Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Период простейшего строения, составные части периодаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Период простейшего строения, составные части периода
Периодом называется относительно законченная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности. Общие черты периода. Мелодико-тематические соотношения В большинстве периодов более или менее отчетливо выражен экспозиционный тип изложения, поскольку в них постоянно содержится первоначальное или повторное изложение темы. В связи с этим для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно может выразиться в почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний:
в частичном повторении материала из первого предложения во втором предложении: в повторении, измененном посредством орнаментации или переноса на другую высоту, с другой гармонией и т. д. (см. примеры 33, 56а).
Модулирующий период Период, законченный не в той тональности, в которой начат, называется модулирующим. В громадном большинстве случаев период начинается в главной тональности и оканчивается в подчиненной. Модулирующий период, в известном смысле, динамичнее однотонального, так как тонально разомкнут.
Очень редко период оканчивается в субдоминантовой тональности (см. Бетховен. Скерцо — In tempo d'Allegro — из шестой симфонии; Шуберт. Трио скерцо из сонаты для ф-п. B-dur). Мотив. Субмотив Фраза, в свою очередь, может быть неделимой или подразделяться на однотактовые построения, называемые мотивами. Мотивом называется ритмическая группа звуков, объединенных одним главным акцентом, представляющая собой наименьшую смысловую единицу.
Имея один главный акцент, мотив большей частью приблизительно равен одному такту, обладающему тем же признаком. Сказанное ранее всецело относится и к мотиву: начало и конец мотива сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой (подробнее — ниже), оканчивается он непременно аккордовым звуком, но не на задержании, проходящем звуке и т. п. б) ямбический мотив; также широко употребителен: в) хореический мотив; несколько менее распространен:
г) неполный мотив из одного сильного звука; самостоятельное значение имеет редко, а чаще служит началом фразы или предложения и, в сущности, неотделим от последующего движения:
Звук мелодии, занимающий целый такт, преимущественно сливается с продолжением в двутакт или четырехтакт (в неделимую фразу или предложение):
но, при нарочитом выделении, может представляться и обособленным однозвучным мотивом:
Мотив или фраза иногда подразделяются на более мелкие мелодико-ритмические группы длиной в часть такта, называемые субмотивами (см. примеры 26,33, 47, т. 3). Большие и сложные периоды В предыдущей главе рассматривались глазным образом периоды умеренной длины (не более 16 тактов), с равными предложениями. Наряду с ними встречаются периоды, также состоящие из равных предложений, но большей длины. Например, возможны периоды протяжением в 32 такта (Шопен. Полонез As-dur), в 40 тактов (Шуберт. Соната, ор 53, Скерцо) и т. п. В коротких периодах, как известно, встречается тематический контраст элементов, но он сравнительно редко бывает очень сильным. Для образования больших периодов умеренный контраст может оказаться недостаточным и поэтому иногда вводятся тематические образования, которые значительно отличаются от начала предложений (см. оба названных примера).
Как видно из примера, одно из предложений может оканчиваться модуляцией.
Дополнение К любому построению, в том числе к периоду, может быть-присоединено дополнительное построение. Такое построение приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция, называется каденционным дополнением. Его главный смысл — подтверждение основной каденции. Не входя в состав основного построения и примыкая к нему извне, каденционное дополнение образует внешнее расширение: Каденционных дополнений может быть несколько подряд. В таких случаях они нередко укорачиваются (дробление):
Дополнение может быть основано на материале главного построения (см. пример 81), а также на новом материале. Иногда в дополнении проводится краткая тематическая реприза (см. Скрябин. Прелюдия, ор. 11 № 5). Сокращение Иногда второе из двух сходных построений, в частности предложений в периоде, короче первого. Повторное проведение какого-нибудь материала с уменьшением его длины будет называться сокращением. Наложение. Вторгающаяся каденция Реприза в периоде Реприза может образоваться в дополнении. Ее проведение возможно и в конце самого периода: что придает периоду своеобразную закругленность, вносимую репризой вообще. Период — самостоятельная форма В форме периода очень часто излагаются темы произведений, и, тем самым, период входит как обособленная часть в более крупное целое. В то же время, существуют и многочисленные короткие произведения, представляющие собой один период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой.
В вокальной музыке период, как самостоятельная форма, употребителен почти исключительно в куплетной (строфической) песне. Так называется песня, в которой музыка повторяется неизменно или слегка варьируется, а текст при каждом ее повторении — новый. Музыке, по возможности, придается характер обобщающий, пригодный для всех куплетов текста. Вступление и кода
Период простейшего строения, составные части периода
Периодом называется относительно законченная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.225.220 (0.016 с.) |