![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я тема. Институт судебной власти в Латвии
Вопросы темы: 1. Судебная власть и структура институций судебной власти в Латвии. 2. Функции судебной власти. 3. Статус и компетенция Конституционного суда.
1. Судебная власть и структура институций судебной власти в Латвии
Судебная власть или «третья власть» является главным средством обеспечения правового порядка. За соблюдение и осуществление прав ответственны все институты государства, а в поддержании правового порядка особое место занимают институции судебной власти – их система. Поэтому в ЛР наряду с законодательной властью и исполнительной властью существует также судебная власть. Статья 92 Сатверсме Латвийской Республики определяет: «Каждый может защищать свои права и законные интересы в справедливом суде. Каждый считается невиновным, пока его вина не признана в соответствии с законом. В случае необоснованного ущемления прав, каждый имеет право на соответствующее возмещение.» (http://www.likumi.lv). Значит, лицу гарантировано право на защиту суда от угроз его жизни, здоровью, личной свободе, чести, достоинству и имуществу. Специфической формой выражения деятельности судебной власти является правосудие. Оно осуществляется, разрешая споры и конфликты разного характера, основываясь на систему существующего права. Если законодательная власть устанавливает правила применения силы, то судебная власть определяет их применение в конкретных случаях и объемах, соблюдая установленные законодателем предписания. (Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004, 540. -) Право вершить суд есть только у судов, это и определяет место судов в системе институций государственной власти. Ни одна другая институция или должностное лицо не вправе вершить суд. Судебная власть доверена особым судебным институциям, которые являются независимыми от институций законодательной власти и исполнительной власти. В соответствии со статьей 1 закона «О судебной власти», судебная власть в Латвийской Республике принадлежит: - районным (городским) судам; - окружным судам; - Верховному Суду; - Конституционному суду; - в исключительных положениях или во время войны – также военным судам. (http://www.likumi.lv). Необходимо учитывать, что в эту систему институций судебной власти включены суды двух видов – суды общей компетенции и суды специальной компетенции.
Суды общей компетенции: - районные (городские) суды; - окружные суды; - Верховный Суд; Статус и специфику деятельности судов общей компетенции регламентирует как Сатверсме ЛР, так и многие другие законы: закон «О судебной власти», (1992 г.), «Гражданско-процессуальный закон», (1998 г.), «Уголовно-процессуальный закон», (2005 г.), «Закон о военных судах», (2005 г.), «Латвийский кодекс административных нарушений», (1984 г.), «Административно-процессуальный закон», (2001 г.), вступивший в силу в 2004 г. Суды общей компетенции, как было указано ранее, разделены на суды трех уровней - районные (городские) суды, окружные суды и Верховный Суд. Трехступенчатая система судебных институций основывается на территориальном принципе. Он предусматривает, что у каждой административно-территориальной единицы Латвии должен быть свой суд, которому подведомственны дела соответствующей территории. Таким образом, ступени судебных институций являются аспектом строения судебной системы. На данный момент остается неясным вопрос о возможности или невозможности «краевых судов» в будущем. В свою очередь, понятие «судебная инстанция» является понятием процесса судопроизводства. В этом контексте различают три инстанции – первая инстанция, вторая (апелляционная) инстанция и третья (кассационная) инстанция. Низшей степенью судебных институций являются районные (городские) суды. Они являются судами первой инстанции для гражданских дел, уголовных дел и административных дел. Гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный и административно-процессуальный законы определяют подведомственность дел районным (городским) судам. Районные (городские) суды могут быть только судами первой инстанции. В первой инстанции дела рассматриваются по существу, и в результате в этих делах в первый раз выносится решение. Окружные суды являются второй – средней судебной ступенью. В Латвийской Республике существуют следующие окружные суды – Видземский окружной суд, Латгальский окружной суд, Земгальский окружной суд, Курземский окружной суд, Рижский окружной суд и Административный окружной суд. В окружном суде есть три коллегии – коллегии уголовных дел, гражданских дел и административных дел. Они рассматривают в первой инстанции дела, которые в соответствии с вышеупомянутыми законами, подвластны окружному суду. Одновременно окружные суды являются судами второй – апелляционной инстанции в делах, которые рассмотрел районный (городской) суд или его судья единолично. Вторая (апелляционная) инстанция - рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда по существу во второй раз. Это происходит в случаях, когда одна из сторон обжалует в окружном суде дело, рассмотренное в первой инстанции – по различным фактическим или юридическим причинам.
Во второй инстанции дела рассматриваются по существу сначала. В результате рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции оставляет решение суда первой инстанции без изменений, либо отменяет решение, и выносится новое решение. Дела, рассмотренные во второй инстанции, можно обжаловать в кассационном порядке в Сенате Верховного Суда. Как отдельные структуры, в ведение окружных судов созданы отделы Земельных книг. Отделы Земельных книг являются судебными учреждениями. У судей отделов Земельных книг есть правовой статус, установленный для районных (городских) судей. В этих отделениях в земельные книги вписывают недвижимое имущество и закрепляют связанные с ним права. Деятельность отделов Земельных книг регламентирует «Закон о Земельных книгах» (1937 г.) и закон «О судебной власти». Отделами Земельных книг заведуют окружные суды, а организаторское руководство осуществляет Министерство юстиции (http://www.likumi.lv). Высшей судебной ступенью, в аспекте ступеней институций судебной власти, является Верховный Суд. В структуре Верховного Суда есть Сенат и две судебные палаты – судебная палата уголовных дел и судебная палата гражданских дел. Все судьи Верховного Суда образуют пленум (общее собрание судей). Пленум создает департаменты палаты Верховного Суда и Сената. Он обсуждает также актуальные вопросы интерпретации правовых норм и др. вопросы. Палаты Верховного Суда являются второй (апелляционной) инстанцией для дел, рассмотренных в окружных судах только в первой инстанции. В составе Сената Верховного Суда есть четыре департамента - Департамент уголовных дел, Департамент гражданских дел, Департамент административных дел и Департамент дисциплинарных дел. Сенат Верховного Суда является третьей (кассационной) инстанцией в делах, рассмотренных районными (городскими) судами, окружными судами и судебными палатами Верховного Суда. Третья (кассационная) инстанция – рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда в Сенате Верховного суда. Это происходит по жалобе о том, что суд, вынося решение, существенно нарушил материальные или процессуальные правовые нормы или, рассматривая дело, суд нарушил границы своей компетенции – не рассмотрел дело по существу, т.е., рассмотрел только как нарушение какой-либо правовой нормы. Сенат Верховного Суда может быть также судом первой инстанции в делах, связанных с результатами выборов в Саэйм, запретом на въезд в государство какому-либо лицу и обжалованием постановлений совета Государственного контроля.
Верховный Суд возглавляет председатель Верховного Суда, которого из среды назначенных судей утверждает Саэйм по предложению Кабинета министров. Наряду с организацией и руководством деятельности Верховного Суда, председатель Верховного Суда ведет заседания пленума Верховного Суда, и у него есть право вести также заседания Сената. (Meikališa Ā. Tiesu vara Latvijā. – Rīga, 80. – 81. lpp.). Как особый судебный механизм для защиты основных прав человека была создана система административных судов. В 2004-ом году вступил в силу «Административно-процессуальный закон» (2001 г.), и работу начали административные суды – административные районные суды, административные окружные суды и Департамент административных дел Сената Верховного Суда. Таким образом, процесс административного судопроизводства организован в трех инстанциях – наподобие рассмотрения уголовных дел и гражданских дел. В соответствии со статьей 105 «Административно-процессуального закона», административное дело по существу рассматривается судом первой инстанции. По жалобе участника административного процесса на решение этого суда, административное дело рассматривается также судом второй инстанции в апелляционном порядке. Решение суда второй инстанции участник административного процесса может обжаловать в кассационном порядке в Департаменте административных дел Сената Верховного Суда. (http://www.likumi.lv). Однако, административный суд, в отличие от судов, рассматривающих дела в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном порядках, в своей деятельности широко применяет принцип объективного расследования. Выясняя обстоятельства дела, он сам может собирать доказательства – по собственной инициативе, а также давать участникам административного процесса указания и рекомендации, чтобы в рамках требования выяснить истинные обстоятельства дела и добиться справедливого рассмотрения дела. Административное дело можно рассмотреть как в устном, так и в письменном процессе – без судебного заседания. (Статья 107 «Административно-процессуального закона») (http://www.likumi.lv). В соответствии со статьей 16.1 закона «О судебной власти», лицами, принадлежащими к судебной системе, являются также прокуроры, присяжные адвокаты, присяжные нотариусы, присяжные судебные исполнители. Правовой статус упомянутых лиц подробнее регламентируют особые законы (http://www.likumi.lv).
В соответствии с поправками от 1 августа 2010 года в Законе "О судебной власти", был создан специальный Судебный совет. Судебный совет является коллегиальным учреждением, участвующим в определении политики и стратегии развития судебной системы, а также в организации работы судебной системы в целях ее развития. Председателем Судебного совета является председатель Верховного Суда ЛР. Заседания Судебного совета созывает и руководит председатель Судебного совета (http://www.likumi.lv).
Как было указано ранее, действия судебной власти преимущественно выражается в специфической форме – правосудии. Это обеспечивает правосудие – юстицию. Главные направления этих действий можно систематизировать и сгруппировать по различным критериям. В результате действий судебной власти санкционируются правовые нормы – эффективно, аутентично, ультимативно. Действия судебной власти демонстрируют правовое (неполитическое) принятие решений в процессах разрешения различных конфликтных ситуаций. Этого добиваются, используя специальные процессуальные нормы. Главными функциями судебной власти можно признать следующие:
Конституционный суд является судом специальной компетенции. Это независимая институция судебной власти, не включенная в трехступенчатую судебную систему. Он действует только наряду с судебной системой общей юрисдикции. В соответствии с «Законом о Конституционном суде» (1996 г.), Конституционный суд является независимой институцией судебной власти, которая, в пределах установленной в Сатверсме Латвийской Республики и в законе компетенции, рассматривает дела о соответствии законов и других нормативных актов Сатверсме, а также другие дела, переданные настоящим законом в ее компетенцию.
Компетенция Конституционного суда установлена в статье 16 «Закона о Конституционном суде». Конституционный суд рассматривает дела о: 1. соответствии законов Сатверсме; 2. соответствии подписанных или заключенных Латвией международных договоров (также до утверждения соответствующих договоров в Саэйме) Сатверсме; 3. соответствии других нормативных актов или их частей правовым нормам (актам) высшей юридической силы; 4. соответствии закону других актов Саэйма, Кабинета министров, Президента государства, Председателя Сейма и Президента министров, за исключением административных актов; 5. соответствии закону такого распоряжения, которым уполномоченный Кабинетом министров министр приостановил принятое думой (советом) самоуправления решение; 6. соответствии национальных правовых норм Латвии тем заключенным Латвией международным договорам, которые не находятся в противоречии с Сатверсме. Конституционный суд вправе признать недействительными законы или другие нормативные правовые акты и их части. Решение Конституционного суда является окончательным. Оно вступает в силу в момент его оглашения. Решение Конституционного суда и данная в нем интерпретация соответствующей правовой нормы является обязательным для всех государственных институций и институций самоуправления (и для судов), и должностных лиц, а также для физических и юридических лиц (статья 32 «Закона о Конституционном Суде» (http://www.likumi.lv). Право подать заявление в Конституционный суд о возбуждении дела есть у: - Президента государства; - Саэйма; - не менее двадцати депутатов Саэйма; - Кабинета министров; - генерального прокурора; - совета Государственного контроля; - думы (совета) самоуправления; - правозащитника, если институция или должностное лицо, издавшие оспоренный акт, не исправили констатированные недостатки в указанный правозащитником срок; - суда, рассматривая гражданское дело, уголовное дело или административное дело; - судьи отдела Земельных книг, осуществляя запись недвижимого имущества или связанное с этим закрепление прав в Земельной книге; - лица в случае ущемления определенных в Сатверсме основных прав (статья 17 «Закона о Конституционном Суде» (http://www.likumi.lv). Заявление лица в «Законе о Конституционном Суде» получило название конституционной жалобы. Конституционную жалобу в суд может подать любое лицо, которое считает, что определенные в Сатверсме его основные права ущемляет правовая норма, не соответствующая правовой норме высшей юридической силы (http://www.likumi.lv). Необходимо взять во внимание, что конституционная жалоба является одним из новейших средств защиты основных прав человека в Латвии – ее ввели в 2001-ом году. В свою очередь, понятие «лицо» охватывает всех субъектов основных прав человека. (Rodiņa A. Konstitucionālās sūdzības teorija un prakse Latvijā. – Rīga, 2009, 69. – 106.lpp.). Создание института конституционной жалобы признается важной поворотной точкой в развитии конституционализма в Латвии. Признавая конституционную жалобу, обеспечивается развитие конституционализма, основанное на праве. В ее рамках государство признает основные права, вытекающие из естественных прав, как право лица против публичной власти и то, что они имеют высшую ценность, по сравнению с другими правами. К тому же, главным субъектом этого направления или понимания конституционализма является человек, защита основных прав которого должно быть в центре внимания государства. (Poole T. Legitimacy, Rights and Judicial review. – Oxford Journal of Legal Studies, 2005, vol. 23, no.4, p. 700.). Необходимо учитывать, что конституционную жалобу можно подать в Конституционный суд в течение шести месяцев после вступления в силу постановления последней судебной институции. В отдельных случаях могут быть исключения. В соответствии со статьей 192 «Закона о Конституционном Суде», до ранее упомянутого срока, конституционную жалобу рассматривают и раньше, если ее рассмотрение является общезначимой или если защита прав общими средствами защиты права не может предотвратить существенный вред для заявителя жалобы. Тогда возбуждение дела в Конституционном суде запрещает рассмотрение соответствующего гражданского дела, уголовного дела или административного дела в суде общей юрисдикции до момента оглашения решения Конституционного суда (http://www.likumi.lv). Статья 32 «Закона о Конституционном Суде» определяет, что решение Конституционного суда является окончательным и не подлежит обжалованию. Оно вступает в силу в момент его оглашения. Решение Конституционного суда является обязательным для всех государственных институций и институций самоуправления, включая суды, учреждений и должностных лиц, а также для физических и юридических лиц. Судом специальной компетенции являются также военный суд. В соответствии со статьей 2 «Закона о военных судах» 2005-го года, создание военного суда происходит в случаях, когда в государстве, в установленном в нормативных актах порядке, объявлено военное положение или объявлена война. Распоряжение о начале деятельности военных судов отдает министр юстиции. В Латвии могут действовать несколько военных судов первой инстанции и один военный суд второй инстанции. Министр юстиции определяет также территорию деятельности и местонахождение военных судов. Учреждением досудебного расследования в делах, подведомственных военным судам, является (будет являться) Военная полиция (http://www.likumi.lv).
Содержание понятий: 1. Апелляционная инстанция – рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда по существу в вышестоящей судебной инстанции, как по фактическим, так и по юридическим причинам. В апелляционной инстанции суд рассматривает дело по существу – сначала, т.е., повторно, и выносит новое решение. 2. Пленум Верховного суда – общее собрание всех судей Верховного суда. На пленуме обсуждают актуальные вопросы интерпретации правовых норм. 3. Кассационная инстанция – рассмотрение не вступивших в законную силу решений или постановлений суда в Сенате Верховного суда по жалобе или протесту в намерении отменить обжалуемое решение или постановление и отправить на новое рассмотрение. Кассационную жалобу или протест можно подать только тогда, если, принимая решение, существенно нарушены материальные или процессуальные правовые нормы. 4. Первая инстанция – рассмотрение дела в первый раз по существу, в результате чего в этом деле первый раз выносится решение. 5. Конференция судей – институция самоуправления судей. В ее работе участвуют все судьи Латвийской Республики. На этих конференциях рассматриваются актуальные вопросы судебной практики. 6. Символы судебной власти – торжественное обещание судьи, мантия и должностной знак. 7. Судебный совет - является коллегиальным учреждением, участвующим в определении политики и стратегии развития судебной системы, а также в организации работы судебной системы в целях ее развития.
Контрольные вопросы: 1. Каким институциям принадлежит судебная власть в Латвийской Республике? 2. Какой является главная, специфическая форма выражения деятельности судебной власти? 3. Какие суды в ЛР являются судами общей компетенции? 4. Какие суды в ЛР являются судами специальной компетенции? 5. Какой является система судебных институций общей компетенции в ЛР? 6. Сколько и какие инстанции судов существуют в ЛР? 7. Какой является специфика деятельности административных судов в ЛР? 8. Какой является компетенция Конституционного суда? 9. У кого есть право подавать заявления в Конституционный суд о возбуждении дела? 10. У кого есть право подавать конституционную жалобу в Конституционный суд?
Источники литературы: 1. Cipeliuss Reinholds. Vispārējā mācība par valsti. – Rīga, 1998. 2. Dišlers K. Latvijas valsts varas orgāni un viņu funkcijas. – Rīga, 2004. 3. Juridisko terminu vārdnīca.- Rīga, 1998. 4. Meikališa Ā. Tiesu vara Latvijā. – Rīga, 1997. 5. Meikališa Ā., Strada K. Tiesu varas institūciju tiesības. – 2001. 6. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004. 7. Rodiņa A. Konstitucionālās sūdzības teorija un prakse Latvijā. – Rīga, 2009. 8. Terehovičs V. Tiesībsargājošās institūcijas Latvijā. – Rīga, 2009. 9. Poole T. Legitimacy, Rights and Judicial review. – Oxford Journal of Legal Studies, 2005, vol. 23, no.4. 10. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Москва, 2006. 11. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. – Москва, 2006.
Нормативные правовые акты: 1. Сатверсме Латвийской Республики (http://www.likumi.lv). 2. «Административно-процессуальный закон» (2001 г.), (http://www.likumi.lv). 3. Закон «О судебной власти» (1992 г.),(http://www.likumi.lv). 4. «Закон о Конституционном суде» (1996 г.), (http://www.likumi.lv). 5. Закон «О самоуправлениях» (1994 г.), (http://www.likumi.lv).
Интернет-ресурсы: 1. http://www.Atlants.lv 2. http://www.juridica.lv 3. http://www.likumi.lv 4. http://www.politika.lv 5. http://www.liis.lv 6. http://www.saeima.lv/informacija/ 7. Поисковая система Интернет – www.google.lv
12. temats
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.102.160 (0.061 с.) |