Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Египетские казни, боги и богини Египта
Некоторые боги и богини выполняли не одну, а больше функций, и были ответственны не за одну какую-то сферу, а за большее число их. Кроме того, в соответствии с верованиями древних египтян - многие боги или богини, которым поклонялись в одном городе или месте, и (или) в какой-то определенный период времени, уподоблялись, как бы "поглощая" их, богам и богиням, которые были предметом поклонения в других местах и в другие периоды времени. Таким образом система религиозных представлений у египтян была весьма сложной и порой противоречивой. После того, как Египет настигла 10-ая казнь, фараон сам стал побуждать израильтян выйти из его земли! (12:31-32). В Псалмах 77:46-51 и 104:28-36 упоминаются некоторые из казней египетских как свидетельство Божией силы и Его заботы о Своем народе. А. Казнь 1: вода в Ниле обратилась в кровь (7:14-25) Этот текст посвященный первой казни, можно подразделить на три части: Божии наставления Моисею и Аарону (стихи 14-19); чудо, совершенное через Моисея и Аарона (стихи 20-21); ответные действия фараона и египтян (стихи 22-25). Исх. 7:14-19. Бог повелел Моисею встретить фараона… когда он выйдет к воде (к Нилу). На Нил в Египте смотрели как на источник жизни и почитали реку как бога. Когда в июле и августе Нил разливался, выходя из берегов, то удобрял почву, и это давало людям возможность собирать обильные урожаи. В это время года фараон совершал торжественные церемонии благодарения, чествуя реку, которая несла им благословения. Возможно, Моисей прервал своим появлением одну из таких церемоний, совершавшихся фараоном (сравните 8:20).
Моисей должен был поставить фараона в известность о причине грядущих судов (от имени Бога Евреев, 7:16; сравните 3:18; 5:3; 9:1,13; 10:3). Фараон не послушался истинного Бога (7:16) - и в этом объяснение характера и результатов последовавших казней (стихи 17-18). Казнь обрушилась на реки их, притоки рек и даже на самые малые водохранилища (стих 19). Исх. 7:20-21. Как только Аарон, по указанию Моисея, простер свой жезл над Нилом, ужасная казнь совершилась - вода в реке превратилась в кровь. Некоторые комментаторы Библии высказывают предположение, что вода лишь приобрела красноватый цвет, а не обратилась в кровь в буквальном смысле слова. Так, Кассуто полагает, что красный цвет могли дать воде "мелкие грибки и другие красные водоросли, либо крошечные насекомые красноватого оттенка". Такое понимание, однако, ничем не оправдано, да и не объясняет ни внезапности наступления этого чуда, ни массовой гибели рыбы. Хотя химический состав предполагаемого органического вещества красного цвета - неизвестен, египтяне воспринимали его - на вид и на вкус - как кровь. Из-за мертвой рыбы вода в реке стала смердеть (стихи 18, 21). И поскольку Нил имел жизненно важное значение для сельского хозяйства и экономики страны, это чудо не могло не вызвать тревогу среди населения. Несколько богов из их пантеона ассоциировались в глазах египтян с Нилом, и среди них - Апис, Изида, Кнум (Таблицу "Египетские казни; боги и богини Египта"). Кроме того, в разливе Нила они видели символ ежегодного чудесного возрождения Озириса, бога земли и растительности, покрывающей ее. Другие боги, по-видимому, стояли на страже рыбного богатства Нила. Превращение нильской воды в кровь знаменательно и с той точки зрения, что египтяне ассоциировали Нил с кровеносной системой Озириса.
Исх. 7:22-25. Однако придворные чародеи фараона оказались в состоянии повторить это чудо, так что царь ожесточил свое сердце против Бога. Если вся вода стала кровью, то какой водой воспользовались чародеи, чтобы повторить чудо, явленное Моисеем и Аароном? Ответ, возможно, найдем в стихе 24: поражены были воды Нила, но не подземных источников, вода из которых просачивалась на землю. В поисках питьевой воды люди не обращались более к Нилу. Это загрязнение Нила длилось семь дней (стих 25). Некоторые понимают этот стих так, что семь дней прошло между первой казнью (продолжавшейся один день) и началом второй. Но поскольку промежутки между другими казнями в Библии не указаны, то правильнее, по-видимому, допустить, что первая казнь длилась семь дней. Глава 8 Б. Казнь 2: жабы (8:1-15) Исх. 8:1-4. Бог повелел Моисею вернуться к фараону с ультиматумом: или тот освободит израильтян, или его постигнет следующая кара, на этот раз - нашествие жаб. (Если же ты не согласишься… - эта мысль выражена также в 9:2; 10:4). После того как в декабре спадали воды Нила, в нем появлялось множество жаб, и это было нормальным явлением; но это происходило в декабре, а не в августе. Кроме того, обычно жабы оставались близ Нила, а теперь они наводнили собой дома (8:3), дворы и поля (стих 13) - вероятно, потому, что в Ниле плавала дохлая рыба… В глазах египтян жабы обладали божественной силой. В их пантеон входила богиня Хекет, которая изображалась с жабьей головой. Они верили, что из ее ноздрей исходит дыхание жизни, одухотворяющее тела тех, кого ее муж, великий бог Кнум, создал из земной пыли. Отсюда понятно, что убивать жаб запрещалось. Совершая вторую казнь, Бог как бы говорил, что обратит еще одно божество египтян в проклятие им, а не в помощь… И вот жаб, этих священных животных, сделалось великое множество, и они проникли даже в спальни к людям. Из стихов 3-4 видим, что жабы вползали и в кухни, и даже взбирались на людей. Исх. 8:5-7. Следуя наставлениям Бога, Моисей приказал Аарону осуществить эту кару (стих 5), что тот и сделал (стих 6). При совершении первых трех казней свой жезл пускал в ход Аарон (7:19-20; 8:5-6,16-17), а при осуществлении седьмой и восьмой казней жезл пускал в ход Моисей (9:23; 10:13). Египетские чародеи сумели воспроизвести и второе чудо (сравните 7:22), что не могло не привести к усугублению постигшего страну бедствия (8:7). Исх. 8:8-11. И тут повествование сворачивает к фараону, который, надо думать, хотел, чтоб его волхвы избавили Египет от беды, а не усугубляли ее. Теперь он обращается за помощью к Моисею и Аарону, и это говорит о том, что он несколько лучше "познакомился" с Богом евреев (сравните 5:2). Фараон искал помощи свыше, будучи так удручен, что хотел уже исполнить пожелание Моисея. Моисей позволил царю самому назначить время для снятия кары, но хотел при этом, чтобы царь осознал причину ее: дабы ты узнал, что нет никого, как Господь Бог наш (8:10). Фараон попросил Моисея вознести молитву об избавлении от жаб на следующий день. Исх. 8:12-15. Моисей помолился, и на следующий день Бог положил конец этой каре. Лишь зловоние распространялось по земле от покрывавших ее мертвых жаб (и воссмердела земля). Но фараон отказался исполнить свое обещание.
В. Казнь 3: мошки (8:16-19) Исх. 8:16-19. В отличие от первых двух, об этой казни предупреждения не было. Как не будет его и в отношении 6-ой и 9-ой казней. Причина, возможно, - в лживых обещаниях фараона (стихи 8,15). Упомянутые три казни совершились внезапно. Аарон… ударил… жезлом своим… в персть земную, и тучи жалящих насекомых, поднявшись, покрыли людей и животных. По-еврейски мошки передаются словом кинним, которое встречается только в Ветхом Завете. Не исключено, что оно означает комаров. Утверждение и сделается персть мошками свидетельствует о том, что было этих "мошек" необычайное множество. Третья казнь могла быть направлена на подрыв авторитета Сета, бога пустыни. А заодно - и египетского священства. Священники очень гордились чистотой своих тел и одежд; они постоянно сбривали с себя волосы и совершали омовения; они носили чистые льняные одеяния. И вот теперь, по воле Господа, тела и одежды этих служителей языческих культов были покрыты надоедливыми насекомыми. Волхвы, не будучи в состоянии повторить это чудо, высказали предположение, что оно от Бога (это перст Божий; сравните 31:18; Втор. 9:10; Пс. 8:4; Лук. 11:20). Но, как и предупреждал Господь (сравните Исх. 7:3), фараон продолжал упорствовать и не каялся (сравните "как и говорил Господь" в 7:13,22; 8:15). Г. Казнь 4: песьи мухи (8:20-32) Исх. 8:20-24. Этой, четвертой, казнью начинается второй цикл, состоящий из трех хазней. Как и первые три, они направлены именно на египтян и только на них (И отделю… землю Гесем, на которой пребывает народ Мой; 8:22). Это показывает, что Бог проводил различие между израильтянами и египтянами (сравните 9:4; 11:7), предназначая Свой народ к освобождению, а других - к наказанию. И это лишний раз говорит о высшей власти Бога и Его могуществе. Господь повелел Моисею снова встретиться с фараоном у Нила (сравните 7:15), чтобы завести речь об освобождении евреев. Если фараон откажется, рои мух (8:21) будут посланы на египтян и в их дома. Укусы "множества песьих мух" (стих 24) были весьма болезненны. Они тоже могли символизировать Ра, верховное божество Египта. Или бога Уатшит, которого представляли в образе мухи. Исх. 8:25-32. Умнея под напором четырех обрушившихся на него казней, фараон готов был пойти на компромисс. Израильтяне, сказал он, могли бы совершить жертвоприношение своему Богу, но на территории Египта, а не в пустыне. Однако для Моисея такой компромисс был неприемлем. Он объяснил, что характер их богослужения, с принесением в жертву животных, отвратителен для Египтян. По-видимому, потому, что египтяне почитали священными быка, символизировавшего бога Аписа или Ра, а также корову, представлявшую их богиню Хасор. Богослужение евреев египтяне восприняли бы как богохульство, и это могло бы привести к нападению на них. Тогда фараон предложил другой компромисс: пусть евреи пойдут в пустыню, но только не уходят далеко (стих 28). Согласившись на это, Моисей, однако, предупредил фараона, чтоб не вздумал обманывать и на этот раз, как делал прежде (стихи 8,15). Это предупреждение Моисея само по себе удивительно - и даже дерзко - ведь фараон почитался образцом справедливости и правдолюбия. И вышел Моисей от фараона, полагая, что царь, возможно, сдержит слово. И как просил его фараон, Моисей помолился об избавлении Египта от песьих мух. Фараон, однако, снова передумал и отказался сдержать свое слово. Глава 9
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.43 (0.016 с.) |