Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пока он сам не научится решать хотя быСтр 1 из 11Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ Филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В г. Миассе Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
Утверждено на заседании кафедры «»2011 г. Зав. кафедрой Иванова О.Э., к.ф.н., доцент кафедры ОГиСЭД
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ «Философия для детей»: основы философствования (учебная и рабочая программа спецкурса и методические материалы к ним)
для специальностей: 050706 – «Педагогика и психология»; 050501 – Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии); 050501 – Профессиональное обучение (дизайн)
Миасс
УДК 1Ф(021) ББК 87 я 73 Ф 56
«Философия для детей»: основы философствования: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 050706 «Педагогика и психология», 050501 – Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии); 050501 – Профессиональное обучение (дизайн) / Сост. О. Э. Иванова. - Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2007. – 58 c.
Спецкурс «Философия для детей»: основы философствования (в рамках дисциплины «Актуальные проблемы философии») можно использовать как пропедевтический (для специальности 050706 «Педагогика и психология»), предваряющий изучение обязательного курса философии в вузе, ориентируя студентов на постижение философствования как процесса. Студентов, обучающихся по специальности 050501 – Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии); 050501 – Профессиональное обучение (дизайн) курс погружает в специфику непрофессионального / детского философствования, владение элементами которого полезно будущим педагогам профессионального образования. Учебно-методический комплекс содержит основные зарубежные и отечественные теоретико-методологические и практические наработки в области философской пропедевтики.
Автор-составитель: О. Э. Иванова, канд. филос. наук, доцент кафедры ОГиСЭД
СОДЕРЖАНИЕ
I. Выписка из государственного образовательного стандарта ……………… 4
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 2.1. Пояснительная записка ………………………………………………….. 4 2.1. Содержание курса ……………………………………………………………6 2.3. Библиографический список основной учебной литературы …..……… 7 2.4. Библиографический список дополнительной литературы …….…… 7 III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3.1. Тематический план ………………………………………………………… 9 3.2. План лекционного курса ………………………………………………… 10 3.3. План семинарских занятий ……………………………………………… 14 3.4 Организация самостоятельной работы студентов ……………………….17 IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 4.1. Требования к зачету ………………………………………………… 18 4.2. Основные понятия ……………………………………………………….. 19 V. ПРИЛОЖЕНИЯ 5.1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ……………………………..… 20 5.2. Критерии определения (самоопределения) диапазона философствования ………………………………………21 5.3 О программе «Философия для детей» (по материалам сайта «Философия для детей» …………………………………………………………………22 5.4 Сократический диалог ……………………………………………… 52 5.5 Базовые понятия курса ……………………………………………….. 54
I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы
II. ПРОГРАММА КУРСА
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «…история философии никогда не научит Человека философствовать, Пока он сам не научится решать хотя бы Самые элементарные проблемы.» Пол Колдуэл (Манчерстерский политехнический институт)
Спецкурс «Философия для детей»: основы философствования – пропедевтический. Он предваряет изучение обязательного курса философии в вузе, ориентируя студентов на постижение философствования как процесса, средствами которого закладываются основы философского отношения к миру, происходит приобщение к искусству разумного мышления. Это особенно актуально в условиях социокультурных перемен, перехода от идеологических норм к общецивилизационным, а также - в связи с отказом от единой философской доктрины, предполагающим признание многомерности образа реальности, принцип плюрализма в современном философском мышлении. Курс актуализируется и с точки зрения философского осмысления педагогических новаций программы «Философия для детей», что представляется полезным для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология».
Спецкурс опирается на основные зарубежные (исследования М. Липмана и его единомышленников, программа «Философия для детей», работы Г. Мэттьюза, Э. Шарп) и отечественные (работы Н.С. Юлиной) теоретико-методологические и практические наработки в области философской пропедевтики. Цели спецкурса: - способствовать овладению студентами знаний основных принципов пропедевтического курса «Философия для детей»; - дать представление об инструментальности философии; - приобщить студентов к философствованию (как процессу).
Задачи спецкурса: - познакомить с основными историческими стилями философствования и методами трансляции философского знания; - дать представление о «сообществе исследователей» и «сократическом диалоге»; - приобщение к искусству разумного мышления как необходимого условия разумного и ответственного социального и морального поведения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ «ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ» Специфика философского знания. Философствование как деятельность. «Философствование»: основные исторические стили и методы трансляции философского знания. «Философия для детей» как обучение разумному мышлению в контексте проблемно-деятельностного подхода. Возможность построения курса. Цель и принципы программы «Философия для детей» (педагогические, психологические, философские). Необходимость пропедевтических философских диалогов. Образовательные цели и задачи программы; общие способы реализации программы. «Философия для детей» и индоктринация.
РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ Организация философского диалога как главного психологического условия овладения нефилософами содержания философии. Технология организации философского диалога (этапы организации). Запуск философского дискурса. Реконструкция философии. Нарративный философский текст как средство включения философского дискурса. «Обучение танго» и рефлексивная исследовательская деятельность. РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И СХЕМА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ Коммунитаристская идея «сообщества исследователей». Цель исследовательского поиска и задачи «сообщества исследователей». «Сократический диалог» как путь к истине и форма деятельности «сообщества исследователей». Умения участников диалога. Этапы и схема исследования. «Хорошее суждение». Практическая эффективность курса «Философия для детей».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ОСНОВНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вольф Р. О философии: Учебник / Пер. с англ. Под ред. В. А. Лекторского, Т.А. Алексеевой. – М.: Аспект-Пресс, 1996.- 415 с. 2. Гильдебрандт Д. Что такое философия? / Пер.с нем. А.И. Смирнова. – СПб.: Алетейя: ТО «Ступени», 1997. – 372 с.
3. Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд.5-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2004.- 376 с. 4. Пропедевтика // Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, МН.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 837. 5. Философия для детей / РАН. Институт философии; Отв. ред. и сост. Юлина Н. С. - М.: ИФРАН. 1996. – 241 с. 6. Чанышев А. Н. Начало философии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 184 с. III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ» для специальности «Педагогика и психология»
Для специальности «Профессиональное обучение (ИВТиКТ)», «Профессиональное обучение (дизайн)»
ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ «ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Тема 1.1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – 2 час. Специфика философского знания. Философствование как деятельность. «Философствование»: основные исторические стили и методы трансляции философского знания. «Философия для детей» как обучение разумному мышлению в контексте проблемно-деятельностного подхода.
Тема 1.2. ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» – 2 час. Возможность построения курса. Цель и принципы программы «Философия для детей» (педагогические, психологические, философские). Необходимость пропедевтических философских диалогов. Образовательные цели и задачи программы; общие способы реализации программы. «Философия для детей» и индоктринация. Литература 1. Аналитический стиль философствования // Философия. Краткий тематический словарь / Под ред. Т. П. Матяш, В. П. Яковлева. – Ростов-на-Дону: Феникс. С. 82. 2. Перрэн А. История идей и дидактика: Две опасности для преподавания философии // Реферативный журнал. Серия 3. Философия. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.– М., 1997. - № 4.- С 130-132. 3. Малабу К. Преподавание философии во Франции: прошлое и будущее // Философские исследования. – М., 1993.- № 2.- С. 81-93. 4. Пропедевтика // Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, МН.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 837. 5. Рассел Б. Искусство мыслить. Перевод с англ. Козловой Е. Н., Назаровой О. А., Сычевой С. Г. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 240 с. 6. Рачков П. А. Философия и философствование: синонимы или омонимы // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. – М., 2000.- № 1.- С. 3-18. 7. Сафрански Р. Философствовать – значит мочь начать // Вопросы философии. М., 1997. - № 4.- С. 97-108. 8. Философия для детей / РАН. Институт философии; Отв. ред. и сост. Юлина Н. С. - М.: ИФРАН. 1996. – 241 с. 9. Юлина Н. С. Введение в философию: два подхода // Философские исследования. – М., 1993.- № 2.- С. 5- 10.
ПЛАН КУРСА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1.1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – 2 час. «Философствование»: основные исторические стили философствования («континентальный» и аналитический) и методы трансляции философского знания. Культурно-информационный и проблемно-деятельностный метод. Практическое задание: провести анализ учебников и учебных пособий по философии на предмет соответствия определенному стилю философствования и методу трансляции философского знания. Критерии определения диапазона философствования (1).
Тема 1.2 ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «Философия для детей» – 2 час. Педагогические, психологические, философские принципы программы «Философия для детей». Основные понятия курса.
Тема 2.1 ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ – 4 час. Философское исследование. «Открытие Гарри Стотлмейера». Процесс исследования. Открытие и изобретение. Что такое мышление. Тема 2.2 НАРРАТИВНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА – 4 час.
«Открытие Гарри Стотлмейера»: структура логических высказываний. Обращение субъектов и предикатов. Исключение из правила (тождественные высказывания). Применение правила обращения к предложениям, начинающихся со слова «нет». Истина.
Тема 3.1 СООБЩЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ – 4 час. Практическая работа: организация сообщества исследователей. Сформулировать вопросы и сгруппировать направления исследования к м/ф из цикла «38 попугаев». Примерные вопросы к м/ф: «38 попугаев». Линия «Мышление». 1) Что значит «думать вместе»? 2) Почему мысль об измерении хвоста – «хорошая»? 3) Идентичны ли суждения: «придумать мысль» и «думать мысль», и почему? 4) Почему мартышка не может думать 2 раза про одно и то же? 5) Каким образом приходит мысль? 6) Как связаны между собой мысли и вопрошание (задавание вопросов)? 7) Почему удаву пришла в голову мысль о том, что для измерения его длины попугая нужно проглотить? 8) Почему в попугаях удав длиннее? 9) Почему удав был задумчивым? 10) Почему удав задумался о своем росте? Тема 3.2 СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК ПУТЬ К ИСТИНЕ – 4 час. Практическая работа: анализ соотношения позиции Сократа и софистов на примере диалога Платона «Горгий» по следующим критериям: 1) Сущность философского диалога (цель, смысл). 2) Отношение к истине. 3) Отношение к собеседнику. 4) Отношение к ведению диалога. Организация сократического диалога.
Тема 3.3 ЭТАПЫ И СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – 4 час. Организация философского исследования. Критерии определения диапазона философствования (2). Практическая работа: 1) к текстам сформулировать вопросы и определить проблемы; 2) обоснование собственной позиции выстраивать с учетом индивидуально обозначенного вопроса Примеры индивидуальных вопросов: 1. Что заставляет тебя так говорить? 2. Откуда ты знаешь? 3. Каково основание для сказанного тобой? 4. Что ты имеешь в виду? 5. Какой вывод мы должны сделать из того, что ты говоришь? 6. На каких фактах основывается твое верование? 7. Какие авторитетные мнения ты мог бы привести в поддержку твоей точки зрения?
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ Зачет состоит из двух частей: теоретической и практической I. Вопросы теоретической части 1. Философствование как исследование 2. «Философия для детей» как приобщение к искусству разумного мышления 3. Цель и принципы «Философии для детей». 4. Философия и индоктринация 5. Основные исторические стили философствования и методы трансляции философского знания 6. «Сообщество исследователей»: коммунитаристская идея, цель и задачи исследовательского поиска 7. «Сократический диалог» как путь к истине и форма деятельности «сообщества исследователей» 8. Педагогические принципы программы «Философия для детей» и практическая эффективность курса 9. Нарративный философский текст как средство включения философского дискурса 10. «Хорошее суждение»
II. Практическая часть: элементы организации «сообщества исследователей» Варианты текстов, используемые для запуска философского дискурса* 1. Андерсен Г.-Х. Новое платье короля 2. Левитанский Ю. Каждый выбирает для себя… 3. Шварц Е. Сказка о потерянном времени 4. Шекли Р. Страж - птица
* возможно использование других текстов (проза, стихи) объемом до 5 страниц по выбору студентов
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 1. Антикриза и синкриза 2. Индоктринация 3. Истина 4. Майевтика 5. Методы трансляции философского знания 6. Нарративный текст 7. Проблема 8. Проблемная ситуация 9. Разумное мышление 10. Рефлексия 11. Сократический диалог 12. «Сообщество исследователей» 13. Философия 14. Философский дискурс 15. Философское исследование 16. Философствование 17. «Хорошее суждение» V. ПРИЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Подготовка студента к изучению спецкурса «Философия для детей»: основы философствования» включает ознакомление с программой, планом лекций и тематикой для самостоятельного изучения, а также просмотр рекомендуемой литературы. ДИАПАЗОНА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
Основная функция перечня приемов – определить возможные изменения когнитивного потенциала студентов в течение года. Первичное тестирование проводится на первых занятиях, завершающее – после прохождения курса.
Образовательные цели задачи программы «Философия для детей». Общие способы реализации целей программы Философствование, диалоги с детьми на философские темы -деятельность сложная, оказывающая комплексное воздействие на растущего человека. В этом качестве философствование реализует множество различных целей и задач. Общим способом реализации, достижения целей и задач программы «Философия для детей» является организация особой формы взаимодействия детей между собой и со взрослыми с целью постановки и решения философских проблем - философского диалога. Подробная обобщенная характеристика философского диалога будет дана в следующем параграфе. В этой части работы мы изложим лишь значение философского диалога в достижении конкретных целей программы. Цели программы:
2. Формирование рефлексивного компонента в мышлении младших школьников, специфической философской рефлексии. Формирование основ логически корректного мышления младших школьников, освоение и развитие элементарных логических способностей, операций (сравнение, обобщение, абстрагирование, умение формировать и формулировать понятия, выносить суждения, делать умозаключения)
1.) Философствование, рассуждение предполагает необходимость поиска ответа на философский вопрос, т. е. установление связей между элементами чувственно воспринимаемой реальности, соотнесение субъективной картины мира ребенка с существующими объективно связями и отношениями. 4. Формирование внутреннего плана действий
1.) «Внутренний план действий возникает тогда и там, где есть ориентировка на характер и результат действий другого человека - партнера или конкурента, как он поступил и как я должен поступить...» (Д. Б. Эльконин). 5. Развитие творческого мышления у младших школьников Способ реализации 1.) Создание философской проблемной ситуации, постановка перед группой детей предельно глубокого философского вопроса, не имеющего окончательного, единственного решения и в «большой философии». Построение вероятностной модели преодоления философской проблемы требует от философствующего субъекта не простого воспроизведения готовых схем и образцов, не копирования и подражания, а продуцирования нового знания. Способ реализации Общение на философские темы есть процесс, в котором партнеры относятся друг к другу как субъекты. «Теоретическое исследование таких субъект - субъектных отношений показывает, что именно во время такого общения у человека вычленяется и формируется качество личности» (М.И. Лисина). С одной стороны, философский диалог СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ. Спор Сократа и софистов
Наиболее ярко, рельефно основные типологические черты сократических диалогов выявляются в сопоставлении, по-контрасту с ценностями, риторической стратегией, манерой современников и оппонентов Сократа – философов-софистов. Диалог Платона «Горгий» специально посвящен описанию спора Сократа и софиста Горгия о предназначении философии и философствования.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.99 (0.14 с.) |