![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание и возрастные особенности детей
Понятие о возрастных особенностях. Педагогика сравнительно давно указывала на необходимость учета возрастных особенностей детей в воспитании. Педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо и др.) призывали учитывать в воспитании природу ребенка, особенности его восприятия, мышления. Современная буржуазная педагогика и психология преувеличивают значение биологического фактора в развитии детей и подростков. Советская психология и педагогика подходит к определению возрастных особенностей с позиций марксистско-ленинского учения о развитии. Рассматривая развитие ребенка как процесс постоянного движения, педагогика выделяет в нем периоды количественных накоплений и заметных качественных перестроек. Такой подход позволяет наметить ряд этапов в физическом и психическом развитии детей. В последние годы проведена большая работа по изучению особенностей развития организма человека в различные возрастные периоды. На основе этого принята следующая периодизация развития детей и юношества: Педагогика и психология подчеркивают подвижность, изменчивость возрастных особенностей детей, их зависимость от системы деятельности и взаимоотношений воспитанника с окружающими людьми. Долгое время психология и педагогика считали важнейшим показателем готовности ребенка к школьному обучению запас его представлений. Однако дальнейшие исследования показали, что быть готовым к школьному обучению — значит уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, уметь рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Если ребенок не способен следить за рассуждением учителя и приходить к простейшим выводам, его нельзя считать готовым к обучению. Не менее важным показателем готовности к обучению является наличие у детей определенного уровня развития познавательных интересов.
Развитие познавательных интересов протекает у детей неодинаково. У одних интерес имеет теоретическое направление (учиться, чтобы много знать), у других он связан с практической активностью. Это различие обусловлено воспитанием. Исследованиями также установлено, что интеллектуальная и личностная готовность далеко не всегда совпадают. Изучение отношения старших дошкольников к школьному обучению показало, что большинство детей привлекает учение как серьезная, содержательная деятельность, но отдельных из них привлекают чисто внешние атрибуты: хождение в школу, ранцы, учебники, новая форма и др. Таких детей нельзя считать в полной мере подготовленными к школьному обучению. Программа воспитательной работы дошкольных учреждений построена так, чтобы в течение всего периода пребывания детей в дошкольном учреждении осуществлялась их подготовка к школьному обучению. Но особенно интенсивно она проводится в последний год пребывания детей в детском саду и связана непосредственно с некоторыми сторонами их будущей учебной деятельности. Поэтому элементы учебного труда в этот год включаются в содержание жизни дошкольников. Есть много свидетельств тому, что дети, пришедшие из детских садов, лучше подготовлены к школьному обучению. Но и они не все развиты в одинаковой мере. Поэтому учителю важно знать, как в условиях школьного обучения с учетом особенностей ребенка преодолеть неравномерность развития детей. Одним детям в начале обучения он дает дополнительные задания, другим, наоборот, облегченные, третьим советует немного отдохнуть после выполнения задания. Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении со взрослыми (учителями, родителями), своими товарищами-одноклассниками. Наиболее авторитетной фигурой для них становится учитель. Это открывает почти безграничные возможности для влияния на детей и в то же время налагает на учителя огромную ответственность. Он должен продумывать каждый свой шаг, взвешивать каждое слово, глубоко осознавать и правильно строить свои взаимоотношения с детьми и таким путем добиваться правильного их воспитания. Младшие школьники испытывают большую потребность в совместной деятельности: играх, трудовых занятиях, коллективном проведении досуга. Все это создает благоприятные возможности для формирования коллектива, создания системы коллективных взаимоотношений и формирования лучших нравственных качеств: дружбы, взаимопомощи в совместных делах. Дети этого возраста отличаются легкой внушаемостью, они быстрее идут навстречу воспитательному влиянию взрослых, в особенности учителя. Разработка учителем системы разнообразного влияния на учащихся и последовательное осуществление этой системы приводят к положительным изменениям в формировании их личности.
Младшие школьники, как правило, добросовестно выполняют различные поручения, проявляют большую настойчивость в делах. Эту особенность важно постоянно развивать путем разработки системы поручений, контроля за качеством их выполнения, поощрения детей за достигнутые успехи. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники становятся чувствительными к одобрению не только учителей, но и своих сверстников. Особенно эффективны различные формы одобрения, принятые в пионерской организации, в октябрятских группах. Особенности развития и воспитания подростка. Подростковый возраст охватывает период развития детей от 11 до 14—15 лет и примерно совпадает с их обучением в V — VIII классах. В этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в развитии организма подростка и в его личности. Подросток буквально на глазах вырастает на 5—6 см, а иногда даже до 10 см в год. Почти также быстро идет и повзросление подростка, его умственное и нравственное созревание. Быстрый физический и нравственный рост приводит к постоянным перестройкам отношений подростка к окружающим: младшим, сверстникам и особенно к старшим, в том числе к родителям и учителям. Не потому ли взрослые обозначают этот возраст различными эпитетами: «переходный», «трудный» и даже «критический».
Вопросы и задания 1. Раскройте понятие личность и охарактеризуйте факторы ее развития. 3. Каково основное отличие подхода советской и буржуазной педагогики в оценке роли наследственности и среды в развитии личности?
Содержание образования в советской школе Исторически сложилось так, что наряду с термином педагогика долгое время в том же значении использовался и термин дидактика (didaktikos — поучающий). В первых трудах по дидактике рассматривались все вопросы образования и воспитания человека. «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского также включала и вопросы воспитания. По мере развития педагогики дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах образования и обучения. Значительный вклад в развитие дидактики за рубежом вслед за Коменским внес великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), посвятивший всю свою жизнь воспитанию детей из народа и разработке дидактики и методики начального образования. Песталоцци первым пытался соединить обучение в начальной школе с трудом и дать научное обоснование путей такого обучения. Выдающийся немецкий педагог-демократ Адольф Дистервег (1790—1866) создал дидактику развивающего обучения, разработал и претворил в жизнь систему подготовки учителя, способного к творческой деятельности. С первых лет организации советской школы начинает складываться новая, советская дидактика. Она была призвана определить содержание образования, его методы и организацию с учетом целей коммунистического воспитания. Эту работу возглавила Н. К. Крупская. Ею разработаны вопросы построения школьных программ и рекомендации о направлении преподавания всех без исключения учебных предметов. Особенно глубоко и основательно Н. К. Крупская изучала вопросы политехнического обучения и связи обучения с трудом в советской школе. Она много сделала для того, чтобы советская школа стала трудовой и политехнической. Под непосредственным руководством Н. К. Крупской проводили научно-экспериментальную работу по созданию новой системы обучения С. Т. Шацкий, M. M. Пистрак и другие педагоги. содержания образования; методов и организационных форм обучения; деятельности учителя, или преподавания; деятельности учащихся, или учения; материальных средств обучения (учебники, учебные пособия, технические приспособления и др.). Своей главной задачей дидактика считает вскрытие общих закономерностей процесса обучения и их проявления, а также нахождение общих и частных путей сознательного управления учебным процессом. Современная советская дидактика развивается интенсивно, ведутся широкие дидактические эксперименты, всемерно поощряется творчество учителей и педагогических коллективов. Единство научного поиска и массового творчества учителей — залог успешного развития дидактики, решения задач, выдвигаемых жизнью. ПОНЯТИЕ О СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «Век живи — век учись» — гласит народная пословица. Она зовет человека к постоянному совершенствованию своих знаний, своего образования. Образованный человек всегда вызывает восхищение окружающих. А. В. Луначарский сравнивал образованного человека с хорошим знатоком музыки. Такой человек, говорил он, слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну общую гармонию, которую мы называем человеческой культурой. И в то же время сам он играет на определенном инструменте, играет хорошо и делает свой ценный вклад в общее богатство. Луначарский настойчиво подчеркивал, что подлинное образование возможно лишь тогда, когда человек многое знает в общем, суммарно, но имеет свою специальность, в которой бы он углубленно работал, с творческим напряжением индивидуальных сил и кровью своего сердца, соком своего мозга создавал действительно важные приобретения для человечества. Но такое образование — дело всей жизни человека. Школа дает ключи к этому образованию. Что же принято понимать под содержанием образования в советской школе? Умения — способность человека выполнять какие-либо действия (деятельность) на основе ранее полученного опыта. Умения тесно связаны с навыками. Навыки — это упрочившиеся способы выполнения действий. Человек, овладевший тем или иным навыком, работает как бы автоматически и контроль сознания в ходе выполнения им действия очень трудно заметить. Знания, умения и навыки составляют опыт личности и своеобразно в нем сочетаются. Большинство умений включает в себя знания, формируется на их основе, обогащается и за счет использования разнообразных навыков. Поэтому всякое противопоставление важнейших компонентов опыта, преувеличение или преуменьшение значения отдельных из них наносит ущерб нормальному разиитию личности. Различают общие и профессиональные знания, умения и навыки. Первые составляют общую культуру человека, вторые — его профессиональную готовность. Человек приобретает знания, умения и навыки в процессе образования. Важнейшей составной частью образования является общее образование. Оно обеспечивает учащимся знания основ наук о природе, обществе и человеческом мышлении. Неизмеримо возрастает роль глубоких знаний в период строительства коммунизма. На базе этих знаний осуществляется формирование диалектико-материалистического мировоззрения, а также развитие познавательных сил учащихся. «Безграмотный человек стоит вне политики»,— писал В. И. Ленин. Он говорил о постоянном повышении уровня общего образования как об основе всестороннего развития человека. Линия повышения уровня общего образования является ведущей на всех этапах развития советской образовательной системы. В условиях научно-технической революции меняется значение науки для развития промышленности. Уровень и глубина научных знаний — важнейшее условие активного участия молодежи в жизни и труде нашего общества. Обладая широкой общеобразовательной и политехнической подготовкой, молодой человек получает возможность лучше определить свое место в жизни, выбрать профессию, полнее и глубже овладеть ею. В условиях научно-технической революции общее образование приобретает все большее значение для успешного овладения профессией. Последние исследования показывают, что если в начале XX столетия для успешного освоения специальности станочника было достаточно элементарной грамотности (II—IV класса), а в 20-х гг. уровня IV—VI классов, то сегодня необходимо образование в объеме VIII—X классов. Это показывает, что в наши дни всеобщее среднее образование является необходимым условием успешного выполнения молодым человеком его социальных функций. Но профессиональное образование не только основывается на базе общего и политехнического, оно, в свою очередь, обогащает их. Элементы профессиональной подготовки входят в политехническое образование, они обеспечивают жизненность политехнических знаний, связь политехнического образования с производительным трудом. Его качественное своеобразие состоит в том, что оно является: УЧЕБНЫЙ ПЛАН, УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНИКИ Содержание школьного образования находит свое выражение в учебных планах, учебных программах и учебниках. В разных странах сложились различные принципы построения учебных планов. Советская школа и школы социалистических стран работают по предметному учебному плану, в ряда других стран, например в США, наряду с предметными используются комплексные планы. Учебный план и программа советской школы разрабатываются и утверждаются Министерством просвещения СССР и союзных республик и являются обязательными для школы. Они не могут быть изменены ни учителем, ни руководителями школы или местными органами народного образования. Известны дна способа построения программы: концентрический и линейный. При концентрическом построении учебного предмета материал, подлежащий усвоению, повторяется на более высоком теоретическом уровне. Такое расположение учебного материала противопоставляется линейному (радиальному), при котором каждый раздел учебного курса излагается с той степенью подробности и глубины, которая диктуется задачами преподавания без возвращения к нему на следующих этапах обучения. КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.165 (0.03 с.) |