![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозная ориентация Писания
Художественное единство Библии поддерживается также ее религиозной ориентацией. Эта книга буквально пронизана осознанием бытия Бога. Человеческий опыт постоянно рассмат- 1 Introduction to The Bible: Selections from the King James Version for Study as Literature (Boston: Houghton Mifflin, 1965), xvi.
ривается в ней в религиозно-этическом свете. При всех эстетических достоинствах и увлекательности библейских сюжетов священнописа-тели ставили перед собой, прежде всего, дидактические цели. Они стремились открыть истину, чтобы человечество могло "настраивать" по ней свою жизнь. В подтверждение этого тезиса приведем известные высказывания КС. Льюиса и Э. Ауэрбаха: "Это... не просто священная книга, а книга, настолько взыскующе, настолько непреложно священная, что она не только «не поощряет», но отторгает и исключает чисто эстетический подход"2. "Притязания Библии на истину не просто более настоятельны [чем гомеровские], это настоящая тирания, потому что все претензии на нее заведомо исключаются. Мир Священного Писания не только претендует на историческое бытие, — Писание заявляет, что его мир — единственно истинный, единственно призванный господствовать над всем сущим"3. Религиозная ориентация Библии во многом Тема обусловлена убежденностью священнописателей двух миров в существовании двух пластов реальности. Далее я буду именовать это "темой двух миров". Для библейского писателя несомненно, что мироздание двупланово — есть чувственно постигаемый физический мир и "недоступный очам" мир духовный. Оба в равной степени подлинны, но если видимый, посюсторонний мир может быть познан опытным путем, духовный мир постигается только верой. Священыописатели настойчиво призывают человечество выправить жизнь в соответствии с незримыми императивами духовного мира, даже если это чаще всего противоречит земным или чисто по-человечески понятым нормам. 2 С. S. Lewis, The Literary Impact of the Authorized Version 3 Э. Ауэрбах. Мимесис. Изображение действительности в 224 Библия как памятник художественной литературы Чувство Трансцендентная ориентация определяет
запредельного две наиболее устойчивые и характерные особен естественного венного вызывает у читателя библейского текста внимание темы "двух миров" не означает, что священнопи-к истории сатель не считается с исторической реальностью. Напротив, Библия историчней, чем любое другое произведение мировой литературы. Все глубоко и прочно укоренено в истории. Она не просто притязает на "историческое бытие", но ее историчность многократно подтверждается данными Художественное единство Писания
Религиозная ориентация Писания сказыва- Отчетливое ется также и в том, что в нем присутствует очень осознание четкая ценностная "вертикаль". Некоторые ценностей представления о добре и зле присутствуют практически в любом произведении художественной литературы, однако лишь в Библии они утверждаются столь прямо и непреложно. Для священ-нописателя, по сути, все сводится к проблеме добра и зла. Он вновь и вновь настойчиво повторяет: "Жить должно так, а не иначе". Не менее последовательно в Писании проводится идея экзистенциальной неравноценности различных сторон и проявлений жизни. Вместе с тем, ничто в этой системе не обладает безусловной Ценностью само по себе, вне взаимоотношений с Богом; любое человеческое начинание обретает абсолютную ценность только если оно согласно с Божьей волей. Добро и зло выступают в Писании ведущими этическими категориями и одними из наиболее важных критериев человеческого бытия. Художественное единство Священного Писа- ЗАКЛЮЧЕНИЕ ния поддерживается во многом благодаря единству мироощущения. Преобладающее в Библии отношение к жизни, представление о ней точнее всего будет определить как религиозное. О нем свидетельствует, прежде всего, отличающая библейский текст твердая уверенность в существовании сверхъестественной реальности и Божественной тайны, убежденность в безусловной ценности личности в истории, а также наличие чет- 226 Библия как памятник художественной литературы кой ценностной шкалы. Этим отношением, как воздухом, пропитана, "живет и дышит" Библия. СКВОЗНЫЕ ТЕМЫ Тематическое Единство любого корпуса текстов обеспечи- единство вается единством тематики или предмета. Если в Божьи свойств Божьих. Вопрос "каков Бог" так или человечества свойствам Божьим уравновешивается столь же неусыпным вниманием к человечеству. Это неудивительно, поскольку многообразный человеческий опыт составляет основной предмет художественной литературы. Многие библейские тексты содержат скрытые утверждения о природе и предназначении человека. В числе "постоянных тем" Священного Писания — тема ценности человека, его взаимоотношений с Богом и ближними, а также темы "целокупного" — физического, этического и духовного — возрастания личности, нравственной ответственности и нрав-
Таким образом, при разборе библейской поэзии, прозы, афористики и видений в равной степени правомерно поставить следующие вопросы: какими в данном тексте предстают люди? Чего они ищут и чего боятся? Что (например, семья, здоровье, природа, Бог) обладает для них наивысшей ценностью? В чем человек находит счастье и смысл жизни? Как правило, в библейском тексте темы Бога и человека существуют в нераздельном единстве, что позволяет говорить о теме Бого-человече-ских отношений как смысловом центре Писания. ''Ключевой темой Писания, — пишет Роланд Фрай, — есть тема взаимодействия между личностями, сообществами и Богом, при этом одна из ключевых задач Библии состоит в том, чтобы вывести из этих отношений свойства каждого из их участников"4. Присутствие темы Бого-человеческих отношений указывает на то, что в Писании воплощен опыт глубинного осмысления необратимого движения человека к Богу, с одной стороны, и "ревности" Бога о человеке — с другой. Наиболее полным выражением этих отношений в Библии выступает идея Завета.
Вместе с тем, священнописателей ни на миг не покидает горестное сознание надлома в отношениях между человеком и Богом. По словам одного из исследователей, "в количественном отношении в Библии четко выделяются три основных предмета повествования... Все они — «ревность» Бога о человеке, гнев Божий и испорченность или, вернее сказать, порочность человека — вы- ступают составляющими триединой темы утверждение созвучно идее Т.Р. Хенна о том, что "обобщающим началом" в Писании выступает Отношения между Богом и человеком Человеческое зло и страдание Roland Frye, Introduction, xvi. Howard Mumford Jones, "The Bible from a Literary Point of View," in Five Essays on the Bible (NewYork: American Council of Learned Societies, 1960), p. 52. 228 Библия как памятник художественной литературы "постоянно, во множестве разнообразных ситуа определить как "история деяний Божьих" — ис
человека практически всегда сопутствует описание реальных или желательных действий человека. Человеческие поступки постоянно притягивают внимание священнописателей. Чаще всего они описываются дуальной моделью "добродетельное" — "греховное" поведение. Можно сказать, что точка зрения повествователя непрерывно "мигрирует" между полюсами противления и добродетели. Вместе с тем, использование принципа "двойников", т.е. изображение порока, которого следует избегать, в непосредственном соседстве с достойной подражания добродетелью, проявляет внутреннее единство нравственных установок Библии. Оно прослеживается как в документальных, так и в собственно художественных фрагментах, причем в последних "проводни- ке Bible as Literature (New York: Oxford University Press, 1970), p. 257. См.: God Who Acts: Biblical Theology as Recital (Chicago: Henry Regnery, 1952). Художественное единство Пис^. ия 229
внутренние переживания и душевные 6ypi>[ библейском контексте они также приобретав этический смысл) запечатлены в поэтичес^0 фрагменте. Единство нравственных устано^ Священного Писания обуславливает правом^ *ь ность постановки следующих вопросов: ка^^ типичные (характерные) поступки совершав
герои данного фрагмента? Как им следовало § поступить? Изображение человеческих посту^* ков в Библии неизменно подкрепляется пристр^ стной оценкой с тем, чтобы пробудить у читат^^ чувство нравственного долженствования — ^ ступать должно так, а не иначе". Однако нрав^-венное долженствование в Писании не имеет ^. чего общего с моральным совершенством как Cq моцелью; оно состоит в подчинении Божьим у тановлениям или в наследовании свойств Бога. Единство Библии позволяет увидеть ипос^. день актуальную интерпретацию ее содержа*^ в категориях "закона" и "благой вести" ("бла^а дати", gospel), предложенную Лютером и бо^0 словами эпохи Реформации. В основе этого п0^ хода лежит представление о том, что люб0й. фрагмент Писания содержит либо "закон", Лщ "благую весть", либо и то и другое. В область "за кона" входит все, что указует на разрушите^ ные последствия греха в человеческой жизц^. тогда как понятие "благая весть" относится & текстам о восставлении человека по вере в егь сительность Божьей благодати. Говоря слова^. Меланхтона, "закон указует на болезнь, блар0 дать — на исцеление". При определенной гиб^0 сти рассмотрение Писания сквозь призму че^0 веческой греховности и Божьей благодати мо^е оказаться весьма продуктивным. Таким образ0. к большинству библейских текстов мы мо^е ' поставить следующий вопрос: что данный те^с говорит о греховности человека и (или) благ0 дати Бога?
Закон и благодать 230 Библия как памятник художественной литературы Обетование Среди сквозных тем Писания, безусловно, и исполнение важное место занимает тема Божьего обетова Завета осуществление ветхозаветных чаяний и пред-к Новому знаменования. Иными словами, весь Новый Завет зиждется на Ветхом. В своем описании универсальной модели "обетование — искупление" Нортроп Фрай отмечает: "В Новом Завете содержится множество ссылок на Ветхий; они прослеживаются в каждой книге, если не в каждом фрагменте Нового Завета. /.../ Общий принцип интерпретации традиционно задается формулой «Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий открывается в Новом»10. События Ветхого Завета суть «первообраз», «тип» (type) или предзнаменования новозаветных событий, вследствие чего, мы имеем дело со своего рода «типологией»"11. Итак, ни одна часть Священного Писания не 8 Henn, Bible as Literature, p. 21. О том же см.: Walter С. 9 The Unity of the Bible (Philadelphia: Westminster, 1953), p. 99. 10 Эта формула принадлежит Августину Аврелию (S. Augus- 11 The Great Code: The Bible and Literature (New York: Художественное единство Писания 231
Многообразная система взаимосвязанных ссылок и аллюзий не сводится к раскрытию ветхозаветных "прообразов" в Новом завете. Свя-щеннописатели придерживаются общей системы ссылок, т.е. ссылаются на одни и те же события истории спасения. Эти события, на которых держится весь сюжет Писания, можно представить в виде последовательности: сотворение — грехопадение — завет (обетование Аврааму и народу Израилеву) — исход (включая Синайское откровение и вхождение в землю Ханаанскую) — эпоха царей Израилевых — плен и возвраще Аналогично, Нортроп Фрай выделяет в библейском сюжете семь так называемых "фаз откровения": сотворение — противление — закон — премудрость — пророки — Благая весть — Хотя приведенная нами последовательность уже сама по себе указывает на динамичное, "открытое" единство Писания, еще более выразительно тесная связь между его частями проявляется в том, насколько последовательно выстраивается текст по отношению к основной сюжетной линии Писания и следующим из нее веро-определениям. Разветвленная система взаимных отсылок, отличающая эту уникальную книгу, в современных изданиях Библии представлена в виде перекрестных сносок на полях. Наконец, органическая целостность Писания достигается за счет единства веры. Безусловно, Библия — не богословский труд в чистом виде, тем не менее, содержащиеся в ней идеи образу- Единство ссылок Единство веры <2 The Great Code, pp. 105-138. Библия как памятник художественной литературы ют последовательную систему вероопределений. Эта "вероучительная рамка" определяет единый контекст прочтения различных фрагментов Писания. На протяжении всей Библии остаются неизменными заданные представления о Боге и народе. Невозможно вообразить, чтобы в одних библейских книгах материальный мир считался благом, а в других — злом. Столь же трудно представить, чтобы заявленная тема полностью исчерпывалась каким-то одним, отдельно взятым фрагментом. Все части Писания взаимосвязаны. Их сочетание образует последовательную систему вероучительных положений, ядро которой составляют устойчивые представления о Боге, сущности человечества, тварном (природном, материальном) мире, Провидении, Божьем откровении как источнике истины, добре и зле, спасении и последних судьбах мира. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Читая Библию, нельзя не заметить ее темати- ческого разнообразия. Среди ключевых тем Писания — свойства и деяния Бога, отличительные черты и деятельность человечества, тема морального блага и зла, закон и благодать, обетование и исполнение. Различные библейские писатели нередко отсылают читателя к одним и тем же событиям священной истории. При всех расхождениях между священнописателями их отличает несомненное единство религиозных убеждений.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.27.50 (0.042 с.) |