Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VIII. Неурочные организационные формы обучения
1. Учебные экскурсии 2. Семинары и практикумы 3. Факультативы и другие формы обучения 4. Понятие об оптимизации процесса обучения 1. Учебные экскурсии Урок является основной формой. Другие формы называют вспомогательными, внеклассными, внеурочными, самостоятельными и т.д. Экскурсия (лат. вылазка, посещение) –форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода на место расположения объекта изучения и непосредственного ознакомления с ним. Выделяют следующие виды экскурсий: * производственные: промышленные и сельхоз предприятия, стройки и т.п. * естественно-научные: зоопарк, сквер, лес, луг *Историко-литературные: музеи, выставки, исторические памятники, картинные галереи, книгохранилища * краеведческие: по истории и природы родины По другой классификации: вводная экскурсия (предварительная), текущая (сопровождающая), итоговая (заключительная). Требования к подготовке и проведению: = четкое определение цели (системы взаимосвязанных целей) = обоснованный выбор объекта = четкая установка для школьников: что увидеть, что узнать = определение ведущего и его подготовка (кто поведет на объекте) = подготовка плана проведения с четкой хронологизацией = определить способы активизации школьников = установить формы подведения итогов и сообщить учащимся (сочинение, конференция, реферат, вечер, выставка и т.п.). Ограничения во времени проведения экскурсий от 40 минут для первоклассников до двух с половиной часов для старшеклассников. 2. Семинары и практикумы Практикумы проводят в учебных кабинетах, мастерских, учебных комбинатах и бригадах, на опытных участках. Могут быть направлены на решение экспериментальных задач индивидуально или в ставе небольших групп (иногда и всей группой - фронтально). Фактически это - самостоятельная работа школьников без видимого вмешательства учителя. Лабораторные занятия Семинарские занятия позволяют проводить системное обобщение материала, учат выступать перед аудиторией, составлять доклады, рефераты, отстаивать свое мнение и убеждения, приучают к самообразованию. 3. Факультативы и другие формы обучения Факультативный (лат. возможный) может быть введен в 7-11 классах. Цели факультатива: удовлетворять познавательные запросы школьника, развивать учебно-познавательный интерес, углубить знания. Особенности: добровольность, участвует не весь класс, может быть разновозрастным, проводится во внеучебное время.
Дополнительные занятия проводятся во внеурочное время для искоренения пробелов в знаниях (другая модификация- для интересующихся данной проблемой). Можно проводить индивидуально, можно с группой. Может быть в виде консультации или собеседования. Консультация (учебная беседа) - по просьбе школьников проводится в свободной форме. К ней примыкает инструктаж = объяснение каких-то тонкостей перед некоторой самостоятельной работой ученика. Собеседования. Конференции и внеклассное чтение Кружковое занятие, научные общества, клубная работа (Техническое моделирование, подготовка вечеров, знакомство с новыми достижениями) Разные формы трудовой подготовки, летняя практика. Олимпиады, выставки, конкурсы. 4. Понятие об оптимизации процесса обучения Оптимальный выбор означает – наиболее соответствующий данным условиям и задачам. Это - обоснованный выбор и реализация наилучшего (для данных условий) варианта задач, содержания, форм и методов обучения. Не вообще наилучший, а наилучший для данного конкретного случая. Оптимально, если достигнут наивысший результат, соответствующий реальным возможностям обучаемого, при возможно меньшей затрате сил, энергии и времени (не больше нормы) учителя и ученика. Научно обоснованная оптимизация базируется на следующих действиях: * выбор рационального комплекса задач образования, воспитания, развития * конкретизация задач учетом особенностей класса * подбор соответствующего содержания и выделение главного в нем * выбор соответствующих методов, форм, средств * оперативное коррегирование * анализ результатов и затрат. Для оптимизации процесса обучения следует формировать учебные мотивы школьника. Мотив =стимул, побудитель поведения и деятельности. Важнейшим мотивом учения является познавательный интерес. Интерес = избирательная направленность личности на предметы, процессы, явления.
Познавательный интерес = стремление к знаниям, возникающее из активного отношения в процессе деятельности. Можно использовать некоторые приемы для формирования познавательного интереса: -- показать неизвестное, заставляющее удивляться -- учить видеть новое в давно знакомом -- переводить от житейского уровня на уровень научных понятий -- показать новейшие достижения науки и их практические возможности -- основанное усложнение познавательных задач (трудно, но доступно) -- использовать задачи на применение знаний -- вводить элементы исследовательского поиска и т.д.
IX. Активизация познавательной деятельности учащихся 1. Понятие об активизации обучения 2. Основные факторы активизации учения 3. Индивидуализация обучения 4. Компьютеризация обучения 5. Активизация учения в опыте педагогов-новаторов. 1. Понятие об активизации обучения Один из возможных (часто встречающихся) недочетов учителя – это пассивность школьника в учебной деятельности. Причина: в классе большое количество учащихся, и учитель вынужден ориентироваться на средний уровень. Активизация - это целеустремленная деятельность педагога, направленная на повышение активности школьника в учебной работе, его творческого отношения к учебе и самостоятельности в учении, на формирование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний и их применения на практике. Активизации познавательной деятельности служат известные подходы к процессу обучения: · деятельностный подход: учащиеся рассматриваются как субъекты (деятели) познавательной деятельности · личностно-ориентированный: ориентироваться на саму личность · исследовательский подход: вовлечь ученика в поиск · алгоритмизация обучения: использование известных алгоритмов · компьютеризация обучения · дифференцированное обучение. 2. Основные факторы активизации учения **гуманное отношение к детям, видение личности в каждом из них ** умение познать внутренний мир школьника, его интересы ит.д. ** понимание его семейного положения и отношений в семье ** умение правильно строить взаимоотношения с учащимися ** умение ставить перед школьниками все более сложные задачи ** умение внушать и убеждать их в возможности достижения цели ** умение превращать школьника в соучастника учебного процесса ** опора на детский коллектив ** возможность для ученика выбрать свое задание (где это допустимо) ** использование опорных сигналов ** приобщение учащихся к самоанализу. Индивидуализация обучения Некоторые приемы усиления индивидуализации: -- добиться максимальной самостоятельности -- обеспечить соответствие уровню подготовки, развития способностей -- учитывать познавательные возможности -- обоснованный подбор заданий -- оказывать своевременную помощь -- проводить систематический контроль результатов. Индивидуализация при опросе (опрашивать чаще отстающих), при контроле (чаще отстающих и с помощью) и т.д. Индивидуализация при проведении самостоятельных работ по определенному заданию учителя (можно дифференцированно) без видимого участия педагога (упражнения, контрольные работы, работа с учебником, доклады и рефераты, творческие работы = сочинения и составление задач и т.п., моделирование, практические и графические работы, изготовление наглядности).
4. Компьютеризация обучения Компьютеризация обучения является важнейшим средством индивидуализации обучения. Компьютер не требует много времени, но минус в том, что он – безречевой (ученик не говорит). Позволяет экспериментировать, т.е. работать творчески, но опасность отрыва от практики. Другая опасность: привыкание к компьютеру («компьютерная болезнь»). Основные формы использования компьютеров: · Тренажер. Тренировочная система целесообразна при выработке и закреплении навыков. · Репетитор. Машина ведет некоторые функции учителя = подобие диалога (фактически - варьирование содержания или объема информации). · Имитационное моделирование. Устройство моделирует определенные предметные ситуации, это способствует мышлению.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.113 (0.013 с.) |