![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новая и новейшая история зарубежных странСтр 1 из 6Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет» Кафедра Всеобщей истории УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Новая и новейшая история зарубежных стран Новая история стран Азии и Африки (Новая и новейшая история зарубежных стран)
Специальность: 050401.65 История (код) (наименование)
Барнаул
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет»
Кафедра Всеобщей истории Учебно-методический комплекс модуля: Новая история стран Азии и Африки АННОТАЦИЯ 1. Минимальные требования к содержанию модуля: Новая история стран Азии и Африки. Основные проблемы и тенденции развития восточных обществ. Возникновение представлений о единстве исторического процесса в общечеловеческом масштабе, связанное с эпохой Великих географических открытий и складыванием колониальной системы. Борьба народов Азии и Африки против монополий. Особенности хозяйственного и социально-политического развития и формирование новых буржуазно-националистических идеологий. Передел мира и буржуазные революции на Востоке. 2. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности: «Новая история стран Азии и Африки» является одним из компонентов курса «Новая и новейшая история зарубежных стран». Данный модуль тесно связан с такими дисциплинами как: «Новая история стран Европы и Америки», «Историография», «Источниковедение», «Социология», «Политология», «Экономика». 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:
4. Список авторов элементов УМК: к.и.н., доцент Т.А. Шеметова
5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК: - ГОС ВПО по специальности; - Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.). - Положение по УМК (Барнаул, 2007)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет» Кафедра Всеобщей истории Учебно-методический комплекс модуля: Новая история стран Азии и Африки УТВЕРЖДАЮ I Проректор по УР___________________ "____"______________200_г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По модулю Новая история стран Азии и Африки
Специальность 050401.65 «История» код наименование
Факультет/институт Исторический / БГПУ
Курс обучения ___4____/_______/________ Семестр ____7___/_______/________ Всего часов по учебному плану: ___268____ В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная - лекции ____90___/____________/_______ - практикум ____44___/____________/______ - самостоятельная работа ___134____/____________/_______ Формы итогового контроля знаний: - зачет ____сем./ ____сем./ ____сем. - экзамен __7__сем./ ____сем./ ____сем.
Барнаул 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ: Новое время является одним из наиболее насыщенных периодов мировой истории. Оно связано с развертыванием процессов глобализации всемирного исторического процесса, радикального изменения характера развития европейской цивилизации, сопряженного с формированием индустриальной общественной модели, сложным взаимным влиянием цивилизационных систем Запада и Востока.
Целью дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» является комплексное, систематизированное изучение социально-экономических, правовых, политических и духовных процессов, обозначивших магистральный путь развития общества в XVI-XX вв., а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени. Познавательные и развивающие задачи дисциплины связаны с формированием у студентов представления о многообразии методологических принципов изучения исторического прошлого, развитием у них навыков источниковедческой и историографической работы, исследовательской мотивации, возможности самостоятельного построения и аргументированного обоснования трактовок фактов, версий, оценок, альтернатив развития исторического процесса, формированием ценностных ориентаций, основанных на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта исторического развития общества. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: В результате изучения дисциплины студент должен знать: - системную периодизацию курса всемирной истории; - основные тенденции общественного развития на каждом из этапов исторического процесса; - основные события и даты истории зарубежных стран XVI-XX вв., - имена и биографические сведения о выдающихся исторических деятелях; - основные историографические трактовки ключевых проблем новой и новейшей истории зарубежных стран. Владеть современным понятийным и категориальным аппаратом исторической науки. Студент должен иметь навыки работы с различными типами исторических источников, работы с учебно-методической и научной литературой по проблематике курса, выполнения учебных (практических) и научно-исследовательских заданий, самостоятельного поиска, обработки и использования различных типов информации. Студент должен уметь грамотно воспроизвести научную информацию о предмете изучения, комплексно проанализировать причинно-следственные связи исторических событий и процессов, выявить ключевые тенденции общественного развития, определить их региональную специфику, прокомментировать исторические процессы с точки зрения основных научных теорий и методологических подходов. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: библиотечные фонды, учебно–методическая литература, карты и атласы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные аудитории, различные технические средства обучения, аудио – видеоаппаратура, наглядные пособия, мультимедийные средства.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 7.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ: тест 7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ: экзамен, тест
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности История 032600.
Программу составила: к.и.н., доцент Т.А. Шеметова Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры ____________________________ Протокол № _______1_______ от ________11.09.2007___________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет»
Кафедра Всеобщей истории РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА Специальность: 050401.65 История
Ведущий лектор: Шеметова Т.А., к.и.н., доцент
Барнаул ПЛАН ЛЕКЦИИ № 1 Тема: Страны Азии и Африки к началу нового времени. Особенности восточного феодализма.
Страны Азии и Африки в предшествующий исторический период, их превосходство над странами Запада по многим критериям социально-экономического, политического и культурного развития. Средние века в свете основных концепций развития человечества. Категория и хронология средних веков. Сопоставительная характеристика Востока и Запада в средние века. Причины отставания Востока в позднее средневековье и его связь с особенностями и отличиями восточного типа феодализма от западного. Эволюция западноевропейских представлений о Востоке в средние века. Причины обострения интереса к Востоку в ХVII – ХVIII вв. Ф.Бернье. Ш.Л. Монтескье и Ф.М.А. Вольтер. Ограниченность просветительского подхода к Востоку. Становление востоковедения как науки в ХIХ в. Археологические открытия и дешифровка древних систем письма. Европоцентризм и его критика. К.Маркс о Востоке. Марксизм и Восток: формационный подход и концепция «азиатского способа производства» (АСП). Природа и общество на Востоке в средние века. Природный фактор в истории человечества. Обусловленность отличий от различных условий географической среды, климатических, экологических и т.д. особенностей. Абсолютное преобладание поливного земледелия. Зависимость сельского хозяйства от наличия сложнейших ирригационных систем, строительство и эксплуатация которых была задачей исключительно общегосударственной. Азиатский земледельческий тип производства (АТП). Сопоставительная характеристика азиатского и европейского типов производства. Эволюция азиатского способа производства. Верховная государственная собственность на землю, воплощенная в лице монарха и формирование особого типа монархии “восточной деспотии”. Прочность военно-ленной феодальной системы и сельской общины. Слабая связь сельского и городского обществ, неразвитость внутренней торговли при наличии в каждой общине сельских ремесленников и “домашней промышленности полноправных общинников”. Проживание в городах большого числа феодалов и их активное вмешательство в городскую экономику. Зависимое и бесправное положение городской буржуазии и торгово-ростовщических слоев. Отсутствие системы расширенного воспроизводства. Особенности социально-политических отношений на Востоке. Сравнительный анализ тенденций развития социальных структур на Западе и Востоке. Проблема классов. Значение традиционных социальных связей: племя, род, община, городской «цех». Корпоротивность: касты, кланы, тайные общества, секты, землячества. Проблема зарождения новых социальных слоев. Положение горожан. Купечество и его роль в обществе. Формы зависимости. Рабство. Наемный труд. Положения высшего слоя. Восточный деспотизм как форма государства. Положения правителя и эффективность управления. Проблема социальной опоры власти. Роль армии и войн. Крупные империи, стремление к централизации и причины ее непрочности. Религиозно-культурный фактор в развитии стран Востока. Отношения народа к власти, существующим нормам права. Этническое и национальное самосознание. Культура и ментальность. Ценностные установки народов исламского, конфуцианского, буддийско-индуистского регионов.
ПЛАН ЛЕКЦИИ № 2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет»
Кафедра Всеобщей истории СТРУКТУРА И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
1. ВВЕДЕНИЕ: Целью дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» является комплексное, систематизированное изучение социально-экономических, правовых, политических и духовных процессов, обозначивших магистральный путь развития общества в XVI-XX вв., а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени. Познавательные и развивающие задачи дисциплины связаны с формированием у студентов представления о многообразии методологических принципов изучения исторического прошлого, развитием у них навыков источниковедческой и историографической работы, исследовательской мотивации, возможности самостоятельного построения и аргументированного обоснования трактовок фактов, версий, оценок, альтернатив развития исторического процесса, формированием ценностных ориентаций, основанных на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта исторического развития общества.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Литература:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Литература:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Складывание колониальной капиталистической системы.
Продолжительность _2_ часа
a) конкуренция между европейскими державами, «торговые войны», создание кампаний-монополий и их роль в закабалении Востока; b) первые неравноправные договоры и этапы складывания колониальной системы в разных частях афро-азиатского региона. Формы и методы эксплуатации; c) последствия вторжения колонизаторов в Азию и Африку для их стран и народов.
Вопросы для самостоятельной работы:
Заполните таблицу
Дайте определение понятий: ü колония; ü полуколония; ü протекторат; ü доминион; ü Азиатский способ производства; ü Европейский способ производства; ü деспотия; ü корпоративность.
Объясните:
Сущность двух методологических подходов объяснения истории развития человечества: «всемирно-исторический» (формационно-стадиальный) подход, «культурно-исторический» (цивилизационный).
Литература:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Османская империя в XVII – начале XVIII вв.
Продолжительность _2_ часа
1. Османская империя к началу нового времени: a. Создание Османского государства; b. Территория и население к началу нового времени; c. Политический строй; d. Особенности религиозной ситуации; e. Аграрные отношения, формы землевладения и землепользования, феодальная эксплуатация крестьян; f. Группа турецких феодалов; g. Особенности османского феодализма. 2. Развитие Османской империи в XVIII в.: a. Изменения в формах эксплуатации земли и крестьянства; b. Подъем национально-освободительной борьбы (причины, повод, движущие силы, задачи формы борьбы, причины поражения или победы, последствия); c. Проявление раздробленности империи. Изменение турецких феодальных народных движений в своих личных целях.
Литература:
2. Шпилькова В.И. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. - М, 1977. 3. Петросян И.Е. Османская империя. - М., 1993. 4. Новичев Л.Д. История Турции. - М., 1973. 5. Энциклопедия, дипломатический словарь.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: Османская империя в начале – середине XVIII вв.
Продолжительность _2_ часа
1. Русско-турецкие войны XVIII в. и начало зависимости Османской империи от западных держав. 2. Начало «египетского кризиса» в Османской империи: a. Экспедиция Бонапарта в Египет и действия турецкого султана; b. Приход к власти в Египте Мухаммеда Али; c. Вмешательство капиталистических держав в дела Османской империи во время египетского кризиса и усиление ее зависимости.
Литература:
12. Шпилькова В.И. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. - М, 1977. 13. Петросяп И.Е. Османская империя. - М., 1993. 14. Новичев Л.Д. История Турции. - М., 1973. 15. Энциклопедия, дипломатический словарь.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: Начало периода реформации в Османской империи в конце XVIII – первой трети XIX вв.
Продолжительность _2_ часа
1. Реформы Селима III: a. Социально-экономические и политические предпосылки реформ Селима III; b. Социальная база; c. Цели и задачи реформ; d. Основные положения реформ; e. Практическая реализация реформ Селима III; f. Противники реформ; g. Последствия реформ для Османской империи. 2. Реформы Махмуда II: a. Предпосылки I этапа реформ Махмуда II; b. Социальная база; c. Цеди и задачи реформ; d. Основные положения реформ; e. Практическая реализация и последствия I этапа реформ Махмуда II для Османской империи; f. Предпосылки II этапа реформ Махмуда II; g. Социальная база; h. Цели и задачи реформ; i. Основные положения реформ; j. Практическая реализация реформ Махмуда II; k. Противники реформ; l. Последствия реформ для Османской империи. 3. Первый танзимат. 4. Второй танзимат.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дата образования Османского государства. 2. Основатель Османского государства. 3. Государственная религия Османского государства. 4. Первый султан Османского государства. 5. Первый император Порты. 6. Основные формы землевладения и землепользования. 7. Основные виды налогов в Османской империи. 8. Основа установления налогов. 9. Феодальная иерархия. 10. Социальная структура. 11. Даты миграционных волн на территорию Малой Азии. 12. Хронологические рамки русско-турецких войн в XVIII в. Название договоров. 13. Основные восстания и национально-освободительные движения в XVII, XVIII, первой половине XIX вв. (причины, ход, движущие силы, руководители последствия). 14. Каким образом произошли изменения эксплуатации основных форм земли и крестьянства в XVIII в. 15. Основные признаки османского феодализма. 16. Хронологические рамки «золотого века», «периода остановки», «периода кризиса» в Османской империи. 17. Проявление феодального сепаратизма в Османской империи в XVII, XVIII, первой половине XIX вв. (территория, руководитель, хронологические рамки). 18. Экспедиция Бонапарта в Египет (причины, хронологические рамки, последствия). 19. Дата прихода к власти Мухаммеда Али. 20. Проявление зависимости Османской империи от капиталистических держав в конце XVIII – первой половине XIX вв. 21. Даты правления Селима III и Махмуда II. 22. Год ликвидации янычарского корпуса. 23. Дата ликвидации военно-ленной системы. 24. Назовите инициатора реформ Первого танзимата. 25. Годы правления Абдул-Меджида. 26. Какие условия для развития капиталистических отношений предполагалось создать реформами Первого танзимата. 27. Хронологические рамки Первого и Второго танзимата? 28. Годы создания и название первых банков в Османской империи. 29. Какие законопроекты были приняты в Османской империи на основе реформ Первого танзимата? 30. Назовите формы и методы превращения Османской империи в полуколонию в период Второго танзимата. 31. Хронологические рамки 1-й и 2-й турецко-египетских войн. 32. Основные причины турецко-египетских войн. 33. Дата создания янычарского войска. 34. Духовный орден – покровитель янычар. 35. Основные сражения периода турецко-египетских войн (место и дата). 36. Год подписания Ункяр-Искелийского русско-турецкого договора. 37. первый раздел Османской империи (дата и название договора). 38. Дата зарождения движения «новых османов». 39. Назовите основных представителей движения «новых османов». 40. Основная цель движения «новых османов», методы и формы борьбы.
Вопросы для самостоятельной работы:
I. Дайте определение понятий:
ü удж; ü лен; ü «восточный вопрос»; ü восстание; ü национально-освободительное движение; ü низим-и-джезид; ü девширме; ü каймакам; ü феллах; ü государство; ü империя.
II. Заполните таблицу по восстаниям и национально-освободительным движениям XVII, XVIII, первой половины XIX вв.
Сравните эти движения по основным параметрам. Объясните причины изменений причин, движущие силы, формы и методы борьбы.
III. Подготовьте доклад (2-3 мин.) о Селиме III, Махмуде II, Решид-паше.
IV. Подготовьте сообщение о предложениях высших кадров Османской империи по необходимости реформ в период правления Селима III.
V. Заполните таблицу по русско-турецким войнам XVII в.
VI. На основе анализа документов, посвященным реформам в Османской империи (см. Хрестоматию по новой истории Востока, ч. 1-2, с. 419, 423, 424-430) составьте таблицу «Социально-экономические и политические реформы в Османской империи в конце XVIII – 1870 г.»
Литература:
19. Шнплькова В.И. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. - М, 1977. 20. Петросяп И.Османская империя. - М., 1993. 21. Новичев Л.Д. История Турции. - М., 1973. 22. Энциклопедия, дипломатический словарь.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: Социально-экономическое и политическое развитие Ирана в XVII – начале XVIII вв.
Продолжительность _1_ часа
1. Общие характеристики Ирана к началу XVI в.: a. Территория и население; b. Политический строй; c. Особенности религиозной ситуации. 2. Объединение Ирана: a. Предпосылки объединения Ирана в XV – начале XVI вв.; b. Внутренняя и внешняя политика Исмаила Сефи; c. Установление в Иране власти Сефевидов (особенности агарных отношений «пятигранная форма ренты-налога», группы иранских феодалов, хозяйство и социально-политическая структура города, кочевой элемент, шиитское духовенство); d. Внутренняя и внешняя политика Аббаса I. 3. Ирана в период кризиса: a. Причины кризиса в Иране во второй половине XVII в.; b. Социально-экономическое и политическое развитие Ирана в период правления Сулеймана I и Хусейна. Особенности восстания в Иране в начале XVIII в.; c. Ухудшение внешнеполитической ситуации в Иране. Вторжение афганцев.
Литература: 1. Бойс М. Зороастрийцы: их верования и обычаи. – Спб., 1994. 2. Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 1613 – 1621 гг. – М., 1987. 3. Жигалина О.И. Этносоциальная эволюция иранского общества. – М., 1996. 4. История Ирана. – М., 1977. 5. Луконин В.Р. Древний и средневековый Иран. – М., 1987. 6. Туманович Н.Н. Европейские державы в Персидском заливе в XVI – XIX вв. – М., 1982. 7. Иванов М.С. Очерки по истории Ирана. – М., 1976. 8. Хрестоматия по новой истории Ирана. – М., 1988. 9. История Ирана. Киев-Москва, 2003
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема: Иран в XVIII – начале XIX вв.
Продолжительность _1_ часа
1. Внутриполитическая борьба в Иране в XVIII в.: a. Внутренняя и внешняя политика Тахмаспа; b. Внутренняя и внешняя политика Надир-шаха и приход к власти династии Афшаров; c. Внутренняя и внешняя политика Керим-хан Зенда; d. Внутренняя и внешняя политика Ага-Мухаммеда. Приход к власти династии Каджаров. 2. Борьба Англии, Франции и России за влияние в Иране в начале XIX в.: a. Англо-иранские неравноправные договоры (1804, 1809, 1814, 1841 гг.); b. Англо-французский неравноправный договор (1807 г.); c. Русско-иранские войны. Гюлистанский (1813г.) и Туркманчайский (1828 г.) неравноправные договоры. 3. Последствия проникновения иностранных государств для социально-экономического и политического развития Ирана. Вопросы для самоконтроля:
1. Определение принципа государственного национализма. 2. Древняя религия персов. 3. Назовите основные персидские племена. 4. Начало объединения Ирана.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.169.85 (0.373 с.) |