![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система правового регулирования бюджетного учета в Российской Федерации
Ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности в настоящее время рассматривается как самостоятельная сфера дея- тельности органов власти и иных субъектов, как особая группа обще- ственных отношений, подлежащих правовому регулированию. В научной литературе выделяются несколько подходов к класси- фикации актов, направленных на регулирование бюджетного учета и отчетности. Традиционно принято выделять несколько уровней ре- гулирования. К актам первого уровня относятся Федеральный закон «О бухгал- терском учете», Бюджетный кодекс РФ, иные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ1. Второй уровень составляют нормативно-правовые акты, издавае- мые Министерством финансов РФ, которое является органом, наде- ленным правом регулировать бухгалтерский учет в бюджетной сфере2. В соответствии с БК РФ Министерство финансов РФ устанавливает единую методологию и стандарты бюджетного учета и бюджетной от- четности. В том числе им утверждаются План счетов бюджетного уче- та и Инструкция по его применению, а также формы бюджетной от- четности и порядок их применения3. Третий уровень включает в себя акты, принимаемые в рамках учет- ной политики субъектами, осуществляющими ведение бюджетного учета. Также в литературе присутствует разграничение актов, регулирую- щих ведение бюджетного учета, на законодательные, нормативные, методические и организационные4. Помимо указанных классификаций источников регулирования до- вольно интересным представляется мнение Е. А. Илюхиной, которая —————————— 1 См.: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерст- ве финансов Российской Федерации» // РГ. 2004. 31 июля. 2 См.: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369; Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; приказ Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н «Об утверж- дении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Феде- рации» // Финансовая газета. 2009. 29 янв. 3 См.: приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении ин- струкции по бюджетному учету» // РГ. 2009. 6 марта; приказ Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 128н «Об утверждении инструкции о порядке составления и пред- ставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюд- жетной системы Российской Федерации» // РГ. 2008. 24 дек.
4 См.: Маслова Т. С. Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 6.
Таблица 6.1
выделяет пять уровней в рамках системы правового регулирования бюджетного учета (табл. 6.1)1. Необходимо отметить, что механизм правового регулирования бюд- жетного учета претерпел существенные изменения за последние 10 лет, в течение которых происходит совершенствование системы учета в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы2. Ключевым методологическим актом, на котором строится ведение бухгалтерского учета субъектами, участвующими в исполнении бюд- жетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, яв- ляется Инструкция по бюджетному учету3. Данный акт определяет методы бюджетного учета и разъясняет по- рядок их применения. Инструкция устанавливает общие требования к ведению бюджет- ного учета, а также раскрывает круг субъектов, которые обязаны его вести. К таковым относятся: органы государственной власти, органы уп- равления государственных внебюджетных фондов, органы управле- ния территориальных государственных внебюджетных фондов, орга- ны местного самоуправления, бюджетные учреждения; органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюд- жетной системы Российской Федерации, финансовые органы; органы управления государственных внебюджетных фондов и территориаль-
—————————— 1 См.: Илюхина Е. А. Новая отчетность по Новой инструкции // Бюджетный учет. 2007. № 10. 2 См.: Нестеренко Т. Г. Этапы бюджетной реформы // Бухгалтерский учет в бюджет- ных и некоммерческих организациях. 2008. № 9. 3 См.: приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении Ин- струкции по бюджетному учету» // РГ. 2009. 6 марта.
ных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих со- ставление и исполнение бюджетов1. В соответствии с Инструкцией бюджетный учет — это государст- венная учетная политика, которая реализуется с помощью различных способов (Плана счетов бюджетного учета, унифицированных форм документов и регистров учета и т. д.) Для целей бюджетного учета устанавливаются требования к состав- лению и подписанию первичных документов и учетных регистров. Все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финан- совыми органами, а также органами казначейства, оформляются пер- вичными документами2. Для обеспечения полного и достоверного учета всех объектов по ис- течении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны и сброшюрованы в хронологическом порядке. При незна- чительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев. Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных до- кументов систематизируются по датам совершения операций (в хро- нологическом порядке) и отражаются накопительным способом в ре- гистрах бюджетного учета. При ведении бюджетного учета применяются следующие регистры: • Журнал операций по счету «Касса»; • Журнал операций с безналичными денежными средствами; • Журнал операций расчетов с подотчетными лицами; • Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками; • Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам; • Журнал операций расчетов по оплате труда; • Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; • Журнал по прочим операциям; • Главная книга. Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов3. Корреспонденция счетов —————————— 1 В ранее действовавшей Инструкции по бюджетному учету к числу субъектов, на которых не возлагалось ведение бюджетного учета, относились, например, органы влас- ти, участвующие в кассовом обслуживании исполнения бюджетов. См.: приказ Минфи- на России от 10 февраля 2006 г. № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (утратил силу). 2 См.: ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369. 3 См. также: ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
в журнале операций записывается в зависимости от характера опера- ций по дебету одного счета и кредиту другого счета. Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бух- галтером, составившим журнал операций. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов опе- раций записываются в Главную книгу.
В органах казначейства и в финансовых органах ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно. При обнаружении факта пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель уч- реждения (органа казначейства, финансового органа) назначает при- казом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничто- жения. При этом для участия в работе комиссии могут приглашаться пред- ставители следственных органов, охраны и государственного пожар- ного надзора. Так, например, следственные органы вправе осуществ- лять оперативно-розыскные мероприятия для выявления указанных документов1. Результаты работы комиссии оформляются актом, который ут- верждается руководителем учреждения (органа казначейства, финан- сового органа). Копия акта направляется в вышестоящее учреждение (орган) по ведомственной принадлежности. Особое внимание Инструкцией по бюджетному учету уделяется регулированию порядка корректировки ошибочных данных, допуска- емых в учетных регистрах. Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного уче- та, производится в следующем порядке: • ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представ- ления баланса и не требующая изменения данных в журналах опера- ций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и напи- сания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью глав- ного бухгалтера делается надпись «Исправлено»; • ошибочная запись, обнаруженная до момента представления ба- ланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «красное сторно» и дополни- тельной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода; —————————— 1 См.: ст. 6, 15 Федерального закона от 12 августа 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.; ст. 38 Уголовно-процессу- ального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
• ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «красное сторно» и допол- нительной бухгалтерской записью с датой обнаружения ошибки.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» подлежат оформле- нию Справкой (ф. 0504833), в которой указывается номер и дата ис- правляемого журнала операций, документа, а также обоснование вне- сенного исправления. Наряду с Инструкцией по бюджетному учету План счетов бюджет- ного учета призван обеспечивать ведение бюджетного учета с учетом группировки соответствующих объектов. В соответствии с БК РФ бюджетные отношения, их единство, так же как единство бюджетной системы Российской Федерации в целом, обеспечивается на основе Плана счетов (ст. 165 БК РФ). В соответст- вии с ч. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет осуществляется в соответ- ствии с Планом счетов, включающим в себя бюджетную классифика- цию Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 29 БК РФ принцип единства бюджетной системы проявляется и в обеспече- нии единства ведения бюджетного учета и составления бюджетной от- четности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бю- джетных учреждений. План счетов бюджетного учета имеет огромное значение для орга- низации бюджетных отношений. Во-первых, исходя из ст. 29 БК РФ, закрепляющей принцип един- ства бюджетной системы Российской Федерации, план счетов должен быть единым в том смысле, что подлежит применению при ведении бухгалтерского учета бюджетов всех уровней. В этом случае будет обеспечен единый порядок ведения бухгалтерского учета средств фе- дерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Во-вторых, единство Плана счетов выражается в наличии система- тизированного перечня счетов бюджетного учета, в котором присутст- вуют счета для учета всех объектов бюджетного учета. Соответственно посредством единого Плана счетов бюджетного учета отражаются все объекты без изъятия. При ведении бухгалтер- ского учета им руководствуются унитарные и казенные предприятия, органы власти (федеральной, субъектов РФ), а также государствен- ные внебюджетные фонды, которые входят в бюджетную систему Рос- сийской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ ут- верждение Планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и от- четности, инструкций по их применению и порядку составления от- четности является одной из сфер деятельности Министерства финансов РФ.
План счетов бюджетного учета более сложен по своей структуре, нежели План счетов для организаций финансово-хозяйственной дея- тельности, что обуславливается влиянием бюджетной классификации (табл. 6.2).
Структура Плана счетов бюджетного учета Таблица 6.2
В структуру Плана счетов бюджетного учета входят как балансо- вые (разделы 1—5: «Нефинансовые активы», «Финансовые активы», «Обязательства», «Финансовый результат», «Санкционирование рас- ходов»), так и забалансовые счета (1—23). Для удобства ведения как синтетического, так и аналитического учета номер счета Плана счетов бюджетного учета структурно состоит из двадцати шести разрядов. Разряды с 1-го по 17-й присваиваются в соответствии с бюджетной классификацией — классификации доходов бюджета, классификации расходов бюджета, классификации источников финансирования де-
фицита бюджета (за исключением классификации операций публич- но-правовых образований). 18-й разряд предназначен для обозначения кода вида деятельности. 19—21-й разряд — код синтетического счета. 22—23-й разряд — код аналитического счета. 24—26-й разряд — код классификации операций сектора государст- венного управления. Особенностью Плана счетов бюджетного учета является то, что ко- ды присваиваются не только объектам бюджетного учета, но и субъек- там, осуществляющим их управление и учет. При этом некоторые субъекты, участвующие в исполнении бюдже- та (например, финансовые органы, органы государственной власти субъектов РФ), наделены полномочиями для внесения изменений в коды бюджетной классификации. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают коды главных администраторов доходов бюджета по доходам, администриру- емым органами государственной власти субъектов РФ (созданными ими бюджетными учреждениями), а также вправе установить единый код главного администратора доходов бюджета по доходам, администрируе- мым органами местного самоуправления муниципальных образований и отражаемым по кодам классификации доходов бюджетов РФ с приме- нением кода элемента, соответствующего бюджету субъекта РФ1. На основании п. 91 приказа Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» финан- совый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Россий- ской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и ана- литического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджет- ного учета объектов основных средств, нематериальных активов, не- произведенных активов и материальных запасов. Такого рода изменения вводятся для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям (т. е. для целей аналитического учета). Отличие бюджетного учета от бухгалтерского учета коммерческих организаций заключается и в порядке отражения остатков по счетам. —————————— 1 При этом для сохранения единой системы исполнения бюджетов бюджетной сис- темы Российской Федерации органы государственной власти субъекта РФ, например, не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов бюджета, совпадаю- щие с кодами главных администраторов доходов бюджета субъекта РФ, установленны- ми нормативными правовыми актами Российской Федерации. См.: разд. 2 «Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Приказ Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Финансовая газе- та. 2009. № 5 (приказ); Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. № 6—9.
В частности, при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов (обяза- тельств), не переходят в очередной финансовый год. Особенность использования счетов в бюджетном учете во многом определяется той деятельностью, в которой участвуют те или иные участники отношений по исполнению бюджетов. В связи с этим обсто- ятельством Инструкция по бюджетному учету не содержит кодов, которые соответствовали бы тем или иным видам предприниматель- ской деятельности в силу выполнения указанными субъектами пуб- лично-правовых обязанностей. Реформирование бюджетных отношений, происходящее в настоя- щее время, нашло свое отражение и в Плане счетов бюджетного учета1. План счетов бюджетного учета в настоящее время состоит из 118 счетов (ранее действовавший План счетов бюджетного учета имел 116 счетов), 28 из которых содержится в первом разделе, 41 — во вто- ром, 10 — в третьем, 4 — в четвертом, 4 — в пятом и 23 счета являются забалансовыми2. Счета в Плане счетов бюджетного учета сгруппированы в пяти раз- делах. Раздел первый «Нефинансовые активы» содержит счета, предназ- наченные для отдельных видов имущества, таких как основные сред- ства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материаль- ные запасы3. При этом существует также целый ряд счетов, которые имеют вспо- могательное значение и призваны отражать, например, амортизацию (010400000 «Амортизация) или промежуточное состояние отдельных видов имущества (например, счет 010600000 «Вложения в нефинансо- вые активы» или счет 010700000 «Нефинансовые активы в пути)4. —————————— 1 Как отмечается в Бюджетном послании Президента РФ, для этих целей была «вне- дрена основанная на международных стандартах система бюджетной классификации и бюджетного учета, существенно повысившая прозрачность и управленческую значи- мость бюджетной отчетности». См.: Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008—2010 годах от 9 марта 2007 г. 2 Структура Плана счетов бюджетного учета, а также порядок применения целого ряда счетов претерпели существенные изменения, что связано с введением целого ряда терминов (доходы, расходы, межбюджетные отношения, исполнение бюджета и др.). 3 Счет 010000000 «Нефинансовые активы» применяется в настоящее время для уче- та учреждением объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности Рос- сийской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов. Ранее же речь шла об учете «объектов основных средств», что противоречило единству классификации объектов бюджетного учета. 4 Стоит отметить, что раздел 1 был дополнен активным счетом 010800000 «Нефи- нансовые активы имущества казны», предназначенным для учета объектов имущества казны Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.
В разделе 2 «Финансовые активы» сгруппированы счета, позволя- ющие отражать операции, производимые с денежными средствами в ходе исполнения бюджета. Планом счетов бюджетного учета преду- смотрены счета, используемые для учета как денежных средств (в на- личной (счет 020104000 «Касса») и безналичной форме (счет 020101000 «Денежные средства учреждения на счетах»)). Отдельно выделены счета, на которых собирается информация об использовании документов, подтверждающих осуществление как на- личных, так и безналичных расчетов (счета 020105000 «Денежные до- кументы» и 020106000 «Аккредитивы»). Счета раздела 3 «Обязательства» предназначены для отражения различных видов обязательств, которые могут возникать в результате осуществления государственных либо муниципальных заимствова- ний (счет 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязатель- ствам»), в процессе расчетов, производящихся между финансовыми органами или органами казначейства по поступлениям в бюджет (счет 030800000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет») и др. Раздел 4 «Финансовый результат» группирует счета, связанные с отражением итогов исполнения бюджета, как финансовыми органа- ми, так и учреждениями (например, счет 040101000 «Финансовый ре- зультат текущей деятельности учреждения»)1. Счета раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета» предназ- начены для учета операций, происходящих в процессе одного из эта- пов исполнения бюджета по расходам2. Для целей бюджетного учета используются не только балансовые, но и забалансовые счета. В соответствии с п. 263 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета на забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арен- дованные основные средства (полученные в безвозмездное пользова- ние), материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению и т. п.), а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др., а также обязательства, ожидающие исполнения. Учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета помимо тех, что содержатся в Инструкции, если это необходимо для обеспечения их управленческого учета. Действующей Инструкцией предусмотрено использование 23 заба- лансовых счетов (ранее — 19). —————————— 1 Речь идет о бюджетных учреждениях. См.: ст. 6 БК РФ. 2 В связи с закреплением в БК РФ иной системы обязательств (расходные обяза- тельства, публичные обязательства, публичные нормативные обязательства, денежные обязательства, бюджетные обязательства) изменилась и структура раздела 5, который ранее назывался «Санкционирование расходов бюджетов».
К ним относятся, в частности, счет 01 «Основные средства в поль- зовании» (ранее — «Арендованные основные средства»), счет 02 «Ма- териальные ценности, принятые на ответственное хранение», счет 03 «Бланки строгой отчетности» и др. В связи с переходом на единую централизованную систему испол- нения бюджетов уточнено применение счета 14 «Расчетные докумен- ты, ожидающие исполнения» — если раньше речь шла о ведении по не- му «учета полученных и неоплаченных документов органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, по счету бюджета», то в настоящее время говорится об органах казна- чейства. Из-за введения ограничений по открытию счетов в кредитных ор- ганизациях изменились название и порядок использования забалансо- вых счетов 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (ранее — «Поступления денежных средств на банковские счета учреж- дения») и счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учрежде- ния» (18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учрежде- ния»)1. Счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» предназначен для учета поступлений денежных средств на банковские счета учреждений в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, возврата указанных поступлений, а также по- ступлений бюджетных средств от главных распорядителей (распоря- дителей) получателям бюджетных средств. Также введены новые забалансовые счета: 20 «Списанная задол- женность невостребованная кредиторами», 22 «Материальные ценно- сти, полученные по централизованному снабжению», 23 «Периодиче- ские издания для пользования»2. На забалансовом счете 20 учитываются суммы непредъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, кон- тракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не под- твержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение срока исковой давности с момента списания задолженности с балан- сового учета. Счет 22 предназначен для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента по- лучения грузополучателем Извещения (ф. 0504805) и копий докумен- тов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя.
—————————— 1 Данное ограничение связано со стремлением более полно реализовать принцип единства кассы при исполнении бюджета. См.: ст. 38.2 БК РФ. 2 Интересен способ оценки периодических печатных изданий — в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету периодические издания учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 объект учета.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.69 (0.066 с.) |