![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.В. Сафронов, Р.А. СоколоваСтр 1 из 3Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»
А.В. Сафронов, Р.А. Соколова
КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ: НАПИСАНИЕ И ЗАЩИТА Методические рекомендации
РЯЗАНЬ 2011 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»
Утверждено на заседании кафедры литературы
Протокол №2 от 15.09.2011 г.
Зав. кафедрой канд. пед. наук, доц. Царева Е.В.
КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ: НАПИСАНИЕ И ЗАЩИТА
Методические рекомендации
Для специальности 050301.65 – русский язык и литература Факультет русской филологии и национальной культуры
Составители А.В. Сафронов, канд. филол. наук, доцент Р.А. Соколова, канд. филол. наук, доцент
Рязань 2011
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
Рецензент: канд. филол. наук И.Ф. Герасимова
КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ: НАПИСАНИЕ И ЗАЩИТА: Методические рекомендации. Сост. А.В. Сафронов, Р.А. Соколова. Рязань: Изд-во РГУ имени С.А. Есенина, 2011.
Ответственный редактор проф. А.А. Решетова
@ Издательство Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, 2011
ГЛАВА 1. КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ
Курсовая и выпускная квалификационная (дипломная) работы по литературоведению являются необходимой составной частью учебной и научно-исследовательской работы студентов. Курсовая работа – это самостоятельное исследование студента, которое должно закрепить его навыки работы с научной литературой, научить составлению краткой научной сводки по теме с изложением основных научных положений и критическим их разбором, основанном на изученном материале.
Выпускная квалификационная работа является завершающим этапом научно-исследовательской деятельности студента в высшем учебном заведении. Эта работа несет обучающую и исследовательскую нагрузку, но значимость последнего аспекта преобладает, что отражает более высокий уровень работы, где в теоретическом и практическом плане разрабатываются неизученные или недостаточно исследованные вопросы, актуальные для литературоведческой науки и практики, для предстоящей работы выпускника в сфере образования. Для успешной научно-исследовательской работы студенту необходимы следующие качества: · умение вести самостоятельные литературоведческие исследования; · постоянная активность, нацеленность на изыскание, на получение новых результатов; · нестандартность мышления, умение подвергать сомнению общепринятое; · способность видеть проблему там, где другие ее не замечают; · умение делать сопоставления и находить оригинальные связи между явлениями; · способность к комбинированию и синтезу идей; · компетентность и гибкость в восприятии информации; · сочетание сильной внутренней мотивации к исследованиям с эмоциональной увлеченностью.
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ Курсовая и выпускная квалификационная работа по литературоведению имеют много общего. Процесс их подготовки и выполнения включает следующие этапы: 1. Выбор темы, ее утверждение и составление плана исследования. 2. Сбор материала. 3. Изучение собранного материала. 4. Написание работы. 5. Литературное и техническое оформление исследования. 6. Защита работы.
Выбор темы, ее утверждение и составление плана исследования Выбор темы – это первый и весьма ответственный момент работы. Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ разрабатывается и предлагается преподавателями кафедры литературы, которые учитывают актуальность и новизну проблем, возможности получения фактических данных, наличие специальной научной литературы. Студент может писать работу и на свою собственную тему, если научный руководитель сочтет ее соответствующей требованиям, предъявляемым к тематике исследований.
Темы бывают широкие и узкие, всесторонне освещенные в науке и малоизученные. Над каждой темой работать непросто, если иметь в виду не компиляцию чужих идей и исследований, а достижение определенного самостоятельного научного результата. Предметом исследования и темой курсовой работы могут быть проблематика, сюжет, композиция, конфликт, анализ образов и системы образов, анализ особенностей портрета и пейзажа, своеобразие поэтического языка и стиля, традиции и новаторство, целостный анализ произведения, сопоставительный – типологический и компаративистский – анализ произведений разных авторов и т. д. Наиболее целесообразной формой выбора темы выпускной квалификационной работы является развитие и углубление тематики курсового сочинения. В этом случае выпускная работа выступает итогом научной и учебно-исследовательской деятельности студента в университете, например: Тема курсовой Тема выпускной Сбор материала В самом начале работы для сбора материала следует обратиться к каталогам и картотекам библиотек. Каталоги содержат сведения об имеющихся в библиотеках книгах; информацию о газетных и журнальных публикациях нужно искать в систематической картотеке статей – СКС (имеется в библиотеке РГУ и РОУ НБ им. Горького). Большую помощь также могут оказать краеведческая картотека (библиотека РГУ, РОУНБ им. Горького), картотека рецензий и картотека персоналий (РОУНБ им. Горького). Существует немалое количество тематических библиографических пособий, посвященных какому-нибудь одному вопросу или жанру, например, библиографические пособия по стихосложению, по эстетике, по проблемам критического реализма, по мировому значению русской классической литературы и др. Наибольшую ценность для научной работы имеют персональные библиографические пособия, посвященные отдельным авторам: Пушкину, Гоголю, Тургеневу, Достоевскому, Горькому и др. (библиотека РГУ). К персональным библиографическим пособиям относятся и так называемые семинарии, посвященные отдельным писателям. Семинарии содержат историю изучения творчества писателя, краткую библиографию его сочинений и важнейшей литературы о его жизни и творчестве, аннотированную тематику семинарских докладов с указанием литературы по каждой теме. Существуют семинарии по Пушкину, Гоголю, Лермонтову, Белинскому, Некрасову, Тургеневу, Л. Толстому, Чехову Горькому, Маяковскому, А. Н. Толстому, Фадееву, Шолохову, Твардовскому, Леонову, Есенину. В научной работе полезны и необходимы следующие типы изданий: Сборники воспоминаний современников. Они являются важнейшими первоисточниками для изучения биографии писателя и его творчества. Книги из серии «Писатели о литературе и искусстве». Они содержат не только литературно-критические статьи писателя, но и отрывки из его дневников, писем, воспоминаний, где излагаются взгляды классика на литературу вообще и на собственное творчество в частности. Сборники «Писатели в критике» представляют собой подборки наиболее важных статей и высказываний о писателе критиков и историков литературы.
Издания государственной библиографии: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей» (библиотека РГУ, РОУНБ им. Горького). Издания ИНИОН, в частности, библиографические указатели и реферативные журналы серии «Литературоведение». Интернет (Приложение 3). Справочные издания. Это энциклопедические, толковые, терминологические, биографические словари и справочники, к которым необходимо обращаться для подбора литературных и других источников, для разъяснения непонятных слов и забытых терминов. Студенту должны быть известны такие, например, издания: Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962 – 1987. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова – М., 2002. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2007. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1999. Энциклопедия литературных героев. – М., 1997. Энциклопедия мировой литературы. – СПб., 2000. Постмодернизм: Энциклопедия. – Минск, 2001. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001. Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / под ред. П.А. Николаева. – М., 1990. Русские писатели, ХХ век: Биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. Н.Н. Скатова. – М., 1998. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Главн. научн. ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008. [Словарь – первый опыт специального справочника по поэтике; содержит более 300 статей о терминах]. Библиографические записи лучше всего делать на специальных карточках, где указывается автор (фамилия и инициалы), название работы, выходные данные, количество страниц. Как показывает практика, у студентов возникают сложности при библиографическом и аналитическом описании произведений печати различного вида, поэтому осветим этот вопрос подробнее. Объектом библиографического описания является книга, брошюра, многотомное издание, отдельный том многотомного издания. Если Вы захотите в свой список включить не только книгу, но ещё и электронный ресурс (CD, DVD-диск), то в этом случае необходимо описание материального носителя (количество физических единиц, сведения о типе и объёме ресурсов, звуке, цвете, размере и т.д.).
Аналитическим описанием называется описание части произведения печати. Это может быть статья из книги, сериального издания (журнал, газета, ученые записки и т.д.), а также глава, раздел, параграф или иной фрагмент произведения. Для разграничения элементов описания введена единая система условных разделительных знаков: Точка и тире Точка , запятая : двоеточие ; точка с запятой / косая черта // две косые черты () круглые скобки [ ] квадратные скобки Каждой области описания, кроме первой, предшествует знак «точка и тире». Первое слово каждого элемента (кроме сведений об иллюстрациях) начинают с прописной буквы. Сведения о материалах записываются подряд в строчку, с соблюдением всех разделительных знаков перед каждой группой сведений. В библиографических описаниях слов и понятий применяют унифицированные формы сокращений, например: «и др.» (и другие), «и т.д.» (и так далее), «под ред.» (под редакцией), «сост.»(составитель), «вып.» (выпуск), «сб. научн. тр.» (сборник научных трудов), «Т.» (том), «Ч.» (часть), «М.» (Москва), «СПб.» (Санкт-Петербург), «Л.» (Ленинград). Схема описания: · автор (если есть); при наличии двух и трех авторов указывают только имя первого автора (имена всех авторов приводят в сведениях об ответственности); · заглавие; · общее обозначение материала (текст, электронный ресурс, видеозапись и т.д.); · подзаголовочные данные (если есть); · сведения об ответственности: автор, переводчик, составитель и т.д. (если есть); · выходные данные; при наличии нескольких издательств приводят наименование обоих, кавычки в названии издательства не ставят; · сведения о системных ресурсах (для дисков); в случае, когда электронный ресурс не требует особых условий для установки или просмотра, эти примечания при составлении описания можно опустить; · сведения о режиме доступа (для удалённых ресурсов, например, сайтов). Примеры оформления библиографии: Официальные документы: Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юрайт, 2005. – 63 с. Стандарты: ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]: Введ. 2004 – 07 – 01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 105 с. Книги: Курдюмова, Т.Ф. Литература. 9 кл. [Текст]: методические рекомендации / Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с. Ельчанинов, Александр История религии [Текст] / Александр Ельчанинов, Владимир Эрн, Павел Флоренский. – М.: Русский путь, 2005. – 256 с. Розанов В.В.: pro et contra [Текст]: в 2 кн. / сост., вступ. ст. и прим. В.А. Фатеева. – СПб.: РХГИ, 1995. – (Русский путь). Отдельный том многотомного издания: Розанов В.В.: pro et contra [Текст]: в 2 кн. Кн. 1. / сост., вступ. ст. и прим. В.А. Фатеева. – СПб.: РХГИ, 1995. – 512 с. – (Русский путь). Сборники: Творчество С.А.Есенина: Вопросы изучения и преподавания [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. О.В. Воронова. – Рязань: Изд-во РГУ, 2003. – 204 с.
Тезисы, материалы конференций: Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд [Текст]: матер. Международной науч. конф., Москва – Рязань – Константиново, 30 сентября – 3 октября 2005 года / под ред. О.Е. Вороновой; А.Н. Захарова; РГУ им. С.А. Есенина. – Рязань, 2005. – 572 с. Диссертации: Кирьякова, Т.Б. Формирование ценностных представлений и понятий о языке в процессе речевого развития младших школьников [Текст]: дис… канд. пед. наук / Т.Б. Кирьякова; Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2006. – 159 с. Авторефераты диссертаций: Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений [Текст]: автореф. дис… канд. пед наук / Е.В. Акимова; Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2006. – 20 с. Статья из сборника: Рязанов, С. Высоцкий – Башлачев – Кинчев: Поиски истины [Текст]: сб. статей / С. Рязанов // Владимир Высоцкий и русский рок. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – С. 73 – 82. Статья из журнала: Захаров А.Н. Есенин и имажинизм [Текст] / А.Н. Захаров // Российский литературоведческий журнал. – 1997. – № 11. – С. 3 – 41. Статья из газеты: Веселов А.Г. Гуманная поддержка [Текст] / А.Г. Веселов // Учительская газета. – 1996. – 15 сент. – С. 3. Аудиоиздания: Гладков, Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. – М.: Экстрафон, 2002. – 1 мк. Видеоиздания: Солярис [Видеозапись] / реж. А. Тарковский. – М.: Крупный план, 1999. – 1 вк. Все чаще в научных работах используются электронные информационные ресурсы. Их правильное библиографическое описание регулируется Государственным стандартом. Объектом описания может быть ресурс так называемого локального доступа, т.е. на физическом носителе (дискета, СD-ROM) или ресурс удаленного доступа, т.е. доступный через Интернет. СD-ROM: Уроки английского языка Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. - М.: ООО "Кирилл и Мефодий", 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. Ресурсы Интернет: Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредметн. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – Режим доступа: http//zhurnal.mipt.rssi.ru. – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 03299000013. Об описании электронного ресурса Вы можете также узнать, обратившись к литературе: Библиографическое описание для каталогов и картотек: примеры и комментарии [Текст] / сост. О.П. Монахова; консультант Г.П. Калинина. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (библ-ка "Первого сентября". Сер. "Библиотека в школе". Вып. 5). Панкова Е.В. Библиографическое описание электронного ресурса [Текст] / Е.В. Панкова // Библиотека в школе. – 2009. – № 3. – С. 32 – 35. Более подробная информация о создании библиографического описания к научной работе представлена на сайте нашего университета в разделе «Библиотека: В помощь научной работе». РГУ имени С. А. Есенина: http://library.rsu.edu.ru/ Составленную по теме исследования библиографию следует показать научному руководителю, который подскажет, какие из работ нужно прочитать в первую очередь, какие могут быть исключены.
Схема 1. Схема 2. Таблица 1. Таблица 2. Написание работы Написание работы следует начинать с уточнения плана исследования и систематизации собранного материала. Организовать идеи – немалый труд. Каждое законченное произведение должно иметь форму. Форма или структура работы – это детальный план, определяющий ее составные части, их последовательность и соотношение друг с другом. В каждом отдельном случае план будет индивидуальным, но при построении работы следует учитывать, что в ней должны быть следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, подразделенная на главы и параграфы, заключение, библиографический список, приложение (если есть). Титульный лист исследования включает следующие сведения: Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», факультет русской филологии и национальной культуры, кафедра литературы, тема исследования, указание жанра работы (реферат, курсовая, выпускная квалификационная), фамилия, имя и отчество студента, курс обучения, данные о научном руководителе, год и место. Название работы должно быть по возможности кратким и точно соответствовать ее содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляется подзаголовок (4-6 слов). Образцы оформления титульного листа приведены в Приложениях 1 и 2. Оглавление в исследовании – это перечень разделов, глав и параграфов, составленный в той последовательности, в которой они даны в курсовой или выпускной работе. В оглавлении выделяют главы и параграфы (разделы и подразделы) по схеме, принятой в типографских изданиях, указывают номер страницы, на которой напечатано начало раздела, главы, параграфа. Оглавление в работе располагают за титульным листом, что дает возможность сразу понять структуру исследования. Образец оглавления курсовой работы по теме «Идейный смысл и художественное своеобразие романтических произведений М. Горького»: Введение ……………………………………………………………….2
§ 1. Романтизм как литературное направление и творческий метод …………………………………………………………………...6
§ 2. Историческая и эстетическая закономерность возникно- вения романтизма в творчестве М. Горького на рубеже Х1Х – ХХ веков ……………………………………………………….10
§ 3. Романтические герои М. Горького. Антитеза Ларры и Данко в «Старухе Изергиль» …………………………………………14
§ 4. Идея сильной и свободной личности в «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» ………………………………….18
§ 5. Героизация и романтизация босяков («Челкаш») ……………...21
§ 6. Приемы создания романтических образов в произве- дениях М. Горького: пейзаж, речевая характеристика, антитеза, гипербола …………………………………………………...24
§ 7. Призыв к духовному преображению человека – пафос ранних романтических произведений М. Горького …………26
Заключение ……………………………………………………….........28
Библиографический список …………………………………………..30 Оглавление выпускной квалификационной работы предполагает двухступенчатое деление: глава – параграф. В выпускной работе выделение глав является обязательным условием. Оптимальна нумерация параграфов в зависимости от нумерации глав, например, глава 1, параграфы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и т. д. Без подобной дифференциации невозможно логично и планомерно раскрыть содержание работы. Образец оформления оглавления выпускной квалификационной работы по теме «Творчество Мирры Лохвицкой: традиции русской литературной классики, связь с поэтами-современниками»: Введение ………………………………………………………………...2
Глава 1. Своеобразие личности и творчества М.А. Лохвицкой 1.1. Биографические вехи и литературная судьба …………….7 1.2. Становление и развитие образной системы поэзии М. Лохвицкой ………………………………………………………….16
Глава 2. М.А. Лохвицкая в контексте русской поэзии конца Х1Х – начала ХХ веков. 2.1. Средства художественной выразительности в лирике М. Лохвицкой …………………………………………………23 2.2. Импрессионистические тенденции в лирике М. Лохвицкой ………………………………………………………….30 2.3. М. Лохвицкая и К. Бальмонт: личные и твор- ческие связи ………………………………………………………........37
Глава 3. Методические рекомендации к уроку внеклас- сного чтения по теме «М.А. Лохвицкая и “женский тип” твор- чества в русской поэзии конца Х1Х – начала ХХ веков» …………..47
Заключение …………………………………………………………….55
Библиографический список ……………………………………..........58 Введение к исследованию должно содержать в виде краткой аннотации освещение степени разработанности данной темы (истории вопроса), анализ основных этапов в развитии научной мысли по выбранной теме, обзор использованных в процессе работы первоисточников. Без прочного освоения того, что по данному вопросу в науке уже разработано, подлинное исследование избранной проблемы невозможно. Далее следует изложение того нового, что вносится автором в исследование проблемы (новизна исследования). Таким образом, дается обос нование актуальности темы работы, изложение целевой установки, определяются задачи исследования. Важно описать методы исследования, указать на какие теоретические и методологические положения опирается работа. Обязательным моментом является освещение возможной практической значимости результатов исследования и апробации. К апробации относится публикация исследования или его части, доклады на научных конференциях и т.д. При наличии публикаций по избранной теме дается их библиография. В конце введения указывается объем и структура работы. Необходимо отметить, что не имеет смысла давать во введении общую характеристику писателя, состоящую из набора громких цитат. Основная цель введения – изложение идей, проблем, задач, которые будут подробно раскрыты в основной части. Введение, как правило, короткий раздел – 4 – 6 страниц. Основная часть представляет собственное исследование студента. Порядок изложения материала в ней должен быть подчинен руководящей идее, определенной в заглавии работы. Логичность построения и изложения основного содержания достигаются тогда, когда каждая глава (параграф) имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей. Свои основные мысли определите в виде тезисов, к каждому тезису подберите примеры-доказательства (текст художественного произведения, необходимый комментарий, литературную критику, исторические или биографические факты и другой собранный вами материал). Довольно часто студенты вместе с научными руководителями выбирают для работы темы, представляющие собой целостный анализ какого-нибудь отдельного литературного произведения. В этом случае основная часть должна включать в себя следующие главы и параграфы: творческая история произведения, раскрытие его идейной проблематики на основе конкретного анализа художественных образов, особенности жанра, композиции, стиля и языка произведения, традиции и новаторство автора, место и роль произведения в общественной и литературной жизни. В основной части выпускной квалификационной работы должна быть отдельная глава под названием «Методические рекомендации для проведения урока (уроков) по творчеству писателя» или «Методические указания по изучению произведения на уроках литературы в средней школе». Здесь студент дает разработку урока (цикла уроков), высказывает свои рекомендации о применении основных положений выпускной работы при изучении литературы на уроке, факультативе, во внеклассной работе. Например: «Система уроков по изучению лирики С.А. Есенина в 11 классе», или «Изучение «Архипелага ГУЛАГ» А.И. Солженицына в рамках факультатива по литературному краеведению». В конце каждой главы работы приводятся краткие выводы. Это определит содержательность исследования, глубину и полноту раскрытия темы, поможет сделать обоснованное заключение. При написании работы автор обязан давать ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Такая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, предоставляет необходимую информацию о нем, дает возможность разыскать документ, а также получить представление о его содержании, объеме и т. д. Ссылки на использованную литературу могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные. Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в библиографический список, после упоминания о нем или после цитаты из него в квадратных скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке, например: В.Е. Гусев [7] и А.Б. Евстигнеев [13] считают… Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом: Г. Гессе утверждал: «Ученость не всегда и не везде бывала веселой, хотя ей следовало бы такою быть» [3. С. 16]. При ссылке на многотомное издание указывается также и номер тома: Совпадающие с нашими мысли высказывал еще В.Г. Белинский [18. Т. 1. С. 75]. Если ссылаются на ряд работ одного или на работы нескольких авторов, то в скобках указывают номера этих работ через запятую: Некоторые авторы [3, 10, 46] не согласны с выводами С.М. Петрова. При ссылках на конкретные страницы один источник от другого отделяется точкой с запятой: В полемику включились и другие литературоведы [4. С. 16; 11. С. 52; 39. С. 320 ]. При оформлении подстрочных ссылок приводятся элементы библиографического описания произведения, на которое дается ссылка. Такая ссылка располагается под текстом, внизу страницы, верхняя граница ссылки отмечается чертой, а сама ссылка печатается на 0,5 интервала меньше обычного текстового шрифта. В отличие от библиографической карточки в сноске инициалы писателя ставятся впереди фамилии. Например: Широко известна развернутая герценовская метафора: «У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»1. ___________________
1 А.И. Герцен. Собрание сочинений: В 30 т. – М., 1956. – Т. 7. – С. 198. Далее в тексте работы это издание цитируется с указанием в скобках тома и страницы.
Если ссылок на странице несколько, дают порядковые номера ссылок (1, 2, 3, 4 и т. д.). Если на одной странице приводится несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках используют слова «Там же» и номер страницы, с которой взята цитата: «Жизнь находится не только вне искусства, но и в нем, внутри его, во всей полноте своей ценностной весомости: социальной, политической, познавательной и иной»1, -- пишет М. Бахтин. И как бы продолжая и развивая ту же мысль, отмечает: «Художник не вмешивается в события как непосредственный участник… он занимает существенную позицию вне события, как созерцатель, не заинтересованный, но понимающий смысл совершающегося»2. ____________________
1 М.М. Бахтин. Проблема материала, содержания и формы в словесном художественном творчестве // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 29. 2 Там же. С. 33.
В подстрочных ссылках указываются также примечания автора. Например: Некоторое упование Пришвина на власть большевиков объяснялось тем, что в это время в Москве его бывший елецкий однокашник и друг Н.А. Семашко стал народным комиссаром здравоохранения. Осенью 1921-го Пришвин отправил к Семашко сына Леву, снабдив его рекомендательными письмами и просьбой помочь устроить на учебу. Однако что-то не сложилось, и Пришвин-сын натерпелся во время приема «сраму»*. Зимой он вновь обратился за помощью к Семашко: на этот раз Лева тяжело заболел (на него напала от голода и истощения невероятная сонливость), и, благодаря главному медику страны, писатель отправил сына на лечение в Москву**. __________________ * У этой истории была интересная рифма. В середине 20-х гг. племянника писателя Андрея Пришвина не приняли в университет, и знаменитый дядюшка написал профессору Львову-Рогачевскому письмо с просьбой помочь талантливому юноше, закончив послание следующим образом: «Я даю этому молодому человеку десять рублей, чтобы он, если его не примут, напился и набил морду всему этому бездушному вузовскому механизму». В университет А.Пришвина приняли. ** Удивительно, как этот мотив – помощь большевика интеллигенту в Гражданскую войну – кочевал в те годы и по жизни, и по литературе. Вспомнить хотя бы «Доктора Живаго» пастернака или «Волны Черного моря» Катаева.
Работа с источниками на иностранных языках. При написании работы студенту следует обратить внимание на правильное написание иностранных фамилий, малоизвестных географических названий. При первичном упоминании в тексте малоупотребительных иностранных фамилий и географических названий целесообразно их писать на языке-оригинале. Названия зарубежных периодических изданий передаются в тексте без перевода. При первом упоминании издания в тексте в круглых скобках указывается название на языке-оригинале. Названия иностранных источников и научных работ в основном тексте работы даются на языке, на котором выполнена работа. Помните о правилах написания числительных в научных текстах. Студенту следует стремиться записывать числительные словами, если при них нет единиц измерения, например: пять книг, десять стихотворений и т. д. Числа с обозначением единиц измерения пишутся цифрами, например, 15 км, 12 кг и т. д. После сокращения точка в этом случае не ставится. Приводить цитаты следует только по первоисточнику. Цитирование «из вторых рук» допускается лишь в тех случаях, когда речь идет о редких и труднодоступных изданиях. В этих случаях в сноске делается оговорка: «Цит. по кн.:» и далее указывается автор, заглавие, выходные данные, страница. Объем этой части исследования – 50 – 60 % общего объема работы. Заключение в исследовании – это тезисное отражение в определенной последовательности выводов, констатирующих положения и результаты основной части работы. Каждому выводу принято давать порядковый номер. Например: «Анализ философско-поэтического контекста романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» позволяет сделать ряд заключительных выводов: во-первых…; во-вторых…; в-третьих…» Заключение должно быть предельно кратким, четким и конкретным, без излишней детализации (объем – 2 – 3 страницы). В нем не допускаются объяснение или обсуждение выводов; ссылки на источники литературы или на мнение других авторов здесь неуместны. Введение и заключение должны быть связаны между собой по принципу: «Что я хотел доказать» и «Что я получил в итоге». Библиографический список помещается непосредственно после основного текста работы, он отражает степень изученности студентом данной проблемы. Наиболее распространенные способы расположения материала в списке литературы: алфавитный, систематический, по главам исследования, хронологический и в порядке упоминания в тексте. Не останавливаясь детально на каждом способе в отдельности, можно рекомендовать студентам алфавитный вариант, так как с библиографическим списком, составленным в алфавитном порядке, удобнее работать. При этом в начале списка помещается библиография изданий художественных произведений писателя, которому посвящена курсовая работа, потом библиография научно-критической литературы по теме исследования. Работы, опубликованные в сборниках, журналах, газетах, даются в алфавитном порядке авторов так же, как и работы в отдельном издании. Образец библиографического списка работы по творчеству М. Пришвина: 1. Пришвин, М.М. Весна света [Текст] / М.М. Пришвин. – М.: Молодая гвардия, 1953. – 592 с. 2. Пришвин, М.М. Желанная книга [Текст] / М.М. Пришвин // Детская литература. – 1938. – № 2. – С. 42. 3. Пришвин, М.М. Мы с тобой [Текст] / М.М. Пришвин // Дружба народов. – 1990. – № 6. – С. 18 – 42. 4. Пришвин, М. Незабудки [Текст] / М. Пришвин. – М.: Худ. лит., 1969. – 304 с. 5. Пришвин, М.М. Собрание сочинений [Текст]: в 8 т. – М.: Худ. лит., 1982 – 1986. 6. Пришвин, М.М. Творить будущий мир [Текст] / М.М. Пришвин. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 221 с.
* * *
7. Агеносов, В.В. Творчество М. Пришвина и советский философский роман [Текст]: монография / В.В. Агеносов. – М.: Прометей, 1988. – 128 с. 8. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Худ. лит., 1975. – 504 с. 9. Белецкий, А.И. В мастерской художника слова [Текст]: монография / А.И. Белецкий. – М.: Высшая школа, 1989. – 158 с. 10. Воспоминания о Михаиле Пришвине [Текст]: сборник / сост. Я.З. Гришина, Л.А. Рязанова. – М.: Сов. писатель, 1991. – 368 с. 11. Григорьев, М. Бегство в Берендеево царство. О творчестве Пришвина [Текст] / М. Григорьев // На литературном посту. – 1930. – № 8. – С. 48 – 61. 12. Ершов, Г. Михаил Пришвин. Жизнь и творчество [Текст]: монография / Г. Ершов. – М.: Худ. лит., 1973. – 192 с. 13. Злобина, М. «… И остаться самим собой»? [Текст] / М. Злобина // Новый мир. – 1990. – № 8. – С. 248 – 251. 14. Кириллова, И. Литературное воплощение образа Христа [Текст] / И. Кириллова // Вопросы литературы. – 1991. – № 8. – С. 60 – 74. 15. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.М. Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 383 с. 16. Пахомова, М.Ф. Михаил Михайлович Пришвин [Текст]: монография / М.Ф. Пахомова. – Л.: Просвещение, 1970. – 128 с. 17. Пришвин и современность [Текст]: сборник / под ред. П.С. Выходцева. – М.: Современник, 1978. – 334 с. 18. Пришвина, В.Д. Путь к слову [Текст] / В.Д. Пришвина. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 262 с. 19. Эткинд, А. Культура против природы [Текст] / А. Эткинд // Октябрь. – 1993. – № 7. – С. 168 – 192. 20. Юлдашева, Л.В. Традиции М. Пришвина в современной советской литературе [Текст] / Л.В. Юлдашева // Вест. Моск. ун-та. – Сер. 9. – Филология. – 1988. – № 6. – С. 3 – 10.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.0 (0.197 с.) |