![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основной вопрос философии. Ведущие философские школы, течения, направления.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Основной вопрос философии. Ведущие философские школы, течения, направления. Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:
выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»); искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: первоначально всего сущего считал воду («архэ»); представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее); допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; точно определил продолжительность года – 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться; вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина). Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.); проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»; отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
3. Гераклит Эфесский. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему». Пифагорейцы. Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика: первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.). Элеаты. Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: изучали проблемы познания; жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала; считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Атомисты. Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов; атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении;
существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания
Специфика новоевропейской картины мира (XVII-XVIII вв. Критическая философия И. Канта. И. Кант (1724-1804) "Критика частного разума", "Критика способности суждения", "Критика практического разума" В творчестве Канта выделяется 2 периода: Гносеология Канта (т.познания) Кант выделяет 3 познавательные способности у человека: Процесс познания начинается с воздействия предметов на органы чувств человека. Чувственность - способность получать основные ощущения от окружающего мира. Получение ощущений становится возможным благодаря в наличии в чувственности априорных форм чувственности (до опытный) пространство и время. После создания ощущений они поступают в рассудок, который преобразует ощущения в рассудочные формы - суждения. Это преобразование становится возможным благодаря наличии в рассудке трансцендентальных схем, которые обеспечивают поведение явлений под категории. Виды суждений: После того как сформированы суждения, они поступают в разум - это познавательная способность, объектом (О) которое является не ощущения, а суждения. Поэтому разум познает не непосредственно (через суждения), а посредственно.
Результатом деятельности разума является создание трансцендентальных идей. Трансцендентальный (переход) - означает выходящий за пределы чувственного опыта. Трансцендентальные идеи - это такое необходимое понятие разума, для которых в чувствах (эмпирических) не может быть дан ни какой адекватный предмет. Пример идея Бога, Мира, Души т.д. В процессе осмысления трансцендентальных идей разум "запутывается" и впадает в противоречие - антиномия - это такая ситуация в познании, которое как в пользу ложности можно привести одинаковое количество доказательств. Структура антиномии: Выходом из антиномии становится веры. Почему разум создает трансцендентальные идеи, познать которые он не силах? Основное свойство разума - постоянное стремление войти за сферы чувственного опыта. По отношению к познаваемости Кант разделяет весь мир на 2 части: Этика В основе поведения человека находятся практический разум (знание о моральных нормах законах и принципах) Поведение человека состоит из поступков Кант выделяется 2 вида поступков. В основе человеческих поступков, находится воля, которая является автономной (независимой от внешних обстоятельств и условий) Законы реализующие воли: 1-ый категорический императив Канта: "Поступай так, чтобы максима твоей воли в тоже время мог иметь силу всеобщего, законодательства" Интерпретации: Основные произведения: "Основы метафизики нравственности", "Метафизика нравственности" Философия духа Гегеля Гегель 1770-1831 Феноменология духа. "наука логики" "философия религий"
Идеи: Основным понятием в философии Гегеля является идея-это сущность вещей физического мира и понятий, создаваемых разумом человека противопоставление субъекта и объекта в идеях отсутствует. Идеи обладают объективным существованием не зависящих воли человека. В отличие от идеи Платона идеи Гегеля самодвижутся-т.е. одна идея превращается в другую согласно диалектическому методу. Уровни существовании идей: Философия Гегеля в последствии получила названия философия объективного идеализма, т.к. Гегель признавал существование не зависящих от человека идей. Фейербах 1804-1872 "Сущность христианства" Идеи: Наделение бога различными сверхкачествами возможно только в результате изъятия их у человека и упразднить в нем понятия бога взамен этого понятия Фейербах предлагает человека. В основе новой религии должна находится нравственность и гармония человеческих отношений. Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу "Критики философии Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы материалистического мировоззрения. Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу. Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное, нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу, идее, понятиям - всемогущество равное божеству. Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой выражалась словами: природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах их не отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это человеческое совершенство. И Фейербах делает вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире. Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность различия между "я" и "ты". Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение - есть свобода и бесконечность. Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения. Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от бога, ни от философии людей. Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он стоит на позициях сенсуализма. Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств. Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей. Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично. Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической философии, материализма Маркса и Энгельса. Соловьев 1853-1900 Этапы творчества Соловьева Произведения "смысл любви, оправдание добра"великий спор и христианская политика" Основные идеи: Н.Я. Данилевский 1822-1885 Россия не принадлежит ни какому типу т.к. представляет собой (зародыш, возможность отдельного культурно-исторического типа) развитие которой в России предстоит Виды народов: Леонтьев К. Н.1831-1891 Л. В. Толстой 1828-1910 Основной вопрос философии. Ведущие философские школы, течения, направления. Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.227 (0.05 с.) |