![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тесты для контрольных заданий
Изучение постклассической философии сопряжено с необходимостью усвоения значительного объёма знаний по важнейшим направлениям, школам, персоналиям, стратегиям развития современного философского знания. С целью организации контроля этих знаний, усвоенных студентами на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы над курсом, предлагаются примеры тестовых заданий. Следует отметить, что содержательные и методические возможности тестирования как учебной процедуры достаточно ограничены в случае преподавания философии и, в особенности, неклассического и постнеклассического её этапов. В первую очередь это связано с высокой степенью семантической нагруженности философских произведений и наличием в них авторского мировоззренческого контекста, предполагающего не столько констатирующее знание, сколько его различные интерпретации. Тем не менее, для обеспечения проверки и контроля, усвоенных студентами знаний по одному из важнейших и объемных разделов курса, приведенные ниже тестовые задания вполне успешно могут быть использованы.
1. Укажите, какие две эпохи могут быть выделены в развитии европейской философии: а) протофилософия; б) классика; в) неоклассика; г) неклассика; д) постклассика.
2. Назовите предпосылки кризиса классического философствования: а) кризис рационалистического мировоззрения; б) революция в естествознании; в) фрагментация проблемного поля философии, г) появление новых философских концепций.
3. Определите черты, отличающие современную философию от классической: а) критика созерцательности предшествующей философии; б) отрицание познаваемости мира; в) критика объективизма предшествующей философии; г) борьба материализма и идеализма; д) лингвистический поворот в философии; е) плюрализм философской мысли.
4. Назовите черту философского знания, характерную как для философской классики, так и для постклассической философии: а) логическая строгость выводов; в) интерес к человеку; г) рефлексивность; д) противостояние материализма и идеализма.
5. Соотнесите предложенные характеристики с двумя эпохами в развитии европейской философии:
1. классика а) культ разума;
б) обращение к иррационализму; в) понимание истины как достоверного знания; 2. постклассика г) усиливающийся интерес к человеку; д) противостояние материализма и идеализма; е) фрагментация проблемного поля философии.
6. Выделите основные стратегии постклассического философствования: а) экзистенциально-феноменологическая; б) аналитическая; в) психологическая; г) социально-критическая; д) эвристическая.
7. Из приведенного перечня выделите основные направления развития неклассической философии: а) неотомизм; б) неоплатонизм; в) экзистенциализм; г) постпозитивизм; д) постмарксизм.
8. Назовите новые направления, возникающие в европейской философии на рубеже третьего тысячелетия: а) философия науки; б) философская герменевтика; в) позитивизм; г) постструктурализм; д) философия права.
9. Выделите философов классической эпохи: Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Лейбниц, Парменид, К. Ясперс, Н. Кузанский, Л. Фейербах, К. Поппер, Т. Кун
10. Назовите представителей постклассической философии: Аристотель, Э. Гуссерль, Дж. Локк, Р. Декарт, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас И. Кант, Фома Аквинский.
11. Определите, для какого из течений современной западной философии своеобразная интерпретация жизненного мира стала центральной философской проблемой: а) неотомизм; б) феноменология; в) персонализм; г) постпозитивизм.
12. Назовите основоположника феноменологии -- одного из самых влиятельных направлений современной философии: а) В. Дильтей; б) К. Ясперс; в) М. Хайдеггер; г) Э. Гуссерль.
13. Определите, что составляет содержание термина «иррационализм»: а) отказ от познания мира; б) отрицание возможности познания мира человеком; в) отрицание познавательных возможностей разума; г) сомнение в возможностях научного познания; д) переориентация познания на различные нерационалистические способы постижения мира.
14. Среди приведенных феноменов человеческого бытия выделите тот, к которому в ХХ веке приковано внимание аналитической философии ХХ века: а) рисунок; б) язык; в) разум; г) чувства.
15. Укажите представителей аналитической философии: К Маркс, Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, П. Фейерабенд, О. Шпенглер, Г. Башляр, И. Лакатос, С. де Бовуар.
16. Вставьте пропущенную дату: «Марксистская философия возникла во второй половине _______ века».
17. Назовите философов, чьи труды в первую очередь явились теоретическими источниками марксистской философии: а) Дж. Беркли; б) Г. Гегель; в) Л. Фейербах; г) И. Кант; д) И Фихте; е) Г. Лейбниц.
18. Выделите черты, отличающие диалектику марксизма от гегелевской диалектики: а) законченный характер; б) сочетание с материализмом; в) сочетание с идеализмом.
19. Назовите достижения науки XIX века, явившиеся естественнонаучными предпосылками формирования философии маркскизма: а) открытие клеточного строения живых организмов; б) теория химического строения Бутлерова; г) открытие закона сохранения и превращения энергии; д) эволюционная теория Дарвина; е) генетика.
20. Укажите основные достижения философии марксизма: а) открытие материалистического понимания истории; б) идея активности субъекта в познании; в) преодоление созерцательности предшествующего материализма; г) разработка диалектики как теории развития; д) достижение единства материализма и диалектики; е) формулировка категорического императива.
21. Вставьте имя философа: «Открытие материалистического понимания истории принадлежит _______».
22. Установите соответствие, позволяющее определить время жизни названных философов 1. Г. Гегель а) V в.; 2. И. Кант б) XIII в.; 3. Фома Аквинский в) XIX в.; 4. К. Маркс г) XV в.; д) XVIII в.; е) XVIII -- XIX вв.
23. Из приведенного перечня выделите характерную черту философского творчества К.Маркса: а) панлогизм; б) социоцентризм; в) пантеизм; г) деизм.
24. Расположите в правильной хронологической последовательности: а) немецкая классическая философия; б) новоевропейская философия; в) философия марксизма.
25. Укажите, исторические этапы эволюции философии марксизма в хронологической последовательности: а) неомарксисткий; б) ортодоксальный (классический); в) постмарксисткий; г) ленинский.
26. Установите соответствие, помогающее определить проблемные поля названных философских течений:
1. Экзистенциализм а) анализ различных типов языковой реальности; 2. Аналитическая философия б) рефлексия над бытием человека-в- мире; 3. Структурализм в) гендерные исследования социо- культурной реальности; 4. Феминистская философия г) инвариантные отношения в динамике социокультурных феноменов различного порядка; 5. Герменевтика д) исследование понимания как условия осмысления социального бытия.
17. Определите смысл понятия “гендер”. Оно характеризует у человека: а) биологический пол; б) принадлежность к определенному классу; в) социальный пол; г) возраст; д) принадлежность к одной из человеческих рас.
28. Укажите основные направления развития феминистской философии ХХ века: а) либеральное; б) капиталистическое; в) радикальное; г) социалистическое; д) культурологическое.
19. Выделите философа-марксиста, чья работа “ Происхождение семьи, частной собственности и государства” заложила фундамент социалистического направления в феминизме: а) Ф. Энгельс;
б) П. Лафарг, в) К. Маркс; г) Г.В. Плеханов; д) И. Дицген.
а) Ю. Хабермас; б) М. Хайдеггер; в) Э. Гуссерль; г) З.Фрейд.
31. В каком утверждении выражается позиция феноменологической традиции по отношению к современному статусу философии: а) выдвигает тезис о «конце философии»; б) призывает к отказу от научного статуса философии; в) требует образования строгой научной философии; г) утверждает отказ от рациональности и возврат к иррациональным методам философствования.
а) исследования самоорганизующихся и саморазвивающихся систем; б) глобальное моделирование мировой динамики; в) применение социальных и политических технологий; г) воссоздание непосредственного смыслового поля сознания.
а) функциональное свойство высокоразвитой материи мозга; б) «поток» переживаний, мыслей, ассоциаций, через которые реализуется осмысление реальности; в) отражение реально существующих объектов и связей действительности; г) индивидуальную проекция Мирового Разума;
а) невозмутимость, отрешенность от житейской суеты; б) единство истины, добра и красоты; в) требование «заключения в скобки» того содержания психики, которое не подверглось тщательной рефлексии; г) соблюдение нравственного закона, который опирается на понятие «долг».
35. Определите, в какой исторический период возникает философия экзистенциализма: а) в середине XIX века; б) накануне первой мировой войны; в) накануне второй мировой войны; г) в преддверии нового тысячелетия.
36. Укажите, как можно перевести термин «экзистенциализм» на русский язык: а) «философия сущности»; б) «философия существующего»; в) «философия существования».
37. Назовите философскую традицию, лежащую в основе экзистенциализма: а) рационализм; б) иррационализм; в) сенсуализм; г) эмпиризм; д) агностицизм.
38. Назовите форму бытия, находящуюся в центре проблематики экзистенциализма: а) бытие природы; в) бытие духовное, б) бытие общества; г) индивидуальное бытие человека;
39. Назовите исторические предпосылки, пробудившие интерес к индивидуальному бытию человека в философии экзистенциализма:
а) социальные кризисы, в том числе мировые войны; б) возможность использования достижений техногенной цивилизации во вред человеку; в) первый полет человека в космос; г) наличие в мире тоталитарных режимов; д) развитие наук и искусств; е) перестройка в СССР.
40. Перечислите основные модусы бытия человека, рассматриваемые в экзистенциализме: а) рефлексия; б) свобода; в) страх; г) наслаждение; д) любовь; е) коммуникация; ж) нирвана.
41. Укажите философов, представляющих экзистенциальное течение в философии ХХ века: О. Конт, К. Маркс, Н.А Бердяев, Л. Витгенштейн, М. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Маритен, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, П. Фейерабенд, М. Вебер, С. де Бовуар.
42. Определите, какого рода ситуации выдвигаются экзистенциализмом на первый план в понимании человеческого бытия: а) романтические ситуации; в) интересные ситуации; б) «пограничные ситуации»; г) переходные ситуации.
43. Укажите, какое понимание свободы характерно для экзистенциализма: а) свобода как осознанная необходимость; б) свобода как раскрытие природных задатков человека, раскрепощение его «сущностных» сил; в) свобода как возможность выбора. 44. Допишите пропущенное слово: «В экзистенциализме способ отношения человека с враждебным ему и лишенным смысла миром понимается как ____».
45. Установите соответствие, позволяющее определить место аналитической философии в историко-философском процессе: а) классическая философия б) неклассическая философия в) постнеклассическая философия
2. Укажите, что является задачей философского исследования в рамках аналитической традиции: а) критическая рефлексия над социокультурной реальностью, содействующая освобождению человека и общества; б) рефлексия над человеком-в-мире, способствующая достижению подлинности личностного бытия человека; в) анализ различных типов языковой реальности, способствующий достижению ясности, рациональной прозрачности содержания, как мышления, так и исследуемых философских и научных проблем.
3. Определите особенности стиля философского мышления, характерные для аналитической стратегии в философии XX века: а) обращение к художественно-образной форме выражения основных идей; б) предпочтение аргументированной убедительности философских выводов; в) опора на формальную логику, данные современной науки; г) обращение к опыту мистического философствования; д) переход от «поверхностного» грамматического анализа языка к «глубинному» логическому его анализу.
4. Определите, в чем заключается суть лингвистического поворота, осуществленного аналитической философией? В том, что: а) язык рассматривается как средство философского исследования; б) языку придается статус самостоятельного объекта исследования; в) уточняются функции языка, определяются пределы его применения.
5. Выделите представителей аналитической стратегии в развитии философии XX века: Г. Фреге, Ж.-П. Сартр, Б. Рассел, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, К. Поппер, Ю. Хабермас, Т. Кун, Ж. Деррида, П. Фейерабенд, Ж. Бодрийяр.
6. Вставьте пропущенное слово в следующем суждении: «Создателем концепции «языковых игр» является» _________
7. Определите, какое из понятий шире по объему своего содержания: «аналитическая философия» или «неопозитивизм»?________
8. Укажите основные принципы неопозитивизма: а) принцип развития; б) принцип верификации; в) принцип физикализма; д) принцип конвенционализма; е) принцип всеобщей связи явлений.
9. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать различие в проблематике неопозитивизма и постпозитивизма:
1. неопозитивизм а) проблема структуры научного знания; б) проблема социокультурной обусловленности научного познания; 2. постпозитивизм в) проблема роста научного знания; д) проблема логического анализа языка науки;
10. Назовите представителей постпозивистской философии науки: К. Поппер, Г. Фреге, Б. Рассел, И. Лакатос, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, П. Фейерабенд, Р. Карнап, Т. Кун.
1. Установите соответствие между основными историческими проекциями герменевтики и периодами в развитии общества, для которых они характерны:
1. античный период а) герменевтика – философский метод и онтология; 2. Средневековье б) герменевтика – искусство истолкования воли богов; 3. XIX век в) герменевтика – метод интерпретации библейских текстов; 4. XX век г) метод интерпретации в психологии и исторической науке.
2. Укажите, что составляет основное содержание философской герменевтики: а) исследование понимания как условия осмысления социального бытия; б) совокупность приемов истолкования текстов гуманитарного характера; в) учение о ноосфере.
3. Назовите мыслителей, чье творчество определило развитие герменевтики как метода социогуманитарного познания и как философского учения: И. Кант, Ж. Лакан, В. Дильтей, Э. Гуссерль, Т. Кун, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Ф. де Соссюр, В.И. Вернадский.
4. Определите, что является предметом философских исследований структурализма: а) объективная реальность, данная человеку в ощущениях; б) инвариантные отношения (структуры) в динамике преимущественно социокультурных феноменов различного порядка; в) структура деятельности индивида; г) структурные уровни организации материи.
5. Назовите представителей философии структурализма: Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, М. Хайдеггер, С. де Бовуар, Р. Барт, И. Лакатос, Ю. Хабермас, К. Поппер, Ж. Лакан, К. Ясперс.
6. Укажите метод социогуманитарного познания, характерный для философии структурализма: а) метод экстраполяции; б) гипотетико-дедуктивный метод; в) структурно-функциональный метод; г) диалектический метод.
7. Выделите процедуры постструктурализма, которые составляют основу его методологии: а) деидеологизация; б) децентрация; в) деконструкция; г) социальная стратификация; д) детерриториализация.
8. Назовите основных представителей философии постструктурализма: Ж. Деррида, Ф. де Соссюр, Ж.-П. Сартр, Ж. Делез, П. Фейерабенд, Ж. Бодрийяр, Ж. Маритен, Р. Барт.
9. Укажите основные значения понятия «постмодерн». Это: а) особая ситуация в современной культуре; б) одна из школ философии XIX века; в) философская парадигма на рубеже третьего тысячелетия.
10. Выделите черты европейской метафизики и культуры в целом, подвергнутые критике в философии постмодерна: а) логоцентризм; б) пессимизм; в) тотальная бинаризация культуры; г) претензия на преобладание реальности над знаком, представляющим ее.
11. Определите основные установки философской методологии постмодерна: а) плюрализм и фрагментация исследуемой реальности; б) агностицизм; в) повышенное внимание к проблемам языка; г) отказ от бинаризма; д) идеализм; е) игра интерпретаций (интерпретативная поливариантность); ж) симуляция.
12. Назовите философов, относящихся к постмодернистской традиции: Ж. Деррида, Ф. де Соссюр, А. Камю, М. Фуко, Ж. Делез, П. Фейерабенд, Р. Барт, Л. Витгенштейн, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ф. Лиотар, Э. Жильсон, Р. Рорти.
13. Определите позицию постмодерна в трактовке реальности, выраженную в следующем высказывании философа-постструктуралиста М. Фуко: «... мы живем без специальных разметок и изначальных координат, в мириадах затерянных событий»: а) мир – это совокупность различных комплексов ощущений; б) мир – это реальность, развивающаяся по определенным законам; в) мир – это Хаос.
14. Определите основное содержание термина «ризома», принадлежащего философской парадигме постмодерна. Это характеристика: а) способ неструктурной организации предметности; б) системы научного знания; в) одного из экзистенциалов существования человека.
15. Установите соответствие между основными традициями в западной философии конца ХХ века и персоналиями, их представляющими:
1. философская герменевтика а) П. Рикер; б) Ж. Делез; 2. философия постмодерна в) Ж. Деррида; г) Г. Гадамер; д) Р. Рорти; е) Ф. Лиотар; ж) Ж. Бодрийяр.
Установите взаимно-однозначное соответствие понятий и их определений:
1. Глобализация общества а) быстрый и всеобъемлющий процесс становления и распро странения информационно- телекоммуникационных техноло- гий;
2. Медиатизация общества б)процесс изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимо- зависимости и открытости;
3. Информатизация общества в) стремительный процесс развития «4-й» власти – наряду с традиционными ветвями – средств массовой информацикоммуникации.
16. Определите, какой исторический период характеризуется процессом глобализации: а) от аграрного общества к индустриальному; б) от феодализма к капитализму; в) от стихийного капитализма к империализму; г) от индустриального общества к постиндустриальному.
17. Определите, какой процесс характеризует понятие «глобализация»: а) процесс объединения Европы; б) процесс консолидации мусульманского мира; в) процесс интеграции человеческого социума как целого; г) процесс интеграции западного мира.
18. Определите социальную сферу, изменения которой выступили основанием общеисторического процесса глобализации: а) экономика; б) культура; в) наука; г) искусство.
19. Закончите высказывание: «Развивающееся общественное движение с разнообразными требованиями и специфическими формами протеста против глобализации и ее последствий в различных сферах жизни общества называется __________».
ПРАКТИКУМЫ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМА.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.34.205 (0.161 с.) |