![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, цели и основание административного принуждения, его отличие от других видов государственного принуждения
Административное принуждение - разновидность государственного принуждения, оно используется как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию; применяется и для предупреждения правонарушений, и для их пресечения.
Административное принуждение характеризуется рядом специфических черт.
1. Применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права. 2. Применение административного принуждения - результат реализации государственно-властных полномочий. Оно является исключительной прерогативой государственного управления, и только в отдельных, строго установленных в законе случаях меры административного принуждения применяются судами (судьями). Важно подчеркнуть в этой связи, что лицо, применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, ибо применение административно-принудительных мер невозможно внутри той или иной ведомственной системы управления. Оно должно обладать соответствующими полномочиями вне своего органа управления, в отношениях с внешней средой, с лицами, непосредственно не подчиненными ему по службе. Закон четко определяет круг лиц, имеющих подобные права. 3. Состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
4. Применяется с целью:
а) прекращения противоправных действий; б) наказания нарушителей в административном порядке; в) обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяет необходимость принудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.
5. Характерная черта административного принуждения -специфическая юридическая природа оснований его применения.
Основание применения административного принуждения:
1) совершение административного правонарушения; 2) наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств).
6. Административное принуждение осуществляется, как правило, в рамках административно-процессуальных норм.
Таким образом, административное принуждение представляет собой средство психологического, физического, материального или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномоченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Психическое принуждение воздействует на психику личности путем применения насилия или других мер воздействия, влекущих невыгодные для ее последствия (например, требование прекратить противоправные деяния). Физическое принуждение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу ее действий (например, применение физической силы и специальных средств, задержание правонарушителя). Материальное принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ (например, взыскание с правонарушителя штрафа). ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
Меры административного принуждения многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения.
Виды мер административного принуждения делятся на три группы: • административно-предупредительные меры; • меры административного пресечения; • меры административной ответственности (взыскания).
Можно выделить еще меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Отдельные авторы выделяют административно-восстановительные меры, применяемые с целью восстановления нарушенного права.
Административно-предупредительные меры - способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.
Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).
Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они в виде определенных ограничений и запретов, что и характеризует их принудительную природу.
Можно выделить четыре группы административно-предупредительных мер:
1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а также тяжких последствий (введение карантина и т.д.); 2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр и т.д.); 3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (постановка на специальный учет и т.д.); 4) лечебно-предупредительные меры (ограничение действий и лечение инфекционных больных, наркоманов и т.д.).
Наиболее типичные административно-предупредительные меры:
• проверка документов; • прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; • регистрация транспортных средств, регистрация и перерегистрация оружия; • надзор за техническим состоянием транспортных средств; • досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов; • постановка на специальный учет; • надзор за соблюдением правил дорожного движения; • надзор за соблюдением правил пожарной безопасности; • вызов для регистрации и официального предостережения; • посещение и осмотр подконтрольных объектов; • выселение из домов, грозящих обвалом; • введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях); • реквизиция имущества; • закрытие участков государственной границы и т.д.
Неподчинение лиц или невыполнение ими определенных требований, предъявляемых при проведении названных мер административного принуждения, влечет различные правовые последствия.
Меры административного пресечения - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий. Суть подобных мер - в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.
Среди средств административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, их можно сгруппировать в несколько видов: • меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя; • меры имущественного характера; • меры технического характера; • меры финансово-юридического характера; • меры медико-санитарного характера; • меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности; • меры специального или исключительного назначения. В зависимости от цели и способа воздействия все меры пресечения делятся на обычные и специальные.
Обычные меры пресечения: • требование прекратить противоправное деяние; • превентивное задержание: помещение в медицинский вытрезвитель, приемник-распределитель; неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.; • принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных; • запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям; • запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности; • приостановление работы объектов разрешительной системы; • снос самовольно возведенных строений; • изъятие в доход государства сумм, полученных предприятием, учреждением или организацией в результате нарушения финансовой дисциплины; • запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др. Специальные меры пресечения: • меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им и лицом, осуществляющим меру пресечения, процессуальных обязанностей (доставление правонарушителя, административное задержание, привод); • меры, направленные на получение доказательств, создающие условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела (проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, и транспортных средств, изъятие вещей и документов; осмотр служебных помещений; медицинское освидетельствование водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, лиц, допустивших немедикаментозное потребление наркотических или других средств, лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилактории, граждан, в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением и др.);
• процессуальные меры исполнения административных взысканий выполняются органами, осуществляющими исполнение вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений судей, наделенными правом совершения принудительных действий по реализации предписаний, содержащихся в этих актах, при уклонении лица, привлеченного к административной ответственности, от исполнения взыскания. Специальными мерами административного пресечения является применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их в основном регламентировано Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». При применении специальных мер пресечения могут использоваться: • средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак); • технические средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства); • огнестрельное оружие. Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать либо применить (огнестрельное оружие). Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей. Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи. Применение специальных мер административного пресечения в случаях и порядке, противоречащих Закону «Об органах внутренних дел», влечет ответственность, установленную действующим законодательством. Меры административной ответственности (взыскания) анализируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административного правонарушения.
Применение мер административного принуждения во всех вариантах усиливается в условиях специальных административно-правовых режимов. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; введение комендантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений; приостановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и т.д.
Глава 13
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.24 (0.03 с.) |