Финансовая политика рф: сущность, особенность на современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая политика рф: сущность, особенность на современном этапе.



Финансовая политика РФ: сущность, особенность на современном этапе.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Если рассматривать финансовую политику России, то в первую очередь необходимо отметить тот факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей страны. В первую очередь это значительные по протяженности размеры страны, что является главной причиной расширения банковской структуры по территории страны. С их помощью государство осуществляет не только регулирование финансовых потоков, но помимо этого и контроль за ними, а при необходимости и перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, где в этом есть довольно острая потребность.

Рассматривая финансовую политику на современном этапе её развития, необходимо отметить её системный характер. Причем системность характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную деятельность государства. Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов. Именно с их помощью обеспечивается реализация и контроль за функциями, которые выполняет государство в ходе проведения финансовой политики. Финансовая политика во многом носит для России решающий характер, поскольку мероприятия в её рамках обеспечивают является формирование финансовой стабильности в стране и эффективны условий ведения бизнеса.

В настоящее время в РФ решается ряд важнейших задач в рамках финансовой политики.

Создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Это одна из приоритетных задач, которую решают в настоящее время правительственные структуры, а также министерство финансов. Выполнение этой задачи в настоящее время стало основным направлений работы данного министерства, а также специалистов аппарата правительства, работающего в экономическом блоке. Связано это главным образом с негативными тенденциями, которые наблюдается в экономической сфере в мире. Их влияние отразилось и на экономических процессах, происходящих в России, поэтому грамотная политика на современном этапе имеет большее значение. Её роль заметна возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать в её развития в условиях кризиса. Для реализации стабильности внутри страны в настоящее время министерством финансов, которое занимает центральное место в ходе проведения центральной политики. Именно она определяет те направления, в которых будет проводиться финансовая политика.

В настоящее время основное внимание всех специалистов сосредоточено на разработке мер, обеспечивающих сохранение темпов роста экономики, который наблюдался в стране в последние годы. Кроме этого одним из важнейших направлений является поддержка учреждений социально- экономической сферы страны. Именно предприятия данной сферы в условиях кризисных явлений наблюдающихся в нашей стране заметны наиболее остро. Отсутствие источников финансирования своих деятельности делает предприятии и учреждения данного сектора незащищенными в условиях кризиса. При этом стоит сказать, что их роль значительна, поскольку они определяют качество жителей страны. В этой связи во многом по данной причине государственные структуры обеспечивают необходимое финансирование для поддержания эффективного функционирования предприятий данной сферы.

Еще одной задачей, которая на данный момент имеет для страны приоритетное значение, является поддержка малого бизнеса. В настоящее время он переживает не самые лучшие времена. Именно потому финансовые вливания на стадии становления имеют большое значение, во многом определяющее его дальнейшее развитие и становление как класса в нашей стране. Также необходимо отметить, что экономический блок правительства осуществляет поддержку предприятий, которые не слабо конкурентные с зарубежными предприятиями. Для того чтобы ослабить конкуренцию в ряде сфер, где позиции российских предприятия не так устойчивы, принимаются различного рода решения. В частности для продержки отечественного автопрома были принято решение об увлечении пошлин на ввозимые на поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, будет ключевым элементом, обеспечивающих развития отечественного развития отечественной автомобильной промышленности.

Кроме этого финансовая политика в настоящая время стало более ориентированной на привлечение инвестиций. Многие предприятия в условиях финансового кризиса уходят с российского рынка, что наносит значительный ущерб экономики страны, затормаживая её развития. Именно поэтому государство активно работало в этом направлении, создавая необходимые условия для инвесторов, делая их более привлекательными. Это является направлением, которое в условиях кризиса приобретает большое значение, поскольку обеспечивает развитие экономики и привлекает в неё ресурсы из-за рубежа, что во многом повышает её устойчивость и способствует обеспечению эффективному развитию.

Таким образом, в современных условиях роль финансовой политики значительно повышается. Он обеспечивает силу экономику государства, а также уровень активизации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.

Типы финансовой политики

Выделяют три основных типа финансовой политики:

1. классическая;

2. регулирующая;

3. планово-директивная.

До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.

Переход к регулирующей финансовой политике в западных странах осуществлялся в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В ее основу вначале была положена экономическая теория Дж. Кейнса и его последователей. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

В 70-е гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.

8. Элементы финансового механизма:

1) Финансовые методы. Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов.

К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; другие методы. Составным элементом перечисленных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы; процентные ставки; дивиденды; котировки валютных курсов; другие.

2) Финансовые рычаги (прибыль, доход, дивиденды, процент, дисконт).

Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.

Финансовые активы включают в себя: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства; акции других предприятий.
К финансовым обязательствам относятся: контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию. Таким образом, финансовые инструменты — документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные, или производные. К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и др. Производные финансовые инструменты – производные от базовых инструментов, применяемые в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

Правовое обеспечение.

Правовое обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предприятий вызывает необходимость ее государственного регулирования: регулирование финансовых аспектов создания предпринимательских организаций; налоговое регулирование; регулирование процедур банкротства предприятий. Законодательство, регулирующее финансовую деятельность предприятия, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства и т.д.

4) Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы). Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют: инструкции; нормативы; нормы; тарифные ставки; методические указания и разъяснения и т. п.

5) Информационное обеспечение. Информационное обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Чем больше размер капитала используется предприятием, тем важнее качество информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

57. Международные кредитно-финансовые институты представ­ляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных ин­ститутов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильнос­ти мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сот­рудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отно­шений.

К международным кредитно-финансовым институтам отно­сятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Евро­пейский банк реконструкции и развития, Банк международ­ных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.

Международный валютный фонд (МВФ). Этот орган международного валютного регулирования был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г. Его устав (Статьи соглашения МВФ) вступил в силу в декабре 1945 г. В мае 1946 г., когда МВФ начал свою деятель­ность, в его составе насчитывалось 39 стран. В настоящее время в число его членов входит 183 страны мира.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. Основными целями его деятельности являются: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы и обменных курсов валют; создание благоприятных условий для сбалансированного роста междуна­родной торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государства­ми — членами МВФ и устранении валютных ограничений, тор­мозящих рост международной торговли; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для коррек­тировки их платежных балансов без использования ограничи­тельных мер в области внешней торговли и расчетов; содей­ствие сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов стран — членов МВФ.

МВФ является межправительственной валютно-финансовой организацией, членом которой может стать любая страна, но сроки и условия ее вступления определяются МВФ. Обязатель­ные условия — уплата квоты в установленном размере, согла­сование режима валютных операций по международным торго­вым расчетам и предоставление информации об экономическом и валютном положении страны.

Размер подписной квоты (членского взноса) определяется экономическим значением страны в мировой торговле. При расчете квоты учитываются следующие макроэкономические показатели: ВНП, средний уровень золотовалютных резервов страны, международные поступления и платежи по текущим операциям. До 25 % квоты подлежат выплате в резервных ва­лютах, а оставшуюся часть страна вносит в своей национальной валюте (обычно в форме простых векселей). Квоты пересматри­ваются каждые пять лет и корректируются в зависимости от из­менения экономического положения страны, а также исходя из достаточности имеющихся у МВФ ресурсов для решения его ус­тавных задач. В настоящее время капитал МВФ составляет 212 млрд СДР.

Величина квоты играет важную роль во взаимоотношениях страны с МВФ: от нее зависит количество голосов, которыми страна располагает в руководящих органах МВФ; ею определя­ется максимальная сумма финансирования, которую страна может получить от этой организации; пропорционально вели­чине квот среди стран распределяются СДР.

Ресурсы МВФ включают наряду с собственными ресурсами, которые являются главным источником финансирования стран-членов, и заемные средства. Потребность в займах появляется, когда спрос на ресурсы МВФ превышает имеющийся у него соб­ственный капитал. Например, если возникают длительные и значительные по величине нарушения равновесия платежных балансов и для их устранения необходимо существенное вре­менное увеличение финансирования со стороны МВФ. Считает­ся, что в этом случае целесообразно не увеличивать квоты, а прибегнуть к займам — временному дополнению к собствен­ным ресурсам МВФ.

МВФ обладает полномочиями определять источники, усло­вия и методы своих займов, но до настоящего времени он осу­ществлял заимствования только у государственных структур (у стран-членов и их центральных банков). До середины 70-х го­дов XX в. МВФ получал займы почти исключительно в рамках Генеральных Соглашений о Заимствовании (ГСЗ56). Они пред­ставляют собой кредитные линии, открытые 11 развитыми странами или их центральными банками и возобновляемые каждые пять лет. МВФ пользуется средствами этих кредитных линий по рыночным процентным ставкам в основном для пре­доставления крупных кредитов странам — участникам ГСЗ в целях стабилизации мировой валютной системы.

Затем фонд стал прибегать к займам и на двухсторонней ос­нове, что позволило ему предоставлять значительные кредиты странам-членам, на платежные балансы которых особенно не­гативно повлияло повышение цен на нефть. В качестве креди­торов МВФ сначала выступили ряд стран из числа экспортеров нефти, а затем — некоторые развитые страны.

Срок большинства займов, получаемых МВФ, составляет от четырех до семи лет, что соответствует срокам погашения кре­дитов, получаемых членами этой организации за счет заемных ресурсов. Остальная часть заимствований МВФ осуществляется на сроки от одного до трех лет.

МВФ организован по принципу акционерного общества. Структура органов управления МВФ включает несколько уровней:

1) Совет управляющих, Временный комитет, Комитет по развитию;

2) Совет директоров-исполнителей (Исполнитель­ный совет);

3) директор-распорядитель.

Совет управляющих является высшим руководящим орга­ном МВФ. В него входят по одному управляющему и его замес­тителю от каждой страны-участницы, которые назначаются сроком на пять лет. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков, поэтому они уполномочены выступать от имени своих правительств. Обычно Совет управ­ляющих собирается один раз в год для решения вопросов о при­еме новых членов, утверждении или пересмотре квот, единооб­разных изменениях в паритете валют всех государств-членов и т.д. Многие свои функции Совет управляющих может переда­вать Совету директоров-исполнителей. Временный комитет (Временный комитет Совета управляю­щих по вопросам международной валютной системы) состоит из 24 управляющих МВФ — министров или других официаль­ных лиц сопоставимого уровня и проводит заседания два раза в год. Он осуществляет руководство Советом директоров-испол­нителей, представляет Совету управляющих доклады по вопро­сам регулирования международной валютной системы и ее функционирования, а также о предложениях по внесению по­правок в Статьи соглашения МВФ.

Комитет по развитию (Объединенный министерский коми­тет Советов управляющих Международного банка реконструк­ции и развития (МБРР) и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) также состоит из 24 управляющих МБРР и МВФ и консультирует и информирует Советы управля­ющих этих двух организаций по вопросам развития и по всем аспектам передачи реальных ресурсов.

Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет) — постоянный руководящий орган МВФ. Он состоит из директо­ра-распорядителя, который является председателем, и из 24 ди­ректоров-исполнителей, треть которых представляют отдель­ные страны, а остальные избираются сроком на два года ос­тальными странами-членами. Количество голосов, имеющееся у каждого директора-исполнителя, определяется количеством голосов, приходящихся на страны, которые он представляет в Исполнительном совете. Однако обычно между членами совета достигается консенсус, что позволяет не проводить голосования.

Исполнительный совет проводит заседания не реже трех раз в неделю; он отвечает за осуществление текущих операций МВФ, контролирует процесс реализации политики, которая

была выработана правительствами стран-членов совместно с Советом управляющих.

Директор-распорядитель назначается Советом директоров-исполнителей сроком на пять лет с возможностью переизбра­ния на последующие сроки. Он возглавляет Исполнительный совет, управляет ежедневной деятельностью МВФ и является руководителем персонала этой организации. В МВФ работает свыше 2,5 тыс. человек из разных стран мира — экономисты, статистики, ученые, занимающиеся научной работой, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообложения, вспомогательный персонал. Основная часть сотрудников нахо­дится в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне (США), незначи­тельное количество — в отделениях в Париже, Женеве и Нью-Йорке или временно представляют МВФ в странах, являющих­ся его членами.

Основными направлениями деятельности МВФ являются:

- надзор над мировой валютной системой;

- создание ликвидных средств путем выпуска СДР;

- финансирование (кредитование) членов МВФ;

- разработка рекомендаций в области экономической поли­тики и техническая помощь;

- сбор и публикация статистики.

В соответствии со Статьями соглашения МВФ в обязанности фонда входит контроль над международной валютной системой и обеспечение ее эффективного функционирования. МВФ осу­ществляет надзор за мировой валютной системой, в частности, за политикой стран-членов в области валютного курса, и устанавливает конкретные принципы, которыми дол­жны руководствоваться страны в отношении этой политики. МВФ должен определять реальную величину валютных курсов, давать объективную оценку экономической деятельности стран и доводить ее до сведения всех своих членов.

Осуществляя надзорные функции, МВФ проводит всесто­ронний анализ общего экономического положения страны и ее стратегии в области экономической политики. Позиция МВФ заключается в том, что последовательная и эффективная эконо­мическая политика стран способствует стабилизации обменных курсов национальных валют и мировой валютной системы, обеспечивает экономический рост в мировом хозяйстве.

 

Всемирный банк (ВБ). Этот банк является специализиро­ванным учреждением ООН, деятельность которого направлена на снижение уровня бедности и повышение качества жизни, а также призвана содействовать устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и странах с переходной эконо­микой. ВБ оказывает помощь этим странам в таких областях, где трудно получить финансирование за счет других источни­ков. В частности, это касается развития сельского хозяйства, защиты окружающей среды, улучшения образования и здраво­охранения, увеличения производства электроэнергии, расши­рения сетей связи и т.д. Различают Группу Всемирного банка и Всемирный банк. Группа Всемирного банка состоит из ряда тесно связанных между собой межправительственных финансово-кредитных ор­ганизаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (MAP), Между­народной финансовой корпорации (МФК), Международного агентства но гарантированию инвестиций (МАГИ) и Междуна­родного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). МБРР и его дочернее предприятие MAP образуют Всемирный банк. ВБ является крупнейшим в мире инвестиционным институ­том, имеющим 40 отделений по всему миру. Он осуществляет кредитование экономики развивающихся стран, однако, в от­личие от других банков, ВБ также консультирует страны по вопросам эффективного использования полученных средств, оказывает им техническую и консультационную помощь в рес­труктуризации и развитии экономики, а также содействует привлечению частных иностранных инвестиций в экономику кредитуемых стран. Всемирный банк, как и МВФ, был создан в 1944 г. решени­ем Бреттон-Вудс кой международной валютно-финансовой кон­ференции. Общей целью этих институтов является содействие стабильному развитию мировой экономики. Их деятельность является взаимодополняющей. Банк предоставляет в основном среднесрочные и долгосрочные кредиты для помощи странам в создании долгосрочных условий экономического роста и повышении жизненного уровня. Он сотрудничает с МВФ по многим направлениям, причем в последнее время это сотрудничество становится все более тесным. Правом членства в ВБ обладают только страны, являющие­ся членами МВФ. Каждая страна—член ВБ вносит свой вклад в капитал ВБ, при этом ее доля в капитале банка зависит от вели­чины ее квоты в МВФ. Органы управления ВБ представлены Советом управляю­щих. Советом исполнительных директоров и его председателем. Высшее руководящее звено ВБ — Совет управляющих, кото­рый состоит из представителей всех стран, являющихся его членами (обычно это высокопоставленные чиновники прави­тельств). Совет управляющих собирается один раз в год для ре­шения стратегических вопросов, связанных с деятельностью банка: о вступлении в банк новых членов и определении усло­вий их вступления, о временном приостановлении членства страны в банке или об изменении акционерного капитала. Управление повседневной деятельностью ВБ и решение те­кущих вопросов осуществляет Совет исполнительных директо­ров, состоящий из 24 членов. Исполнительные директора про­водят заседания обычно два раза в неделю для утверждения займов и гарантий банка, новых стратегий сотрудничества со странами и рассмотрения других вопросов, связанных с дея­тельностью банка. Председателем Совета исполнительных директоров являет­ся президент Группы Всемирного банка, который избирается сроком на пять лет с возможностью переизбрания. Президент председательствует на заседаниях Совета исполнительных ди­ректоров и несет ответственность за общее руководство деятель­ностью ВБ. Управление деятельностью Всемирного банка осуществляет также Комитет по развитию — совместный орган ВБ и МВФ. Основными направлениями деятельности Группы Всемир­ного банка являются: - предоставление займов странам-членам, стратегия ры­ночных реформ которых соответствует критериям ВБ; - совместное финансирование, в процессе которого для под­держания конкретных проектов или программ ВБ его средства объединяются со средствами других кредиторов и доноров. В качестве партнеров ВБ в соглашениях по совместному финанси­рованию выступают правительства государств, правительствен­ные и другие многосторонние финансовые учреждения, органи­зации, предоставляющие экспортные кредиты, коммерческие банки, другие частные кредитно-финансовые учреждения. Совместное финансирование может быть объединенным и паралле­льным. При объединенном финансировании все затраты по про­екту распределяются между партнерами пропорционально, сог­ласно предварительной договоренности. При параллельном фи­нансировании ВБ и его партнеры финансируют различные час­ти проекта самостоятельно; - предоставление грантов, то есть безвозмездной финансо­вой помощи ВБ идущей на реализацию проектов, имеющих осо­бо важное значение для экономики стран, а также на проведе­ние операций по снижению задолженности беднейших членов банка; технической помощи получателям кредитов и т.д. При грантовой поддержке используются средства трастовых фон­дов, которыми ВБ управляет по поручению доноров, делающих взносы в эти фонды; - предоставление гарантий частным кредиторам для реа­лизации проектов в странах—членах банка. Эти гарантии при­меняются для снижения рисков, которые частные инвесторы не готовы принять при осуществлении кредитования. К рискам, которые покрываются гарантиями ВБ, обычно относятся экс­проприации, войны, революции и гражданские волнения, на­рушение контрактов правительством, невозможность перевода денежных средств и т.д.; - оказание технической помощи своим членам, которая включает консультации, экспертизы, исследования состояния экономики стран (отдельных ее секторов) и подготовку соответ­ствующих отчетов, обучение национальных кадров, семинары и конференции.
 

 

Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Это основной институт Всемирного банка. Он построен по прин­ципу акционерного общества, его уставный капитал образует­ся путем подписки стран-членов (которые являются одновре­менно членами МВФ). Однако основную часть используемых им ресурсов банк привлекает с помощью займов на междуна­родных рынках ссудных капиталов, выпуская и размещая свои облигации. МБРР предоставляет займы развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Банк дает кредиты этим странам под более низкий процент и на более длительные сроки, чем коммерческие банки. Заемщиками МБРР выступают правительства, а также правительственные организации и частные предприятия (при условии гарантий со стороны правительства по возврату средств). Займы МБРР предоставляются, как правило, на сроки 12-20 лет, при этом льготный период (отсрочка платежа) сос­тавляет 3-5 лет. Уровень процентных ставок по займам зави­сит от стоимости привлеченных банком ресурсов, а предельная маржа не превышает 0,5 %. Кредит, выдаваемый МБРР, обычно покрывает около 30 % стоимости финансируемого проекта, причем эти средства пред­назначены прежде всего на покрытие валютных расходов, так как развивающиеся страны, как правило, испытывают острый недостаток иностранной валюты. Остальная часть финансиро­вания проекта должна осуществляться за счет национальных финансовых ресурсов. В настоящее время МБРР предоставляет займы трех видов: 1) займы на основе валютного пула - многовалютные дол­говые обязательства, принимаемые в долларовом эквиваленте. Обязательства каждого заемщика по займу представляют собой долю в валютном пуле и имеют такой же валютный состав, как и все другие займы на основе валютного пула. Ставка ссудного процента по этим займам является переменной; 2) одновалютные займы по ставке ЛИБОР - займы, ко­торые выдаются и погашаются в валюте, избранной заемщиком (как правило, в резервных национальных валютах и евро). Став­ка ссудного процента по этим займам является переменной; 3) одновалютные займы с фиксированной процентной ставкой, которые выдаются и погашаются в валюте, избран­ной заемщиком (как правило, в резервных национальных ва­лютах и евро). Международная ассоциация развития (MAP). Это дочер­нее предприятие МБРР, созданное в 1960 г. У них общий штат сотрудников, президент МБРР является одновременно прези­дентом MAP. Деятельность обоих институтов направлена на кредитование проектов развития, однако различаются порядок формирования ресурсов и условия предоставления займов. Ресурсы MAP формируются за счет переводов из прибыли МБРР, взносов промышленно развитых стран (пополнение средств осуществляется, как правило, каждые три года), а так­же возвращенных кредитов. На получение ссуд MAP имеют право беднейшие и наименее кредитоспособные страны с очень низким уровнем дохода - большинство кредитов выдается странам с годовым доходом на душу населения в среднем 800 USD. Кредиты MAP предоставляются только правительствам го­сударств - членов MAP, их срок составляет 35-40 лет, а пога­шение начинается по истечении 10-летнего льготного периода. Кредиты выдаются в национальной валюте кредитуемого госу­дарства. Проценты по этим кредитам не выплачиваются, взимается только комиссия на покрытие административных рас­ходов. Проекты, которые кредитуются за счет ресурсов MAP, дол­жны соответствовать тем же стандартам, что и проекты, финан­сируемые МБРР. Каждый кредитуемый проект проходит поли­тико-экономическую экспертизу, целью которой является наи­более эффективное использование выделенных средств.
 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.70 (0.039 с.)