![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессуальные особенности разрешения административных споров в арбитражных судах ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
В отличие от административного судопроизводства в общих судах, дела, возникающие из административно-правовых отношений, разбираются в арбитражных судах в порядке искового производства. При данном процессуальном порядке заявляемые требования рассматриваются как административные иски12. Под административным иском в этом случае понимается спорное правовое требование одной стороны к другой, вытекающее из публичного материально-правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявляемое в арбитражный суд для рассмотрения и разрешения в порядке административного судопроизводства в целях защиты нарушенного права. Специфическими особенностями искового административного судопроизводства в арбитражном суде, в свою очередь, являются: - наличие спора, вытекающего из административно-правовых отношений (административно-правового спора); - наличие административного иска, т.е. наличие требования одного лица к другому (одно из которых - государственный орган), вытекающее из нарушенного или оспариваемого права и подлежащее рассмотрению в установленном законом процессуальном порядке. В процессе административного судопроизводства в арбитражном суде возможно предъявление встречного иска, который может быть принят по основаниям ст. 110 АПК. Так, в случае предъявления налоговой инспекцией иска о взыскании с налогоплательщика суммы недоимки и штрафных санкций последний может заявить требование о признании акта налогового органа о взыскании недоимки и штрафа недействительным. При удовлетворении такого требования налогоплательщика отпадает первоначальный иск о взыскании денежных средств. К ведению арбитражного суда, по общему правилу (ст. 22 АПК), относятся споры о законности правоприменительных (индивидуально-правовых) актов государственных и иных органов, за исключением случаев, когда законом к его компетенции прямо относится и рассмотрение законности нормативных актов (например ст. 138 Налогового кодекса). Правоприменительные (ненормативные) акты могут иметь форму указа, постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания и т.д. Форма этих актов определяется, как правило, правовым актом, регулирующим конкретное правоотношение. Арбитражный суд не рассматривает административно-правовые акты, не относящиеся к правоприменительным: акты проверок, ревизий, резолюции, указания, письма должностных лиц, являющиеся по своему содержанию обращениями, а не правоустанавливающими документами13.
Предметом рассмотрения являются лишь те правоприменительные акты, которые носят властно-волевой характер и в то же время, в соответствии со ст. 22 АПК, непосредственно влекут изменение субъективных прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей путем их нарушения. Неправомерные действия должностных лиц могут быть оспорены в арбитражный суд, если они оформлены распорядительными или иными документами14. Бездействие государственных и иных органов, их уклонение от своих обязанностей может быть оспорено в арбитражном суде только в случаях, указанных в законе или ином нормативном акте15. Истцами по данной категории споров могут выступать организации и граждане-предприниматели, чьи права и законные интересы нарушаются соответствующим актом, прокурор, органы исполнительной власти и местного самоуправления, иные органы. В роли ответчиков выступают органы, принявшие неправомерный акт, который нарушает права и законные интересы конкретных лиц. Рассмотрение административных исков по данной категории дел отличается рядом процессуальных особенностей, выражающих определенную специфику административного судопроизводства в арбитражном суде. К этим особенностям относятся: - Правило о коллегиальном рассмотрении судом первой инстанции дел о признании недействительными актов государственных и иных органов (ст. 14 АПК). Это правило свидетельствует о том, что закон придает особое значение такого рода делам ввиду их сложности, связанной с установлением правовой корректности актов, выражающих юридически властные полномочия органов, обязательные для другой стороны. - Правило о том, что по делам о признании недействующими актов государственных органов бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия данных актов, возлагается на орган, являющийся автором акта (ст. 53 АПК). Орган - автор акта как ответчик по делу должен доказывать законность и обоснованность принятого акта, а истец, заявляя о незаконности акта, не обязан доказывать неправоту органа его издавшего. Это специальное правило вовсе не означает отказ от презумпции правомерности актов государственных органов. Презумпция, что правовые акты и действия государственных органов и должностных лиц считаются правомерными до их признания в установленном порядке противоправными, -неотъемлемый принцип нормального функционирования любого государства. При этом противоположная сторона - частные лица обязаны доказать факт нарушения своих прав неправомерным, по их мнению, актом, т.е. доказывают незаконность акта через обоснование обстоятельств нарушения их прав и законных интересов.
- АПК РФ (п. 3 ст. 135) устанавливает специальное правило, по которому решения, принятые по делам о признании недействительными ненормативного акта, подлежат немедленному исполнению. Немедленно исполненное решение, как и любое другое решение арбитражного суда, может быть в месячный срок обжаловано в суд апелляционной инстанции. Исполнение осуществляется, как правило, на основании решения суда, поскольку исполнительный лист по таким спорам может не выдаваться. - Признание актов государственных и иных органов недействительными - способ защиты прав и законных интересов, при использовании которого осуществляется контроль за законностью решений. Отсюда важное значение имеет правило "двойственного" основания. Его суть состоит в том, что основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Указанные обстоятельства являются обязательными условиями, при которых суд принимает решение об аннулировании акта. Если в исковом заявлении имелось указание лишь на незаконность акта и в ходе разбирательства не было выявлено каких-либо нарушений прав и законных интересов лица, то арбитражный суд не вправе вынести решение о признании акта недействительным. Рассмотренные процессуальные особенности разбирательства административных споров об аннулировании выражают специфику административного судопроизводства в арбитражном суде, который, завершая разбирательство этих дел, принимает решение по форме, специально предусмотренной ст. 132 АПК. Она предполагает, что это решение в резолютивной части должно содержать: - сведения о наименовании, номере, дате издания, других необходимых реквизитах акта и об органе, его издавшем; - указание о признании акта недействительным полностью или в определенной части либо об отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в определенной части. Суд выносит решение именно о признании ненормативного акта недействительным (аннулированным), а не о его отмене. Между этими понятиями есть принципиальная разница: отмена - прерогатива автора акта; признание его недействительным - полномочие арбитражного суда, который, будучи органом правосудия, вправе лишь аннулировать, но не отменять или изменять акты органов исполнительной власти. Отмена акта имеет своим следствием лишь прекращение его применения и распространяется только на будущее. Аннулирование имеет обратную силу в отношении признанного недействительным акта, в результате чего он презюмируется никогда не существовавшим.
В процессе осуществления правосудия проверяется соответствие или несоответствие акта закону и степень (мера) ущемления прав и законных интересов лица, в отношении которого он издан. Признание акта недействительным означает не отмену, а лишь констатацию того, что данный акт не может порождать каких-либо прав и обязанностей с момента его издания. Он считается никогда не существовавшим и полностью, окончательно с распространением на его действие обратной силы исключается из правовой регламентации. Соответственно, орган, принявший аннулированный акт, не может основывать на нем никаких действий и приобретать какие-либо права. В рамках категории дел о признании ненормативных актов незаконными в порядке административного судопроизводства рассматривается весьма широкий спектр споров. К такого рода спорам относятся дела о возмещении убытков, причиненных актами государственных и иных органов, не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы предпринимателей. Эти дела возбуждаются административным иском в порядке административного судопроизводства в арбитражном суде, несмотря на то, что порядок возмещения убытков регулируется гражданским законодательством (ст.ст. 12, 13, 52 части I ГК РФ; ст. 102-104 АПК РФ, Временная методика определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров). В эту группу дел включаются также споры в связи с отказом в государственной регистрации либо уклонением от государственной регистрации. Отказ в регистрации осуществляется не иначе как путем соответствующего решения органа исполнительной власти, выраженного в правоприменительном административном акте. В случае признания судом недействительным акта об отказе в регистрации соответствующее решение суда считается актом государственной регистрации и служит основанием для внесения предприятия в единый государственный реестр. Вместе с тем уклонение от регистрации может не выражаться в каком-либо официальном решении и представлять собой неправомерное действие (точнее, бездействие) компетентного органа, призванного издать соответствующий акт о регистрации путем выдачи свидетельства о регистрации. В эту же группу входят в определенных специальным законом случаях дела о признании незаконными нормативных актов государственных и иных органов. Соответственно административные дела в рамках этой категории споров могут возбуждаться такими административными исками, как: - иск о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных или иных органов (адресованных конкретным лицам или группе лиц); - иск о возмещении убытков, причиненных актами государственных или иных органов, не соответствующими закону и нарушающими права и интересы предпринимателей; - иск о признании незаконным отказа в государственной регистрации; - иск о признании незаконными действий (бездействия), нарушающих права и интересы предпринимателей (в установленных законом случаях); - иск о признании регистрации предприятий недействительной; - иск о признании недействительными нормативных актов, не соответствующих закону и нарушающих права и интересы предпринимателей (в установленных законом случаях).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.75 (0.012 с.) |