Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании
кафедры теологии гуманитарного факультета, протокол № __ от "___" ___________ 20__ г., Зав. кафедрой ______________________________ Прот. Лев Махно
I Цели и задачи изучения дисциплины Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного взгляда на письменное наследие христианских авторов и отразившуюся в этом наследии историю становления христианского вероучения. Задачами изучения дисциплины являются: освоение современной литературы в области патристики и патрологии; освоение классических трудов по патрологии; знакомство с наиболее авторитетными зарубежными и отечественными сводными изданиями христианских авторов; Анализ творений наиболее крупных христианских авторов. Выписка из ГОС: ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ПАТРИСТИКА: Издание и переводы памятников христианской письменности; история патристики; периодизация истории христианской письменности; апокрифы; писания мужей апостольских и апологетическая литература (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Ерм, Поликарп Смирнский, Иустин Философ, Афиногор, Татиан, Тертуллиан и др.); отношение раннехристианской литературы к эллинистической культуре; гностическая литература и святоотеческая полемика с гностицизмом (Ириней Лионский, Ипполит Римский); литература Александрийской и Антиохийской богословских школ (Климент Александрийский, Ориген, Дионисий Александрийский, Дидим Слепец, Феодор Мопсуэтский, Диодор Тарсийский и др.); западная литература III-V века (Киприан Карфагенский, Илларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин и др.); «Золотой век» святоотеческой письменности, каппадокийский синтез (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.); Corpus Areopagiticum; Corpus Macarianum; литература периода Вселенских Соборов (Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.); византийские богословы IX–XV вв. (Фотий, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Марк Эфесский, Николай Кавасила и др.); монашеская литература: аскетические трактаты, «Добротолюбие» (Иоанн Лествичник, Дорофей, Иоанн Кассиан Римлянин и др.); восточная христианская православная литература (сирийская, коптская, армянская, грузинская, арабская, эфиопская); церковно-историческая литература (Евсевий Кесарийский, Сократ Схоластик; Евагрий, Созомен, византийские историки и хронисты); литература Запада периода после Вселенских Соборов, схоластика (Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани, Бернар Клервосский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский, Франциск Ассизский и др.); несторианская и монофизитская литература.
Требованием к уровню освоения содержания дисциплины является знание современной литературы по патрологии и патристике и крупных христианских авторов, их творений. Специалист должен иметь глубокие знания и владеть методикой научных исследований в области истории христианской письменности и патристики. II. Содержание дисциплины 1. Патрология и патристика, основные понятия. Основные понятия. Изучение святоотеческой письменности как наука. Значение изучения святоотеческих творений. Понятие «Отец Церкви». История сложения, списки отцов Церкви, святоотеческий авторитет и его особенности. Критерии причисления церковных писателей к Отцам Церкви в Восточной и Западной Церкви. История патристики; периодизация истории христианской письменности. Возникновение патристики, основные этапы ее развития. Эпохи истории христианской письменности. Патристика в Древней Церкви. Патристика средневековой эпохи. Патристика эпохи Возрождения и Нового времени. Русская патрологическая наука. Хронологические рамки «классической патрологии», периодизация внутри нее. 3. Издание и переводы памятников христианской письменности. 3.1. Начало издания памятников христианской письменности. Причины этого. Издания святоотеческих творений эпохи Возрождения. Издания святоотеческих творений XVI – XVII вв. Труды конгрегации св. Мавра. Издания XIX в. А.Май. Ж.-П. Минь и его «Патрология». «Венский корпус». Издания XX в. «Свод христианских авторов», «Средневековое продолжение», «Тейнберовския библиотека» и др. Издания святоотеческих творений в России. 4. Апокрифическая литература. Апокрифы как вид христианской литературы.
Апокрифические Евангелия. Апокрифические деяния. Апокрифические послания Апостолов. Апокрифические апокалипсисы. 5. Писания мужей апостольских:священномученик Климент Римский; Игнатий Богоносец; «Пастырь» Ерма; Поликарп Смирнский. апологетическая литература (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Ерм, Поликарп Смирнский). Возникновение церковной письменности. Мужи апостольские. «Учение 12 апостолов». Священномученик Климент Римский. Священномученик Игнатий Богоносец. Пастырь» Ерма; Послание, известное с именем ап. Варнавы. Священномученик Поликарп Смирнский. Отношение раннехристианской литературы к эллинистической культуре. Контакты христиан с языческой культурой. Особенности отношения ранних христианских авторов к античному миру. 7. Апологетическая литература. Понятие о христианской апологетике, причины ее возникновения, условия формирования. Особенности богословия апологетов. Апологеты. Аристид. Святой Иустин Мученик (Философ). Татиан. Афинагор. 8. Гностическая литература и святоотеческая полемика с гностицизмом (Ириней Лионский, Ипполит Римский). Гностицизм как религиозно-философское учение. Святой Ириней Лионский. Святой Ипполит Римский. Возникновение научного богословия. Тертуллиан. Святой Киприан Карфагенский. Александрийская богословская школа (Климент Александрийский, Ориген, Дионисий Александрийский). Формирование огласительной школы в Александрии. Александрийское богословие, его ярчайшие представители: Климент Александрийский; Ориген; святой Дионисий Александрийский. Климент Александрийский: жизнь, писания, учение. Ориген: жизнь, писания, учение. Святой Дионисий Александрийский: жизнь, писания, учение. Антиохийская богословская школа. Богословие в Антиохии. Становление богословской школы, ее характерные черты. Дидим Слепец. Феодор Мопсуэтский, Диодор Тарсийский. Взаимоотношения Александрийской и Антиохийской традиций богословия. Золотой век» святоотеческой письменности, каппадокийский синтез (Афанасий Великий (Александрийский), Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.). Особенности богословия эпохи Константина Великого на Востоке. Афанасий великий (Александрийский). Богословие отцов-каппадокийцев. Василий Великий. Григорий Богослов. Григорий Нисский. Иоанн Златоуст. Кирилл Иерусалимский. Ересь Нестория, монофизитство, борьба с ними Церкви. Святой Кирил Александрийский и блаженный Феодорит Кирский. 13. Западная литература III-V века (Илларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Августин). Особенности западной теологии III-V в. Святой Илларий Пиктавийский. Святой Амвросий Медиоланский; блаженный Иероним Стридонский. Золотой век» христианской письменности на Западе. Блаженный Августин. Византийское богословие V-XV веков. Византийские богословы V-VIII веков. Борьба с монофизитством. Защитники Халкидонского собора. Иоанн Грамматик. Император Юстиниан Великий. Монофизитские авторы: Севир Антиохийский; Юлиан Галикарнасский.
Corpus Areopagiticum. Вопрос о личности автора. Творения псевдо-Дионисия Ареопагита. Выработка понятийно-терминологического аппарата богословия. Монофелитство. Святой Софроний Иерусалимский. Преподобный Максим Исповедник. Иконоборчество. Преподобный Иоанн Дамаскин. «Источник знания». Византийские богословы IX-XV веков. Святой Фотий. Преподобный Симеон Новый Богослов. Святой Григорий Палама и традиции исихазма. Марк Эфесский и Николай Кавасила. Аскетическая письменность. 15.1. Монашеская литература. Аскетические трактаты. «Добротолюбие».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.151 (0.016 с.) |