Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Современные воспитательные системы школы
Цель занятия Выполнение творческого задания по индивидуальному проектированию путем осуществления процедуры переноса знаний. Задачи 1. Уровневое усвоение базы знаний с учетом индивидуальных возможностей студентов. 2. Поэтапное использование классификационной шкалы сложности педагогических задач как средства разрешения общей проблемы. 3. От алгоритма (предписания) анализа современных воспитательных систем школы (ВСШ) (альтернативных школ и др.) перейти к самостоятельному практическому применению известных знаний. 4. Предложить разнообразные модели (образцы ВСШ: авторские школы, школы-комплексы, региональные школы, конъюнктурные школы, лицеи, колледжи и др.), в которых можно узнать (распознать), как новаторский подход, учительский опыт и известные в истории педагогической мысли системы воспитания и обучения помогают моделированию проектов ВСШ. План занятия 1. Взаимосвязь школы и общества. 2. Соотношение образования, школы и общества. 3. Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли. 4. Обновление школьной политики и структуры самой школы на основе принципа альтернативности системы образования. 5. Обсуждение изученных вариантов ВСШ с точки зрения наиболее интересных явлений, фактов, которые отмечают студенты. 6. Анализ текстов описания ВСШ (по схеме) в студенческих микрогруппах.
7. Преподаватель представляет проект школы Л.В. Тарасова «Экология и диалектика» и совместно со студентами ведет подробный анализ данного проекта. 8. Анализ современных ВСШ (тульская, американская, немецкая) по образцу в микрогруппах. 9. Творческое задание. Литература 1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. — М., 1982. — Гл. 6 (формы организации обучения). 2. Брайан Саймон. Общество и образование. — М., 1989. — С. 22-34. 3. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1989. — С. 36-52. 4. Цырлина Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа. — Курск, 1995. — С. 10-34. 5. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы. — М., 1995. — С. 3-10. 6. Караковский В А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание. Теории и практика школьных ВС. —М., 1996. 7. Используя банк данных кафедры общей педагогики и список дополнительной литературы, ознакомиться с опытом современных воспитательных систем школы:
1. Н. Гузика; 2. А. Тубельского; 3. Д. Лебедева; 4. Е. Ереминой; 5. А. Захаренко; 6. В. Библера; 7. В. Караковского; 8. Ю. Завельского; 9. Лакинская СШ Владимирской области; 10. Школы этической культуры Ф. Адлера; 11. Школы-парка А. М. Гольдина. Изучение воспитательных систем различных школ происходит по микрогруппам. Студенты должны после освоения материала ответить на вопрос, что для вас наиболее интересно в данной воспитательной системе школы. Дополнительная литература 1. Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В. Бондаревской. — Ростов-на-Дону, 1993 // Воспитание школьников. — 1994. — № 6. 2. Караковский ВЛ. Воспитательная система школы: педагогические системы и опыт формирования. —М., 1992. 3. Цырлина Т.В. Встречное движение. —М., «Знание», 1991. — № 7. 4. Карлгрен Ф. Педагогика Р. Штейнера: Воспитание к свободе. — М., 1993. 5. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. — М., 1993. 6. Ознакомиться с проектами авторских школ студентов факультета иностранных языков за 1993-1999 гг. Можно использовать видеокассеты по защите проектов авторских школ и деловой игры «Авторская школа». Литература, используемая преподавателями на семинаре 1. Проект школы Л.В. Тарасова. УГ. 1991. — № 39. 2. Модель нового учебного процесса В. Егорова. — УГ. — 1992. — № 8. 3. Школа будущего: Тульский вариант. — УГ от 18 ноября 1989. 4. Американская школа для девочек «Мадейра». — УГ.— 1992. — № 4. 5. Школа будущего, где царят спонтанность и творчество. Вернер Фатке. — УГ. — № 36, 1992. 1этап I. Воспроизведение базы знаний позволит определить их осмысленное восприятие. С этой целью включаются вопросы, ответы на которые требуют предварительного анализа, сравнения, обобщения изученного материала, выделения существенного, установки связи, осуществления анализа явления по плану и другие мыслительные операции. Воспроизведение знаний предусматривает ответы на следующие вопросы: — выявить соотношение интересов детей с потребностями общества и целями воспитания; — в какой степени образование, школа и общество разрешают вопрос о возможности изменения общества;
— раскрыть смысл, сущность и признаки государственной системы образования; — подчеркнуть недостатки школьного воспитания в условиях деформации общества; — существует ли возможность преодоления кризиса в обществе путем перестройки образования; — обосновать тезис: требования общества — решающая предпосылка перестройки школьного дела в стране; — определить специфику процесса воспитания в условиях рыночных отношений; — дать определение термина «авторская школа»; — представить типологию авторских школ: что их объединяет и отличает; — в чем сущность авторских школ, ВСШ гуманистического типа; — определить этапы возникновения школы; — сформулировать тенденции зарождения собственно авторских школ; — дать характеристику трех основных параметров культуры авторской школы гуманистического типа; — определить общее, типичное и особенное в характери II. В студенческих группах самостоятельно изучались современные воспитательные системы школ разных авторов. На занятии производится анализ текстов и выясняется, что наиболее интересно в каждой из школ. Преподаватель дает образец анализа ВСШ. // этап Усвоенная база знаний и предложенный более расширенный план анализа авторских школ и проектов обеспечивают детальное изучение опыта, что представляет возможность распознать элементы базы знаний и видеть их практическое применение в альтернативных школах. Студенты анализируют школы различных авторов по следующему плану. 1. Идея (или комплекс идей) и ее научное обоснование. 2. Как сориентирована школа на развитие личности ребенка. 3. Назовите приоритетные (системообразующие) виды деятельности. 4. В чем вы видите взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем. 5. В каких формах осуществляется межвозрастное сотрудничество. 6. Каковы связи школы с окружающей средой (дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами, предприятиями и т. д.). Преподаватель представляет образцы анализа воспитательных систем школ. Образец анализа школы-комплекса Н.П. Гузика 1. Идея школы и ее научное образование. Развитие природных задатков детей. Идея школы обосновывается с позиции ведущей педагогической теории развития личности — наследственность как фактор развития личности. Осмысление идеи школы убеждает, что принцип при-родосообразности в воспитании является ведущим принципом реализации идеи. 2. Ориентирование школы на развитие личности ребенка. — развитие детей осуществляется в соответствии с их собственным темпом обучения, с учетом направленности личности школьника; — физическое развитие (проводится в школе спортивный час на воздухе, ритмическая гимнастика); — возможен выбор обучения уже в начальной школе по различным программам; — развитие осуществляется в соприкосновении с реальными предметами; — успешное развитие осуществляется путем чередования различных видов деятельности; — в школе есть программы развития детей и их обучения; в школе осуществляется развитие важнейших мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование и др.);
развивается гимнастика памяти и логика мышления; развитие детей осуществляется с помощью дифференцированных заданий (репродуктивные, частично-творческие, творческие); школа обеспечивает усвоение базового образования, как основы развития; обучение ведется по пяти профилям, один из которых школьник может выбрать самостоятельно; — профили возможно менять. 3. Назовите приоритетные, системообразующие виды В младшем школьном возрасте игра является системообразующей деятельностью. В старшем школьном возрасте — модульное обучение. Урок представлен системой блоков, характеризующих степень усвоения содержания обучения (разбор учебного материала, его фронтальная проработка, внут-рипредметное обобщение, систематизация фактического материала, межпредметное обобщение, систематизация знаний). 4. В чем вы видите взаимодействие дидактической и В учебно-воспитательном процессе происходит сочетание внеклассной и внешкольной работы с учебным процессом. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается выполнением комплексной программы воспитания, которая сориентирована на деятельность ребят. 5.. В каких формах осуществляется межвозрастное со- трудничество? Сотрудничество учителей и детей в игровых павильонах в параллельных классах (бригада из учителей и детей составляет разработку урока-игры). Урок в системе блоков. Сдача зачета по теме индивидуальной программы. Индивидуальные консультации. Сотрудничество детей в профильном обучении. Предметная кафедра (сотрудничество учителей одного профиля). Моделирование индивидуальной программы творческого типа. Кооперация труда учителя. Объединение всех вспомогательных учебных заведений в школу-комплекс. 6. Каковы связи школы с окружающей средой. Школа постоянно изменяет учебно-воспитательный процесс в связи с изменяющимися социальными условиями. Процесс развития детей происходит в соприкосновении с явлениями окружающей среды. Школа-комплекс включает в себя образовательную школу, школу искусств, спортивную школу, базовое предприятие, учреждения культуры, ДОСААФ. Школа ориентирована на обслуживание населения. Образец анализа школы Ю. Завельского 1. Школа должна дать детям знания, которые приносят
Обоснование идеи находим в социологии — речь идет о том, что в процессе усвоения опыта человеческой деятельности происходит социализация личности, подготовка ребенка к жизни и деятельности в обществе. Учить, чтобы ребенок нашел свое предназначение в жизни, самореализовался. 2. Происходит развитие эмоциональной сферы. — Развивается интерес к литературе, истории, искусству. — Развитие культуры поведения. — Развитие художественного вкуса. — Актерское перевоплощение на сцене связано с воспитанием и развитием лучших качеств ребенка. — Развивается способность к самостроительству личности. 3. Погружение в искусство, театрализованная деятель 4. Праздники культуры, где дети «играют» определен Воспитательная и дидактическая системы взаимодополняют друг друга, происходит их интеграция. 5. При подготовке праздников происходит сотрудниче — Общей идеей праздника «заражены» взрослые и дети, что их сплачивает. — Совет гимназии выступает как форма межвозрастного сотрудничества. — Любовь к театру и интеллигентность объединяют всех. — Отношения ребят разного возраста устанавливаются в процессе подготовки общего дела. — Игра порождает межвозрастное сотрудничество. 6. Взаимодействие с родителями, которые помогают де — Формируется у детей противостояние к утилитарному и прагматичному отношению к жизни. — Школа сотрудничает с учреждениями, которые ей полезны в повышении уровня образования детей (МГУ, МПГУ им. Ленина, Российский государственный гуманитарный университет, Дом детского творчества, библиотека им. К.Д. Ушинского и др.). /// этап Усвоение новаторского опыта на уровне деятельности по образцу, В соответствии с предыдущими образцами в микрогруппах проводится анализ воспитательной системы школы Л.В. Тарасова по представленному алгоритму. Подробный алгоритм анализа ВСШ 1. Суть самой идеи опыта: что наиболее ценно в опыте и где он применяется. 2. Теоретические положения философии, педагогики, психологии (другой науки), положенные в основу опыта. 3. На что направлено воспитание? 4. Что отвергает опыт из традиционной школы? 5. Использование различных систем образования (или отдельных их элементов), известных в истории педагогической мысли. 6. Как и чем определяется в опыте содержание обучения и воспитания? 7. Как реализуется идея, принципы и сущность опыта (замыслы педагога)? 8. Преимущества данного опыта по отношению к другим авторским воспитательным системам, к опыту традиционной школы.
9. Модель нового учебного процесса и структура школы.
10. Набор предметов и интеграция преподаваемых предметов в авторской школе. 11. Расписание школьного дня. 12. Как реализуются в школе интересы ребят и что обеспечивает их развитие (осуществление идеи гуманизации школы)? 13. Наличие в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий. 14.Что нового в процессе усвоения знаний учащимися (или контроле знаний)? 15.Что дает школа ученику и учителю, каковы их возможности, в чем свобода их действий (идея демократизации в авторской школе)? 16. Как комплектуются классы? 17. Структура урока, система уроков. 18. Соотношение форм обучения (урок, домашнее задание, кружки, секции, факультативы, экскурсии и др.). 19. Требования к учителю в данной школе, подбор учителей, положение учителя в школе. 20. В чем специфика (особенность) школы? 21. В чем результативность, эффективность данной авторской школы? 22. Перспектива на широкое внедрение опыта. Творческое задание Предлагается творческое задание по индивидуальному проектированию. Задание может выполняться в микрогруппах (2-3 человека). I вариант. Используя материалы школьной практики 1) идея, согласно которой организуется жизнь учащихся в школе; 2) модель учебного процесса; 3) принципы отбора содержания образования и построения обучающих программ; 4) структура школы; 5)новый подход к воспитанию; 6) структура урока; 7) формы обучения в школе; 8) пути осуществления идеи гуманизации и демократизации воспитания; 9) способы развития личности ребенка;
10) подготовка и подбор учителей в школе; 11) специфика и результативность собственного проекта воспитательной системы. II вариант. Для усвоения знаний на уровне творче — школа будущего: тульский вариант. (Учительская газета. — 1989. — 18 ноября.) — американская школа для девочек «Мадейра». (Учительская газета. — 1992. — № 4.) — школа-парк A.M. Гольдина. («Школьные технологии». — 1998. — № 4.) ЗАНЯТИЕ 3-4
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.239 (0.055 с.) |