологии. Методы учета численности. Общие сведения по биологической обработке добытого материала по зоологии. Планирование эксперимента в зоологических исследованиях. Раздел 3. Ботаника Тема 3.1. Ботаника – наука о растениях. История развития ботаники в античный период. Развитие ботаники в средние века. Великие географические открытия и развитие ботаники. Вклад К. Линнея в развитие ботанических наук. Клеточная теория и ботанические исследования. Развитие ботанической науки в России. Ботаника и эволюционная теория. Развитие ботаники в 20 веке. Ботанические исследования на Беларуси: развитие флористических исследований, развитие растительности на территории Беларуси в 1917 – 1941 гг., ботанические исследования в послевоенные годы Ботаники Беларуси и их вклад в развитие ботанической науки. Разделы ботаники: морфология, систематика, физиология растений, фитоценология палеоботаника.
Тема 3.2. Растительные ткани. Понятие о растительной ткани. Современная классификация тканей. Ткани временные и постоянные. Образовательные ткани и их классификация. Покровные ткани: общая характеристика, классификация – эпидермис, перидерма, корка. Механические ткани: колленхима, склеренхима. Проводящие ткани. Особенности проводящих тканей. Характеристика ксилемы и флоэмы. Первичная и вторичная ксилема и флоэма – их особенности. Паренхимные ткани: хлоренхима, запасающая паренхима, аэренхима. Выделительные ткани. Тема 3.3. Понятие об органах растений. Корень. Вегетативные и генеративные органы растения. Корень. Функции корня. Виды корней. Типы корневых систем. Экологические группы корней. Зоны корня и их функции. Внутреннее строение корня в связи с его функциями. Метаморфозы корня. Тема 3.4. Побег. Стебель. Понятие о побеге. Метамерность побега. Почка. Почки вегетативные и цветочные. Виды почек. Ветвление побега. Стебель – осевая часть побега. Первичное и вторичное анатомическое строение стебля. Особенности анатомического строения стебля у одно- и двудольных растений. Передвижение веществ по стеблю. Тема 3.5. Лист. Лист как часть побега. Функции листа. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями Тема 3.6. Метаморфозы побега, стебля и листа. Размножение растений. Надземные и подземные видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение. Вегетативное размножение растений в природе и растениеводстве. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. Половой процесс и половое размножение у растений. Циклы развития споровых и семенных растений. Гаметофит. Спорофит. Чередование поколений. Тема 3.7. Цветок. Цветок – генеративный орган растения. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник, тычинки, пестик. Строение тычинки и пестика. Мужской и женский гаметофит. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Формулы и диаграммы цветков. Соцветия и их биологическое значение.
Тема 3.8. Цветение. Оплодотворение. Плод. Семя. Цветение и опыление растений. Самоопыление. Перекрёстное опыление насекомыми, ветром. Оплодотворение. Развитие частей цветка после оплодотворения. Образования семян и плодов. Семя: строение семени. Плоды: классификация плодов. Типы плодов. Распространение плодов и семян. Тема 3.9. Классификация растений. Низшие растения. Водоросли. Классификация растений. Из истории классификации: К.Линней, Ж.Б.Ламарк. Современные классификации растений. Низшие и высшие растения. Группа отделов Водоросли. Характерные особенности водорослей, связанные со средой обитания. Особенности строения клетки водорослей. Размножение водорослей. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве человека. Характеристика отделов водорослей: диатомовые, зелёные (хламидомонада, спирогира), харовые, бурые, красные Тема 3.10. Высшие растения. Отделы: Моховидные, Риниофиты. Плауновидные. Хвощевидные. Папоротниковидные. Характерные особенности растений данных отделов. Моховидные: зелёные мхи, их среда обитания, строение. Сфагновый мох, образование торфа, его значение. Риниофиты. Риния как типичный представитель отдела: характерные особенности ринии. Плауновидные. Среда обитания, черты приспособленности. Чередование поколений. Понятие равноспоровости и разноспоровости. Представители, значение в природе и хозяйстве. Хвощевидные: особенности среды обитания и строения. Цикл развития. Значение хвощей. Папоротниковидные: строение и размножение папоротников. Тема 3.11. Отдел Голосеменные. Голосеменные: строение и размножение голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека. Тема 3.12. Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. Особенности строения покрытосеменных в сравнении с голосеменными. Характерные особенности цветковых растений. Классификация. Сравнительная характеристика классов Одно- и Двудольные. Характеристика отдельных представителей класса Однодольные, относящихся к семействам Злаковые и Лилейные. Тема 3.13. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Характеристика отдельных представителей класса Двудольные, относящихся к семействам Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные. Тема 3.14. Растения и окружающая среда. Экология растений. Климатические факторы и их влияние на организм. Листовая мозаика. Классификация растений по отношению к свету. Фотопериодизм. Классификация растений по отношению к теплу и влаге. Влияние перемещения воздушных масс на растительные организмы. Влияние почвы и рельефа на растения. Роль биотических и антропогенных факторов в жизни растений. Жизненные формы растений.
Раздел 2. «ЗООЛОГИЯ» Раздел 3 «БОТАНИКА» ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Составители:
Г.М. Долбик, доцент кафедры биологии человека и экологии Учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова», кандидат биологических наук, доцент. Е.Ю. Жук, зав. кафедрой биологии человека и экологии Учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова», кандидат биологических наук, доцент. А.Б. Авчинников, преподаватель кафедры биологии человека и экологии Учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова» ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ БИОЛОГИИ на 2009/2010 учебный год
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Биологии человека и экологии (протокол №___ от __________20__г.)
Заведующая кафедрой
к.б.н., доцент _________________ Е.Ю. Жук
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета экологической медицины
к.б.н., доцент _________________ М. С. Морозик
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ БИОЛОГИИ на 2010/2011 учебный год
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Биологии человека и экологии (протокол №___ от __________20__г.)
Заведующий кафедрой
к.б.н., доцент _________________ Е.Ю. Жук
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета экологической медицины
к.б.н., доцент _________________ М.С. Морозик
ОСНОВЫ БИОЛОГИИ Учебная программа для специальностей:
1-33 01 05 Медицинская экология 1-80 02 01 Медико-биологическое дело Факультет экологической медицины
Кафедра биологии человека и экологии
Курс 1
Семестры 1
Минск 2008 г. Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Основы биологии», регистрационный № ТД-H.008/тип от 16.07.2008 г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры биологии человека и экологии
___________ 200_ г. протокол № _
Заведующий кафедрой _____________ Е.Ю. Жук
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета экологической медицины МГЭУ им. А.Д. Сахарова ___________ 200_ г. протокол № _
Председатель ________________ М.С. Морозик
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель преподавания дисциплины «Основы биологии» состоит в том, чтобы сформировать современные представления о фундаментальных общебиологических закономерностях становления, развития и функционирования живых систем различного ранга, раскрыть характер их соподчиненности, выработать понимание взаимосвязи живой и неживой природы. Преподавание этой дисциплины призвано содействовать углублению общебиологических знаний и повышению общеобразовательного и культурного уровня студентов, что имеет важное воспитательное и мировоззренческое значение В задачи курса входит введение студентов-первокурсников в надлежащий объем современных знаний по биологии с целью успешного освоения в ходе дальнейшей учебы других биологических дисциплин. Цели и задачи дисциплины, требования к ее освоению в соответствии с образовательным стандартом Перед курсом «Основы биологии» ставятся задачи: знать: – основы систематики живых существ; для их сравнительного изучения; – основные законы биологии; – основные характеристики живых объектов, их отличие от неживых; – химические основы организации живых существ и теории о возможности их возникновения из неживой материи; – эволюционные теории о возможности возникновения всего разнообразия живых существ; – закономерности онтогенеза и функционирования растительного организма; – закономерности распространения и распределения растений и их сообществ-биоценозов на суше и в водных пространствах; – сравнительно эволюционный анализ особенностей организации животных; – основные сведения об изменениях в современном животном и растительном мире для решения вопросов экологического мониторинга в связи с увеличивающимися антропогенными нагрузками; уметь: – использовать справочную литературу по систематике живых существ; – проводить микроскопические исследования живых объектов и фиксированных препаратов; – анализировать все явления и процессы в живых организмах на молекулярном уровне; – работать с микроскопом, подготавливать простейшие препараты, – работать с гербарными образцами; – определять основные систематические группы растений, беспозвоночных и позвоночных животных; – планировать исследования по экологическому мониторингу экосистем. Учебная программа по дисциплине «Основы биологии» разработана в соответствии с типовой учебной программой по данной дисциплине и учебным планом по специальностям 1-33 01 05 Медицинская экология, 1-80 02 01 Медико-биологическое дело. Учебный материал включает следующие разделы: «Основы общей биологии», «Зоология», «Ботаника». II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Раздел 1. Основы общей биологии. Тема 1.1. Биология как наука о жизни и ее значение. Клетка в системе живой природы.Биология в системе естественных наук. Признаки живых объектов. Определения жизни и их характеристика. Основные обобщения биологических наук. Уровни организации жизни. Уровни изучения биологических объектов. Дифференциация биологических наук. Теоретическое и практическое значение биологии. Общие методы научного исследования. Методы изучения клетки и ее компонентов. Тема 1.2. Химический состав клетки. Химический состав организмов как свидетельство материального единства мира. Элементарный химический состав организмов: основные, макро- и микроэлементы и их роль. Значение элементарного химического состава. Вода, ее строение, свойства, биологические функции. Основные катионы и анионы и их роль. Фосфатная и бикарбонатная буферные системы. Липиды: группы, строение (жиров) и функции. Углеводы: группы, строение и функции. Аминокислоты: строение, группы. Образование пептидной связи. Незаменимые аминокислоты. Белки: уровни организации; простые и сложные белки; денатурация; функции. Каталитическая функция белков: энергия активации; активный центр; гипотезы катализа. Нуклеиновые кислоты: строение, виды, функции. Тема 1.3. Происхождение жизни. Гипотезы происхождения жизни. Абиогенез – предпосылка биологической эволюции. Экспериментальное получение органических кислот, мономеров и полимеров из компонентов «первичной атмосферы». Проблема возникновения генетического кода. Коацерваты и пробионты. Дальнейшее развитие жизни. Основные этапы биологической эволюции. Многоклеточность. Эволюция растений и животных, хронология появления основных ароморфозов (обзор). Закономерная смена этапов эволюции биосферы. Тема 1.4. Строение клеток. Органеллы и биомембраны. Клеточная теория и ее значение. Строение про- и эукариотической клетки. Биологические мембраны и клеточные органоиды – их строение и функции. Особенности строения растительной, животной и грибной клеток. Транспорт веществ через биомембраны. Гиалоплазма: строение и роль в клетке. Тема 1.5. Общая характеристика обмена веществ клетки. Пластический и энергетический обмен – две стороны единого обмена веществ. Авто- и гетеротрофы. Фотосинтез (обзор). Хемосинтез. Клеточное дыхание (аэробное и анаэробное). Брожение. Тема 1.6. Деление клетки и реализация наследственной информации. Клеточный цикл: стадии и их характеристика. Типы деления клеток и их биологическое значение. Особенности деления про- и эукариотических клеток. Биологическое значение различных типов деления клеток. Клеточная дифференцировка. Хроматин и хромосомы: их структурно-функциональная характеристика (обзор). Понятие кариотипа. Центральная догма молекулярной биологии. Понятие гена. Генетический код и его свойства. Репликация ДНК – молекулярная основа деления клеток. Транскрипция и трансляция (биосинтез белка, этапы). Регуляция генной активности. Тема 1.7. Структурно-функциональная организация живых организмов. Группы организмов в связи с их структурной организацией. Ткани и органы животных и растений. Питание (пищеварение, всасывание, транспорт питательных веществ). Кровеносная система. Иммунитет. Внутренняя среда организма. Выделение. Эволюция функциональных систем организмов. Тема 1.8. Размножение и индивидуальное развитие живых организмов. Бесполое и половое размножение, их особенности и значение. Своеобразие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез животных, его основные стадии развития. Онтогенез растений и его особенности (обзор). Формирование мужского и женского гаметофита. Старение и смерть организмов. Тема 1.9. Наследственность и изменчивость – важнейшие свойства организмов. Наследственность, изменчивость, генотип, фенотип. Методы генетики и ее значение как науки. Причины удач опытов Менделя. Аллели. Законы Менделя (определения, результаты расщепления, значение, гипотеза чистоты гамет). Генотип как совокупность взаимодействующих генов. Сцепление и кроссинговер. Понятие генетической карты. Типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Положения хромосомной теории наследственности. Ядро и цитоплазма и их роль в формировании фенотипа. Цитоплазматическая наследственность. Виды изменчивости и их характеристика. Тема 1.10. Адаптация организмов к среде обитания. Воздействия экологических факторов на организмы. Понятие лимитирующего фактора. Свет, температура, влажность как экологические факторы. Биотические факторы и их характеристика. Биохимические, морфо-физиологические и поведенческие адаптации живых организмов. Значение адаптаций в распространении организмов и их участии в формировании биоценозов и экосистем. Тема 1.11. Популяционно-видовой уровень организации жизни. Систематика как наука. Понятие естественной системы классификации. Основные таксономические категории. Проблема царств: Археи и Протисты. Сравнительная характеристика представителей различных царств. Линней и его роль в истории биологии. Бинарная номенклатура и ее значение. Биологический вид: определение, критерии. Популяция – структурная единица вида. Определение популяции. Характеристика популяций: численность, плотность, пространственное распределение. Половая, возрастная, генетическая и экологическая структура популяции. Динамика популяции и ее причины. Концепция иерархии популяций. Тема 1.12. Биогеоценотический уровень организации жизни. Понятие биоценоза, биогеоценоза, экосистемы. Структура биогеоценоза, взаимоотношения организмов. Движение вещества и энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Цепи и сети питания. Продуктивность биогеоценозов. Трофическая структура экосистемы. Динамика экосистем и ее типы. Сукцессии, саморегуляция экосистем. Агроценозы и их своеобразие как экосистем. Тема 1.13. Биосфера – высший уровень организации жизни. Понятие о биосфере, ее структуре и границах. Распределение живого вещества в биосфере. Учение Вернадского В.И. о биосфере. Пространственная неоднородность биосферы. Главные функции живого вещества в биосфере. Значение круговорота веществ и притока солнечной энергии для существования биосферы. Основные условия существования биосферы. Круговорот воды, углерода, азота. Тема 1.14. Развитие эволюционных представлений. Додарвиновский период. Теория Дарвина, ее характеристика и значение. Понятие о движущих силах эволюции. Современные представления об эволюции и ее факторах. Генетика популяций. Понятия о генофонде. Синтетическая теория эволюции и ее сущность. Предпосылки, доказательства и результаты эволюции. Видообразование. Прогресс и регресс в биологии. Пути достижения биологического прогресса. Тема 1.15. Биотехнология. Биотехнология как область науки и практики. Определение биотехнологии. Традиционная и современная биотехнология. Основные направления биотехнологии и их краткая характеристика. Генная инженерия. Клеточная инженерия. Значение биотехнологии в медицине, селекции и охране окружающей среды. Тема 1.16. Проблемы взаимоотношения человека и биосферы. Основные экологические проблемы современности: рост народонаселения, загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы, сокращение биоразнообразия. Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого развития и ее сущность. Рациональное природопользование, сохранение генофонда. Повышение продуктивности естественных и искусственных экосистем. Резервы биосферы и поддержание ее восстановительных возможностей. Экологический мониторинг и его значение. Будущее человечества.
Раздел 2. Зоология Тема 2.1. Зоология - наука о животных. Органы и системы органов животных Пищеварительная система и пищеварение. Дыхательная система и газообмен. Кровеносная система. Кровеносная система беспозвоночных и кровеносная система позвоночных. Выделительная система. Нервная система и органы чувств. Многообразие органов чувств. Эндокринная система. Половая система. Тема 2.2. Основные черты строения и жизнедеятельности простейших. Одноклеточные как самостоятельные организмы. Распространение простейших и роль в процессах биосферы. Зоологическая классификация простейших. Характеристика представителей: саркодовые, жгутиковые, споровики, инфузории. Тема 2.3. Тип кишечнополостные. Классы кишечнополостных (гидроидные, сцифоидные, кораллы). Экология кишечнополостных. Тема 2.4. Черви. Общая характеристика червей как низшей группы двустороннесимметричных животных. Тип плоские черви. Общая характеристика типа. Паразиты человека и домашних животных и меры борьбы с ними. Тема 2.5. Тип первичнополостные. Общая характеристика типа. Морфологическое и биологическое разнообразие круглых червей. Тема 2.6. Тип кольчатые черви. Общая характеристика типа. Классы многощетинковые, малощетинковые и пиявки. Тема 2.7. Тип моллюски. Общая характеристика типа. Деление типа на классы (брюхоногие, пластинчатожаберные, головоногие). Экология моллюсков, особенности организации в связи с обитанием в водной и наземно-воздушной среде. Тема 2.8. Тип членистоногие. Общая характеристика типа. Классы ракообразные, паукообразные, насекомые. Паукообразные и особенности их организации в связи с наземным образом жизни. Клещи, их экологическая роль как хранителей и переносчиков различных заболеваний. Тема 2.9. Класс насекомые. Основные отряды. Вредители сельского и лесного хозяйства. Общественные насекомые. Паразиты и переносчики возбудителей болезней. Многообразие экологических групп среди насекомых. Тема 2.10. Тип хордовые. Общая характеристика хордовых и их положение в системе животного мира.Класс рыбыОбщая морфологическая и биологическая характеристика. Экология рыб. Тема 2.11. Класс земноводные. Общая морфофизиологическая и биологическая характеристика. Основные экологические группы амфибий. Тема 2.12. Класс рептилии. Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. Экология пресмыкающихся. Приспособления к различным условиям существования. Тема 2.13. Класс птицы. Морфофизиологические особенности, биология, экология распространение. Особенности организации в связи с полетом. Экология птиц. Основные экологические группы птиц. Тема 2.14. Класс млекопитающие. Общая характеристика класса как высшего класса позвоночных животных. Прогрессивные черты их организации. Морфофизиологические особенности организации в связи с обитанием различных сред обитания. Экология млекопитающих. Основные экологические группы. Тема 2.15. Животный мир Республики Беларусь. Характеристика фауны Беларуси. Наземные экосистемы. Животные – фитофаги в наземных экосистемах. Животное население прибрежных экосистем. Животные – фитофаги в водных экосистемах республики. Паразиты как специфическая группа животных. Сапрофаги, копрофаги, некрофаги и их роль в экосистемах. Охраняемые территории в республике. Красная книга, основные принципы и подходы к видам и их статусу в ней. Тема 2.16. Полевые исследования по зоологии. Программа и основные методики исследований по зоологии. Методы учета численности. Общие сведения по биологической обработке добытого материала по зоологии. Планирование эксперимента в зоологических исследованиях. Раздел 3. Ботаника Тема 3.1. Ботаника – наука о растениях. История развития ботаники в античный период. Развитие ботаники в средние века. Великие географические открытия и развитие ботаники. Вклад К. Линнея в развитие ботанических наук. Клеточная теория и ботанические исследования. Развитие ботанической науки в России. Ботаника и эволюционная теория. Развитие ботаники в 20 веке. Ботанические исследования на Беларуси: развитие флористических исследований, развитие растительности на территории Беларуси в 1917 – 1941 гг., ботанические исследования в послевоенные годы Ботаники Беларуси и их вклад в развитие ботанической науки. Разделы ботаники: морфология, систематика, физиология растений, фитоценология палеоботаника. Тема 3.2. Растительные ткани. Понятие о растительной ткани. Современная классификация тканей. Ткани временные и постоянные. Образовательные ткани и их классификация. Покровные ткани: общая характеристика, классификация – эпидермис, перидерма, корка. Механические ткани: колленхима, склеренхима. Проводящие ткани. Особенности проводящих тканей. Характеристика ксилемы и флоэмы. Первичная и вторичная ксилема и флоэма – их особенности. Паренхимные ткани: хлоренхима, запасающая паренхима, аэренхима. Выделительные ткани. Тема 3.3. Понятие об органах растений. Корень. Вегетативные и генеративные органы растения. Корень. Функции корня. Виды корней. Типы корневых систем. Экологические группы корней. Зоны корня и их функции. Внутреннее строение корня в связи с его функциями. Метаморфозы корня. Тема 3.4. Побег. Стебель. Понятие о побеге. Метамерность побега. Почка. Почки вегетативные и цветочные. Виды почек. Ветвление побега. Стебель – осевая часть побега. Первичное и вторичное анатомическое строение стебля. Особенности анатомического строения стебля у одно- и двудольных растений. Передвижение веществ по стеблю. Тема 3.5. Лист. Лист как часть побега. Функции листа. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями Тема 3.6. Метаморфозы побега, стебля и листа. Размножение растений. Надземные и подземные видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение. Вегетативное размножение растений в природе и растениеводстве. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. Половой процесс и половое размножение у растений. Циклы развития споровых и семенных растений. Гаметофит. Спорофит. Чередование поколений. Тема 3.7. Цветок. Цветок – генеративный орган растения. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник, тычинки, пестик. Строение тычинки и пестика. Мужской и женский гаметофит. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Формулы и диаграммы цветков. Соцветия и их биологическое значение. Тема 3.8. Цветение. Оплодотворение. Плод. Семя. Цветение и опыление растений. Самоопыление. Перекрёстное опыление насекомыми, ветром. Оплодотворение. Развитие частей цветка после оплодотворения. Образования семян и плодов. Семя: строение семени. Плоды: классификация плодов. Типы плодов. Распространение плодов и семян. Тема 3.9. Классификация растений. Низшие растения. Водоросли. Классификация растений. Из истории классификации: К.Линней, Ж.Б.Ламарк. Современные классификации растений. Низшие и высшие растения. Группа отделов Водоросли. Характерные особенности водорослей, связанные со средой обитания. Особенности строения клетки водорослей. Размножение водорослей. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве человека. Характеристика отделов водорослей: диатомовые, зелёные (хламидомонада, спирогира), харовые, бурые, красные
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.168 (0.129 с.) |