![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единство и многообразие в культуре
Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной коллекцией "обрезков и лоскутков", не имеющих между собой особых связей и собранных по воле случая. /57/ Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в. утверждают, что формирование различных моделей одной культуры осуществляется на основе единых принципов. Например, общий принцип феодального общества - " порядок на основе иерархии". Истина, наверное, где-то посередине. Культуры действительно имеют преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и многообразие, и конфликты. Мы это подтвердим в дальнейшем. ТЕМА НАУКИ В АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ Науку иногда называют главной темой американской культуры. Эта тема связана с другой важной для американцев ценностью - стремлением к активному овладению природой. По мнению Харви Брукса (1975), тема науки отражена во многих произведениях американской литературы, искусства, ей отведено важное место в американской истории и политике. Употребляя термин "наука", Брукс имеет в виду объективное исследование, применение системных методов решения ясно сформулированных задач и особое значение практической деятельности. Он сравнивает абстрактные взгляды современных физиков на Вселенную с абстрактными формами современного искусства и поэзии. Даже теория относительности, отмечает Брукс, оказала влияние на американскую культуру. "Вскоре после того, как идея относительности проникла в физику, антропологи стали придавать важное значение исключительному многообразию человеческих обычаев и этнических норм; они пришли к выводу, что нравственные принципы следует рассматривать не в абсолютном смысле, а в относительном, т.е. в связи с определенной культурой, под влиянием которой они сформировались" (с. 74). Тема науки проникла также в массовую культуру. Об этом свидетельствует популярность научной фантастики и растущий интерес массового читателя к научно-популярным журналам, книгам и телевизионным программам. КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ Брукс, по всей видимости, преувеличил степень культурного единства. Ведь в современном обществе происходят стремительные перемены. Можно выделить по крайне мере три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние. /58/
Термин "аномия", обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов и неразборчивость в сексуальных связях происходили в результате нарушения единства культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей. В начале нашего века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Как считает Огборн, это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например, прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную необходимость их сохранения. Точно так же изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за производственную травму. Мы рассмотрим тему культурного запаздывания более подробно в 20-й главе. Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чуждой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы. Согласно исследованиям Б.К.Малиновского (1945), множество противоположных элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной Африки, Малиновский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными в совершенно различных условиях. Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны /59/ туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского, эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же время Малиновский верил, что в конечном итоге победят западные ценности.
Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению. Мы вернемся к этой теме в конце главы в связи с анализом американской культуры и ее перспектив.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.180.223 (0.007 с.) |