![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуацияхСтр 1 из 5Следующая ⇒
IV. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА». ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС» Федоренко В.Н. ВВЕДЕНИЕ Рассматривая связь между различными катастрофами и историей человечества, можно отметить, что катастрофы, воздействуя на развитие цивилизации, сыграли немаловажную роль в формировании социально-политического облика современного человеческого общества. Так, например, один из авторитетных русских ученых-историков Ключевский связывал причины зарождения городов, особенности архитектуры жилищ, местоположение поселений с необходимостью более стойко переносить грозные стихийные явления - землетрясения, наводнения, эпидемии, засухи, вулканические извержения, тем самым человек постепенно приспосабливался к изменению условий окружающей среды, вызванными природными катаклизмами. Вместе с этим в период этого приспосабливания человек развил настолько бурную хозяйственную и инженерную деятельность, что за счет этой деятельности со временем стала возникать угроза уже для самой природы и для самого человека. Поэтому наряду с природными источниками опасности человека на этом современном этапе развития цивилизации стала техносфера. Таким образом, между человеком и природой, со временем стали развиваться противоречия, которые обострились особенно в последние десятилетия. Это означает, что по мере развития технического прогресса неуклонно возрастает роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий как от стихийных бедствий и природных катастроф, так и от аварий и катастроф техногенных. Так в конце XX века для предупреждения и ликвидации последствий упомянутых выше природных явлений, например, в России, были сформулированы подходы к решению проблем защиты населения и территорий и созданы соответствующие структуры: ГО, РСЧС, МЧС. Разработан и внедрен ряд различных государственных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС различного характера. Приступая к рассмотрению вопросов темы, есть необходимость остановиться на таких понятиях, как «защита населения» и «защита территорий» (рис. 4.1.1), а также - «ЧС», «предупреждение ЧС», «ликвидация ЧС», «зона ЧС». Именно с этих четырех последних понятий начинается рассмотрение ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (статья 1).
Ниже приведены данные о ЧС на территории РФ за 1992-2000 гг. (табл. 4.1.1). Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени, цели, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пострадавших территориях до приемлего уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий техногенных аварий и катастроф. Защита территорий - комплекс организационных, экологических, инженерно-технических, природоохранных, специальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения источников ЧС, подготовку к преодолению вызванных ими опасностей и ликвидации их последствий с целью снижения потерь и разрушений на объектах экономики и личного имущества граждан, а также на ограничение ущерба окружающей природной среде при ЧС. Основные понятия: Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона ЧС - это территория, на которой сложилась ЧС. Данные о чрезвычайных ситуациях, происшедших в Российской Федерации в 2000 году. В 2000 г. на территории Российской Федерации произошло 960 чрезвычайных ситуаций и 5 крупных террористических актов, в том числе от общего количества, локальных – 53,4 %, местных – 33,17 %, территориальных – 12,91%, региональных – 0,42 %, федеральных – 0,1 %. По сравнению с 1999 г. общее количество чрезвычайных ситуаций в 2000 г. уменьшилось на 22 %. Диаграмма составляющих чрезвычайных ситуаций, происшедших на территории Российской Федерации в 2000 г., приведена на рис. 4.1.2. В результате чрезвычайных ситуаций пострадало 11624 человека, с учетом пострадавших в террористических актах, 1153 чел. погибло, оказана медицинская помощь 11137 чел. Заявленный материальный ущерб Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации составил свыше 24,797 млрд. рублей, при этом от чрезвычайных ситуаций техногенного характера – 1,4 млрд. рублей (5,65 %), чрезвычайных ситуаций природного характера – 23,3 млрд. рублей (93,96 %), биолого-социальных чрезвычайных ситуаций – 0,097 млрд. рублей (0,39 %). Диаграммы составляющих погибших, пострадавших и заявленного материального ущерба, показаны на рис. 4.1.3-4.1.5. В результате техногенных чрезвычайных ситуаций пострадало 2958 человек, погибло 976 человек. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций зарегистрировано в Северо-западном (143), Центральном (108) и Дальневосточном (99) регионах. В результате природных чрезвычайных ситуаций пострадало 2229 человек, погибло 48 человек. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций зарегистрировано в Дальневосточном (105) и Северо-Кавказском (65) регионах. В результате биолого-социальных чрезвычайных ситуаций пострадало 6160 человек, умерло 67 человек. Сводные данные о чрезвычайных ситуациях в Российской Федерации см. рис. 4.1.2-4.1.5. Рис. 4.1.1 Государственное регулирование защиты населения и территорий от ЧС Таблица 4.1.1 СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЗ «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» Данный закон был принят 21.12.1994 г. (№ 68-ФЗ) и определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, населения, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территории) от ЧС природного и техногенного характера. Закон обязателен для всех уровней: федерального, регионального, территориального, местного самоуправления, а также всех предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области его защиты и территорий от ЧС. Всего закон содержит 9 глав и 31 статью. Структура его приведена на рис. 4.1.6 и 4.1.7. Следует на некоторых из статей остановиться.
Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены: 1. Основные понятия: ЧС, предупреждение ЧС; ликвидация ЧС и зона ЧС. 2. Законодательство в РФ в области защиты населения и территорий от ЧС состоит: из настоящего ФЗ, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных и правовых актов РФ и ее субъектов.
3. Цели настоящего ФЗ: предупреждение возникновения и развития ЧС; снижение размеров ущерба и потерь от ЧС; ликвидация ЧС. 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) объединяет: органы управления, силы и средства ФОИВ, ОИВС РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС (рис. 4.1.8 и 4.1.9) – можно представить для напоминания. 5. Определение границ зон ЧС осуществляется руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации ЧС и по согласованию с соответствующими органами власти (и местного самоуправления), на территории которых сложились ЧС. 6. Гласность и информация в области защиты населения от ЧС.
Информацию в области защиты населения и территорий от ЧС составляют сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территориях. Информация в области защиты населения и территорий от ЧС, а также о деятельности ФОИВ, ОГВС РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Эти органы и администрация организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от ЧС. Сокрытие, несвоевременное предоставление, либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Порядок обеспечения населения и всех органов управления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от ЧС устанавливается законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
![]()
![]()
Силы и средства ЕГСПиЛ: а) силы и средства наблюдения и контроля в составе: · служб (учреждений) и организаций ФОИВ, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения; · формирований Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ; · ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; · служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; · географической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии; · учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО; б) силы и средства ликвидации ЧС в составе: · военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-восстановительных, аварийно-спасательных, восстановительных и аварийно-технических формирований ФОИВ; · формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф; · формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; · военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; · формирований ГО РФ территориального, местного и объектового уровней; · специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС; · аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии; · служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; · восстановительных и пожарных поездов МПС РФ; · аварийно-спасательных служб и формирований ФС морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры) и речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
7. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС (ст. 6): · Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. · Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. · Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. · Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства ФОИВ.
· Непрерывное отслеживание обстановки за состоянием производства и своевременное информирование (мониторинг).
Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от ЧС. Полномочия Президента РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 8). Президент РФ: * определяет в соответствии со ст. 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС; * вносит на рассмотрение СБ РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросу ликвидации их последствий; * вводит при ЧС в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке предусмотренном федеральным и конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях ЧП; * принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации ЧС ВС РФ, других войск и воинских формирований. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 9). Федеральное Собрание Российской Федерации: * обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий в ЧС; * утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности мероприятий в указанной области; * проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 10). Правительство РФ: * издает на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечивает их исполнение; * организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от ЧС; * организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС; * определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС); * обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также определяет порядок использования указанных резервов; * устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности; * устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов власти по их ликвидации; * принимает решение о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и об оказании помощи в случае их возникновения; * определяет порядок привлечения войск ГО РФ к ликвидации ЧС; * определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Подготовка населения в области защиты от ЧС (Глава V). Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется Правительством Российской Федерации (ст. 20). Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил РСЧС для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
Пропаганда знаний в области защиты от ЧС (ст. 21). Пропаганда знаний в области защиты от ЧС обеспечивается органами управления, входящими в РСЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, ФОИВ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС могут использоваться средства массовой информации.
IV. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.255.24 (0.047 с.) |