Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человеческая природа как неизменность
Обладает ли человек некоей неизменной, константой или он постоянно преобразует собственное естество'' Стабильна ли человеческая природа9 Идея о том, что человек имеет определенную неизменную природу, поначалу не вызывала в истории философии конкретных дискуссий. Важно было только угадать, что представляет собой эта природа. «Человек по природе стремится к добру, — пишет древнекитайский философ Мэн-цзы, — так же как вода устремляется вниз И нет среди людей таких, что были бы несклонны к добру, как нет воды, которая бы не текла вниз...» 16. Ему возражает Сен-цзы. «Человек имеет злую природу... Человек от рождения проникнут ненавистью» 17. И далее: «Есть люди, которые спрашивают: если природа человека злая, то откуда же возникают правила ли и справедливость? Отвечаю: все правила ли и справедливость созданы совершенномудрыми,
См Человек Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М, 1991 — С 26 "Там же - С 27. /// а вовсе не возникли из изначальной природы человека» 18 По мнению Эпикура, сами обстоятельства принудили человеческую природу делать много разного рода вещей 19 Рассуждая о природе человека, Немезий Эмесский пытался понять, каким образом происходит соединение души и неодушевленного тела 20. «Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно своей определенности все в мире», 21 — отмечал Николай Кузанский. О том, что дозволено человеческой природе Богом, размышляет Эриугена 22 В Новое время Ф Бэкон пишет «Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавлена, но редко истреблена» 23. К человеческой природе как неизменной данности постоянно апеллировали просветители. Однако идея стабильности человеческой природы оказалась подорванной изнутри. Дело в том, что многие философы и политики вкладывали в это понятие диаметрально противоположное содержание. Поневоле рождалось подозрение не есть ли философское определение природы человека нечто условное? Нередко подразумевалось радикально иное значение самого выражения «человеческая природа». Когда политик или социальный мыслитель пытается оправдать господствующий порядок, он, естественно, исходит из убеждения, что человеческая природа неизменна. Говоря, скажем, о неизбежности экономической конкуренции, идеологи раннего капитализма, естественно, подразумевали, что человек от природы тянется к наживе, стремится к обогащению. В противовес им социалисты изобличали конкуренцию как нечто искусственное, деформирующее человеческую природу. Они были убеждены в том, что натура человека позволяет воспитать в людях изначально заложенный в них альтруизм. Последний воспринимался как соприродный челове-
Там же 19 Там же -С 124 Человек Мыслители прошлого — С 142
ляющие, принципиально значимые Например, разумность свойственна только человеку Он овладел также искусством общественного труда, освоил сложные формы социальной жизни, создал мир культуры. У хомо сапиенс, стало быть, есть постоянные и специфические признаки, но в какой мере они приоткрывают тайну человека в целом? Человеческая натура проявляется в разном, но в чем то, надо полагать, обнаруживается верховное, державное качество человека Выявить эту главенствующую черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфически человеческим? Одни считают — разум, особым образом организованное сознание, другие — социальность, третьи — общение., Есть ли вообще в человеке какое-то внутренне устойчивое ядро? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит здесь от общей мировоззренческой установки, то есть от того, что данное философское направление выдвигает в качестве высшей ценности. Сущность человека, стало быть, не отождествляется с природой, зачастую как бы превосходит природную данность или вообще служит инобытием природы... ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА КАК НЕИЗМЕННОСТЬ Обладает ли человек некоей неизменной константой или он постоянно преобразует собственное естество'' Стабильна ли человеческая природа9 Идея о том, что человек имеет определенную неизменную природу, поначалу не вы зывала в истории философии конкретных дискуссий. Важно было только угадать, что представляет собой эта природа «Человек по природе стремится к добру, — пишет древнекитайский философ Мэн-цзы, — так же как вода устремляется вниз И нет среди людей таких, что были бы несклонны к добру, как нет воды, которая бы не текла вниз...» 16. Ему возражает Сен-цзы. «Человек имеет злую природу... Человек от рождения проникнут ненавистью» 17. И далее: «Есть люди, которые спрашивают: если природа человека злая, то откуда же возникают правила ли и справедливость? Отвечаю: все правила ли и справедливость созданы совершенномудрыми,
См Человек Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М, 1991 — С 26 "Там же - С 27. /// а вовсе не возникли из изначальной природы человека» 18 По мнению Эпикура, сами обстоятельства принудили человеческую природу делать много разного рода вещей 19 Рассуждая о природе человека, Немезий Эмесский пытался понять, каким образом происходит соединение души и неодушевленного тела 20. «Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно сво ей определенности все в мире», 21 — отмечал Николай Кузанский. О том, что дозволено человеческой природе Богом, размышляет Эриугена 22 В Новое время Ф Бэкон пишет «Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавлена, но редко истреблена» 23. К человеческой природе как неизменной данности постоянно апеллировали просветители. Однако идея стабильности человеческой природы оказалась подорванной изнутри Дело в том, что многие философы и политики вкладывали в это понятие диаметрально противоположное содержание. Поневоле рождалось подозрение не есть ли философское определение природы человека нечто условное? Нередко подразумевалось радикально иное значение самого выражения «человеческая природа». Когда политик или социальный мыслитель пытается оправдать господствующий порядок, он, естественно, исходит из убеждения, что человеческая природа неизменна. Говоря, скажем, о неизбежности экономической конкуренции, идеологи раннего капитализма, естественно, подразумевали, что человек от природы тянется к наживе, стремится к обогащению В противовес им социалисты изобличали конкуренцию как нечто искусственное, деформирующее человеческую природу Они были убеждены в том, что натура человека позволяет воспитать в людях изначально заложенный в них альтруизм. Последний воспринимался как соприродный челове- 18Там же 19 Там же -С 124 20Человек Мыслители прошлого — С 142 21 Николай Кузанский Соч В 2 т - М, 1979 - Т I - С 258 2 22 Эриугена Книга о божественном предопределении // Человек — М, 1991 -Т I -С 166 23 Бэкон Ф Опыты или наставления нравственные и политические // Человек - М. 1991 - Т I - С 265 ку. Разумеется, из этих констатации можно сделать различные мировоззренческие выводы С одной стороны, можно говорить о том, что люди проживают свою жизнь в условиях медленных или стремительных социальных перемен Иногда поколение успевает оказаться в самых неожиданных обстоятельствах, повороты истории погружают их в иную реальность Выходит, человеческая природа способна адаптироваться к различным ситуациям Она вовсе не преображается по мановению рук социальных утопистов Но с другой стороны не логичнее ли говорить о различном понимании человеческой природы, которое в конечном счете подводит к убеждению, что ее можно преображать9 Ведь многое в человеческом естестве оказывается не врожденным, а благоприобретенным. Уже цитированный Мэн-цзы, констатируя соприродную человеку доброту, добавляет «Человеческая природа подобна стремительному потоку пустите его на восток — потечет на восток, пустите на запад — потечет на запад Ей безразличны добро и зло, как воде безразличны восток или запад» v. Сен-цзы, напротив, толкуя о злой природе человека, добавляет «Доброе в человеке — это благоприобретенное» 25
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.60 (0.009 с.) |