![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-политическая и социально-экономическая доктрина домарксистского социализма. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Промышленный переворот в Англии, победоносная революция во Франции привели в начале XIX века к полному торжеству нового капиталистического порядка в ведущих странах Европы, по этому же пути развивались и США. Но на деле события XVIII века привели к разрушению твердынь феодализма, но не принесли трудящимся действительной свободы. Разочарование в «царстве разума» привело к появлению новых социалистических и коммунистических теорий. Слова «социализм» и «коммунизм» были введены в широкое употребление французскими мыслителями 30-х годов XIX век. Тогда понятием «социалистический» определяли стремление идеологов самых разных классов, не только вскрыть «язвы» нарождающегося капитализма, но и набросать картину лучшего общественного устройства. Существовали различные течения социализма. Социалисты: Анри сен-Симон (соц. сист., в которой все будут работать, труд – первая и важнейшая моральная обязанность, здесь остаётся частная собственность; в обществе существуют классы: паразиты(дворянство, рантье, военные) и трудящиеся). Шарль Фурье (цивилизация дошла до высшей точки развития. Источником всех проблем является торговля, которую он называл «системой узаконенного обмана». Путь к лучшему – установление общества на началах ассоциации – производственного коллектива, состоящего из 1600 человек, эти фаланги будут объединены согласованными и интересами). Огюст Бланки считал, что изменить условия жизни по рецептам, предлагавшимся социалистами-утопистами, не удастся. Народ должен концентрировать усилия на политическом перевороте, который один только способен привести к социальным преобразвоаниям. Политическая революция имеет задачей низвержение власти капитала, установление коммунистических порядков, полное освобождение от всякой эксплуатации. Бланки представлял революцию как вооруженное восстание. Общественно-политическая и социально-экономическая доктрина анархизма. Пьер Жозеф Прудон и зарождение анархизма Анархизм как идейно-политическое течение возник на этапе восходящего капитализма. Бурное развитие капиталистической ин-дустрии вело к интенсивной пауперизации мелких товаропроизводителей, что вызывало их протест и стремление изменить существовавшие порядки, но при сохранении частной собственности. Неудовлетворенные ролью государства, эти социальные слои начинают воспринимать представления о безгосударственном устройстве общества, что являлось исходным пунктом теории и конечной целью анархистского движения. Одним из основоположников концепции анархизма выступил Пьер Жозеф Прудон.
В 1848 г. Прудона избрали в Учредительное собрание. Высказывавшиеся им взгляды в защиту интересов трудящихся вызывали резкое неприятие депутатов, но привлекали и сторонников. Он начал издавать газету "Народ", которая стала одной из самых популярных. Известность к Прудону пришла после издания в 1840 г. книги "Что такое собственность". Ее лейтмотив — "собственность есть кража" — производил на современников сильное впечатление. Но Прудон требовал уничтожения только крупнокапиталистической собственности. Мелкобуржуазную он признавал и считал необходимой как основу экономического прогресса и свободы производителя. В силу этого, по Прудону, цель истории заключается в том, чтобы создать некую третью форму общества, не капиталистическую и не коммунистическую, но в которой антиподы — крупная буржуазия и пролетариат — растворятся в среднем классе, т.е. в мелкой буржуазии. Но каким должен быть путь к этому новому обществу? Только не через преобразование государства. В основе политической теории Прудона лежит постулат о полном устранении государственной власти из общественных отношений. Исходя из того, что нужда рабочих порождена неравноценностью обмена, Прудон предлагал преобразовать его на основе равенства и справедливости. Для этого следовало учредить народный банк. Он должен давать даровой, т.е. беспроцентный кредит, чтобы исключить возможность пускать деньги в рост. В соответствии с количеством труда, затраченного на производство товара, предполагалось распределять между товаропроизводителями специальные талоны — "рабочие деньги" для обмена их на другие товары. Поскольку при этом банковские билеты обеспечивались бы не звонкой монетой, золотыми слитками или недвижимостью, а произведенными продуктами, произошло бы, по мнению Прудона, обесценение и уничтожение золотых и серебряных денег, появился бы неограниченный сбыт, исчезли налоги.
Прудон попытался на практике реализовать свой проект и 11 февраля 1849 г. открыл "Народный банк". Не прошло и двух месяцев, как он объявил о закрытии своего банка и возвратил деньги акционерам. Развитая Прудоном идея полного отрицания государства стала краеугольным камнем теории анархизма. Революционный анархизм Михаила Бакунина С начала 70-х годов XIX в. анархизм получил широкое распространение среди пролетариев таких романских стран, как Испания, Италия; оказывал влияние на рабочих Бельгии, Швейцарии, других европейских государств. Признанным лидером анархизма в этот период выступил М.А. Бакунин (1814—1876). Исходным пунктом в политической теории Бакунина стало положение о доминирующей роли принципа свободы в системе общечеловеческих ценностей. Государство же является орудием насилия, следовательно, отрицанием свободы. Это относится к любому государству, равно как к диктатуре буржуазии, так и к диктатуре пролетариата. Идея диктатуры пролетариата вызвала протест Бакунина и с еще одной стороны. Он поставил вопрос: если пролетариат будет господствующим классом, то над кем он будет господствовать? Очевидно, над крестьянством, т.е. и с этой точки зрения принцип свободы всех и каждого будет нарушен.. Эта модель организации общества в представлении Бакунина характеризуют следующие принципы. Структурными единицами общества являются общины и провинции, которые обладают самоуправлением и абсолютной автономией. Общины могут образовать федерацию в виде провинции, но в таком случае издаваемые общинами законы должны соответствовать принятым в провинциях нормам. Провинции могут войти в состав так называемой "нации", или федерации провинций, но при том условии, что издаваемые провинциями законы не будут противоречить строю и законодательству "нации". В делах, касающихся взаимоотношений провинций и общих интересов "нации", каждая провинция должна выполнять принятые национальным парламентом декреты, подчиняться решениям национального суда с правом подать апелляционную жалобу в международный суд. При отказе повиноваться провинцию ставят вне закона и национальной солидарности. Если же она нападет на одну из федеральных провинций, то федеральная армия примет надлежащие карательные меры. Анархотерроризм Предыстория политического терроризма уходит в глубь веков. В последней трети XIX в. к нему прибегла та часть анархистов, которая гипертрофированно оценивала роль личности в истории, возлагала ответственность за неустроенность жизни на отдельных деятелей, физическое устранение которых якобы могло привести к исправлению и преобразованию самого общества. Это убеждение неминуемо подводило к идее индивидуального террора, особенно в условиях, когда не было надежд на массовое вооруженное выступление. Развязанная анархистами кампания террора уже во второй половине 70-х — начале 80-х годов охватила Испанию. Наряду с многочисленными поджогами и взрывами в 1878 и 1879 гг. были организованы два неудавшихся покушения на короля Альфонса XII. Их исполнителей Хуана Монкузи и Франсиско Гонсалеса анархисты объявили революционными святыми и мучениками. Анархисты устроили охоту на короля Альфонса XIII. 31 мая 1906 г. в день его бракосочетания с принцессой Эммой Баттенберг, внучкой королевы Англии Виктории, в кортеж новобрачных бросили бомбу. Королевская чета не пострадала, но от взрыва скончались 26 и были ранены 100 человек.
Не меньший размах анархо-терроризм получил в Италии. В 1898 г. итальянский анархист Луиджи Лукони убил в Женеве находившуюся там во время путешествия по Европе австрийскую императрицу Елизавету, супругу Франца Иосифа. В 1900 г. Гаэтано Бреши тремя выстрелами из револьвера покончил с итальянским королем Умберто I. В начале 90-х годов волна терроризма поднялась во Франции. В январе 1894 г. Эмиль Анри, сын коммунара, взорвал бомбу в кафе "Терминус". Этот взрыв положил начало выбору подобных объектов для террористических актов. По словам Анри, сидящие в кафе — это те, кто позволяет себе наслаждаться, когда существуют обездоленные и угнетенные, за чей счет они пируют. Ударом по обывателям он стремился "испортить им триумф". 6 сентября 1901 г. анархист Леон Цолгош двумя выстрелами из револьвера убил президента США Маккинли. Анархистский террор был представлен не только единичными актами против высокопоставленных лиц, но приобрел широкий размах. В 1892 г., например, в Европе осуществили около 1000 взрывов, большую часть которых относят на счет анархистов. Распространенность этого явления побуждает обратиться к идеологии анархо-терроризма. В анархистском движении тактику террора официально провозгласили на конгрессе, состоявшемся в Лондоне в 1881 г. Переход к нему оправдывали такими аргументами, как: цель разрушения буржуазного общества оправдывает любые средства, нарушение буржуазной эксплуататорской законности есть революционный акт; динамит делает всех равными. Немецкий анархист Иоганн Мост сформулировал принцип, названный им "эффектом эха". Мост был первым, кто предложил посылать намеченным жертвам почтовые посылки с бомбами, взрывающимися в момент вскрытия упаковки. Призывая к террору как средству разрушения современного общественного строя, анархо-террористы не представляли, чем его заменить, и не выдвигали никаких конкретных предложений о будущем обществе, полагая, что решение найдется, когда для этого настанет время.
Непосредственный результат террористической активности почти всегда оказывался обратным ожидавшемуся. Анархо-синдикализм В 90-х годах XIX в. возник как особое направление в рабочем движении так называемый анархо-синдикализм. У М.А. Бакунина анархо-синдикалисты заимствовали представление о государстве и обществе как о двух абсолютно несовместимых институтах. Считая государство орудием господства и подавления, анархо-синдикалисты полагали невозможным использовать его в своих целях. Революция должна уничтожить капитализм и смести буржуазное государство. Но на смену ему придет не диктатура пролетариата. Вслед за анархистами они видели в ней форму государства, которая не отличается принципиально от любой другой классовой диктатуры. Анархо-синдикалисты полагали, что универсальной заменой государству, парламенту, партиям будут сами синдикаты, т.е. профессиональные союзы. Синдикаты должны передать владение средствами производства не индивидуальным владельцам, как при капитализме, и не обществу в целом, как при социализме, а непосредственно рабочим, занятым в конкретной отрасли промышленности. Из трех форм классовой борьбы — идеологической, политической, экономической — анархо-синдикалисты признавали только экономическую. Поэтому ведущим в теории анархо-синдикализма является положение о так называемом "прямом действии". "Прямое действие" против предпринимателей предполагало использование бойкота, саботажа, стачки. Под "прямым действием" против государства понималась всеобщая стачка — прекращение работы большинством трудящихся всех жизненно важных отраслей промышленности в отдельной местности или по всей стране с целью полностью парализовать экономическую жизнь. Рассматривая борьбу труда против капитала как войну, успех которой зависит только от решительности и натиска, анархо-синдикалисты отрицали всякое политическое действие, в частности, работу в парламенте, участие в выборах, сотрудничество с любыми партиями, выступали против реформ и компромиссов. В практической деятельности анархо-синдикалистам не удалось реализовать свои идеи, а с началом Первой мировой войны их влияние на рабочее движение резко упало.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.153 (0.022 с.) |