![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенностей усвоения учебного материала ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
1. С какой учебной информацией предпочитает работать: - наглядные изображения (картинки, рисунки, схемы) - числа, условно-знаковые выражения - словесные тексты (устные, письменные) - практические модели 2. При усвоении заданного учебного материала: - запоминает и воспроизводит его целостно (в общих чертах) - пересказывает во всех деталях, верно и точно воспроизводит все события (факты) - не передает основной мысли (идеи) - путает причину и следствие событий (действий), их временную последовательность. 3. При выполнении учебного задания: - точно следует образцу, заданному учителем - предлагает и реализовывает свои способы работы - охотно работает с разными заданиями (в том числе с новыми) - предпочитает выполнять уже освоенные задания - активно включается в выполнение творческих заданий. 4. При работе в классе (на уроке): - предпочитает отвечать у доски - охотнее отвечает с места - любит отвечать вместе с классом - склонен давать развернутый ответ - ограничивается отдельными репликами, замечаниями на ответы одноклассников. 5. Работая с учебным материалом, предпочитает: - читать (учебник, книгу) - слушать устный рассказ учителя (ученика) - следовать сюжету, заданному для пересказа, выполнения рисунка, поделки - предлагать свои виды и формы работы с учебным материалом.
Приложение 16 Опросник «Оценка школьной мотивации» 1. Психодиагностические методы в работе с учащимися 3-4-х классов: Руководство / Сост. Д.В. Лубовский. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 80 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»). с. 7-12. 2. Источник: Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие/Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта.— М.: МПСИ; Флинта, 1998.
Данный опросник может быть использован при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы 2 варианта предъявления:
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать номера тех, ответы которые им подходят. 2. Диагностические тетради с текстом опросника раздаются всем ученикам, и психолог просит отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше вероятность получения социально желательных ответов, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получать более достоверные ответы на вопросы анкеты, и он предпочтителен в работе со школьниками 3—4-х классов. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а в 4-м классе - признаком возможных трудностей адаптации при переходе в среднюю школу. Повышение уровня мотивации может быть ситуативным и достигнуто за счет успехов в учебе в данный момент, но в целом свидетельствует о положительной динамике в обучении и развитии. При обработке результатов для получения более полной картины отношения ребенка к школе полезно сочетать подсчет суммарного балла с анализом ответов школьника на отдельные вопросы. Это позволит, например, выяснить, какая сфера школьной жизни вызывает у ребенка больший, а какая — меньший интерес. Обработка результатов Дим возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок: - ответ ребенка, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; - нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т. п.) оценивается в 1 балл; - ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации: 1. 25—30 баллов (максимально высоким уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.
2. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой. 3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации. 4. 10—14 баллов — низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе. 5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3—4-х классов это прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учебе. Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, по ному для упрощения оценки может быть использован специальный ключ:
Для удобства обработки приводим текст опросника. Вопросы к опроснику «Оценка школьной мотивации» 1. Тебе нравится в школе или не очень? - не очень; - нравится; - не нравится. 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома; - бывает по-разному; - иду с радостью. 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? - не знаю; - остался бы дома; - пошел бы в школу. 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? - не нравится; - бывает по-разному; - нравится. 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы; - не хотел бы; - не знаю. 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? - не знаю; - не хотел бы; - хотел бы. 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? - часто: - редко; - не рассказываю. 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю; - хотел бы; - не хотел бы. 9. У тебя в классе много друзей? - мало; - много друзей; - нет друзей. 10. Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся; - не очень; - не нравятся. Приложение 17 Примерный план характеристики учащегося 1. Ф.И.О. учащегося 2. Возраст (дата рождения) 3. Класс: Школа № ________ Год обучения 4. Продолжительность обучения у данного учителя 5. Учился в других школах 6. Дублировал классы 7. Состав семьи (полный, неполный) краткие сведения о взрослых членах семьи (образование, род занятий, профессия, сведения о несовершеннолетних членах семьи) 8. Моральная сфера в семье 9. Наличие в семье условий для занятий и отношение родителей к неуспеваемости ребенка 10. Не успевает (по всем предметам, по нескольким, по одному; указать по каким) 11. Характер затруднений (постоянные, временные) 12. Как усвоена программа, предметы 13. Как относится учащийся к своим неудачам в обучении (безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения или становится пассивным, теряет интерес к работе или проявляет усилия при преодолении учебных трудностей и т.п.) 14. Реакция учащегося на оценку его работы 15. Какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей (усиление контроля и помощи при выполнении классных заданий, облегчение и индивидуализация заданий прифронтальной работе класса, дополнительные занятия после уроков, дополнительные задания на дом, указания родителей, как помочь ребенку при выполнении домашних заданий и пр.) 16. Нуждается в занятиях у логопеда (занимался, не занимался) 17. Понимает ли ребенок требования учителя 18. Как работает ребенок в классе (может ли он активно, целенаправленно работать, отвечать на вопросы и задавать вопросы в случае непонимания и т.п.) 19. Работоспособность (если плохая, то как проявляется: отвлекаемость, рассеянность, плохая концентрация внимания, увеличение количества ошибок к концу урока, занятий: сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль и т.п.) 20. Особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и речь ребенка. Общая характеристика личности учащегося (положительные и отрицательные стороны его личности, характера). Наличие пропусков занятий и их причина. Основные трудности и причины отставания (по мнению учителя). Поведение в классе Поведение на переменах Взаимоотношения со сверстниками Имеет друзей (одного с ним возраста, старше, младше) Часто ли бывает объектом агрессии со стороны одноклассников и старших учащихся? Наличие вредных привычек Имеются ли странности в поведении, в чем выражаются?
Приложение 18
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.157 (0.021 с.) |