Пока он сам не научится решать хотя бы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пока он сам не научится решать хотя бы



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В г. Миассе

Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Утверждено на

заседании кафедры

«»2011 г.

Зав. кафедрой Иванова О.Э.,

к.ф.н., доцент кафедры ОГиСЭД

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

«Философия для детей»: основы философствования

(учебная и рабочая программа спецкурса и методические материалы к ним)

 

для специальностей:

050706 – «Педагогика и психология»;

050501 – Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии);

050501 – Профессиональное обучение (дизайн)

 

Миасс

 

 

УДК 1Ф(021)

ББК 87 я 73

Ф 56

 

 

«Философия для детей»: основы философствования: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 050706 «Педагогика и психология», 050501 – Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии);

050501 – Профессиональное обучение (дизайн) / Сост. О. Э. Иванова. - Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2007. – 58 c.

 

Спецкурс «Философия для детей»: основы философствования (в рамках дисциплины «Актуальные проблемы философии») можно использовать как пропедевтический (для специальности 050706 «Педагогика и психология»), предваряющий изучение обязательного курса философии в вузе, ориентируя студентов на постижение философствования как процесса.

Студентов, обучающихся по специальности 050501 – Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии); 050501 – Профессиональное обучение (дизайн) курс погружает в специфику непрофессионального / детского философствования, владение элементами которого полезно будущим педагогам профессионального образования.

Учебно-методический комплекс содержит основные зарубежные и отечественные теоретико-методологические и практические наработки в области философской пропедевтики.

 

Автор-составитель: О. Э. Иванова, канд. филос. наук, доцент кафедры ОГиСЭД

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Выписка из государственного образовательного стандарта ……………… 4

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

2.1. Пояснительная записка ………………………………………………….. 4

2.1. Содержание курса ……………………………………………………………6

2.3. Библиографический список основной учебной литературы …..……… 7

2.4. Библиографический список дополнительной литературы …….…… 7

III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

3.1. Тематический план ………………………………………………………… 9

3.2. План лекционного курса ………………………………………………… 10

3.3. План семинарских занятий ……………………………………………… 14

3.4 Организация самостоятельной работы студентов ……………………….17 IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

4.1. Требования к зачету ………………………………………………… 18

4.2. Основные понятия ……………………………………………………….. 19

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

5.1. Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы ……………………………..… 20

5.2. Критерии определения (самоопределения)

диапазона философствования ………………………………………21

5.3 О программе «Философия для детей» (по материалам сайта «Философия для детей» …………………………………………………………………22

5.4 Сократический диалог ……………………………………………… 52

5.5 Базовые понятия курса ……………………………………………….. 54

 

I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

 

Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы

 

Индекс Наименование дисциплин и их основные дидактические единицы Всего часов
ГСЭ.В.03 Дисциплины и курсы по выбору  

 

 

II. ПРОГРАММА КУРСА

 

2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«…история философии никогда не научит

Человека философствовать,

Пока он сам не научится решать хотя бы

Самые элементарные проблемы.»

Пол Колдуэл

(Манчерстерский политехнический институт)

 

Спецкурс «Философия для детей»: основы философствования – пропедевтический. Он предваряет изучение обязательного курса философии в вузе, ориентируя студентов на постижение философствования как процесса, средствами которого закладываются основы философского отношения к миру, происходит приобщение к искусству разумного мышления. Это особенно актуально в условиях социокультурных перемен, перехода от идеологических норм к общецивилизационным, а также - в связи с отказом от единой философской доктрины, предполагающим признание многомерности образа реальности, принцип плюрализма в современном философском мышлении. Курс актуализируется и с точки зрения философского осмысления педагогических новаций программы «Философия для детей», что представляется полезным для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология».

Спецкурс опирается на основные зарубежные (исследования М. Липмана и его единомышленников, программа «Философия для детей», работы Г. Мэттьюза, Э. Шарп) и отечественные (работы Н.С. Юлиной) теоретико-методологические и практические наработки в области философской пропедевтики.

Цели спецкурса:

- способствовать овладению студентами знаний основных принципов пропедевтического курса «Философия для детей»;

- дать представление об инструментальности философии;

- приобщить студентов к философствованию (как процессу).

 

Задачи спецкурса:

- познакомить с основными историческими стилями философствования и методами трансляции философского знания;

- дать представление о «сообществе исследователей» и «сократическом диалоге»;

- приобщение к искусству разумного мышления как необходимого условия разумного и ответственного социального и морального поведения.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ «ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Специфика философского знания. Философствование как деятельность. «Философствование»: основные исторические стили и методы трансляции философского знания. «Философия для детей» как обучение разумному мышлению в контексте проблемно-деятельностного подхода. Возможность построения курса. Цель и принципы программы «Философия для детей» (педагогические, психологические, философские). Необходимость пропедевтических философских диалогов. Образовательные цели и задачи программы; общие способы реализации программы. «Философия для детей» и индоктринация.

 

РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ

Организация философского диалога как главного психологического условия овладения нефилософами содержания философии. Технология организации философского диалога (этапы организации).

Запуск философского дискурса. Реконструкция философии. Нарративный философский текст как средство включения философского дискурса. «Обучение танго» и рефлексивная исследовательская деятельность.

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И СХЕМА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Коммунитаристская идея «сообщества исследователей». Цель исследовательского поиска и задачи «сообщества исследователей». «Сократический диалог» как путь к истине и форма деятельности «сообщества исследователей». Умения участников диалога. Этапы и схема исследования. «Хорошее суждение». Практическая эффективность курса «Философия для детей».

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ОСНОВНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вольф Р. О философии: Учебник / Пер. с англ. Под ред. В. А. Лекторского, Т.А. Алексеевой. – М.: Аспект-Пресс, 1996.- 415 с.

2. Гильдебрандт Д. Что такое философия? / Пер.с нем. А.И. Смирнова. – СПб.: Алетейя: ТО «Ступени», 1997. – 372 с.

3. Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд.5-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2004.- 376 с.

4. Пропедевтика // Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, МН.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 837.

5. Философия для детей / РАН. Институт философии; Отв. ред. и сост. Юлина Н. С. - М.: ИФРАН. 1996. – 241 с.

6. Чанышев А. Н. Начало философии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 184 с.

III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ»

для специальности «Педагогика и психология»

 

Наименования разделов и тем курса Формы организации учебного процесса (в часах)
Лекции Самостоятельная работа
Раздел I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ «ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»  
1.1. Основы философствования: общеметодологические вопросы.   -
1.2. Педагогические принципы программы «Философия для детей» -  
Раздел II. ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ  
2.1. Философствование как исследование. Запуск философского дискурса   -
2.2. Нарративный философский текст как средство включения философского дискурса -  
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И СХЕМА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ  
3.1. «Сообщество исследователей»   -
3.2. «Сократический диалог» как путь к истине -  

 

 

Для специальности «Профессиональное обучение (ИВТиКТ)», «Профессиональное обучение (дизайн)»

Наименования разделов и тем курса Формы организации учебного процесса (в часах)
Лекции Семинарские занятия
Раздел I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ «ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»  
1.1. Основы философствования: общеметодологические вопросы.    
1.2. Цель и принципы программы «Философия для детей»    
Раздел II. ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ  
2.1. Философствование как исследование. Запуск философского дискурса    
2.2. Нарративный философский текст как средство включения философского дискурса    
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И СХЕМА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ  
3.1. «Сообщество исследователей»    
3.2. «Сократический диалог» как путь к истине    
3.3. Этапы и схема исследования    
ИТОГО    
       

 

ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ «ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

 

Тема 1.1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – 2 час.

Специфика философского знания. Философствование как деятельность. «Философствование»: основные исторические стили и методы трансляции философского знания. «Философия для детей» как обучение разумному мышлению в контексте проблемно-деятельностного подхода.

 

Тема 1.2. ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» – 2 час.

Возможность построения курса. Цель и принципы программы «Философия для детей» (педагогические, психологические, философские). Необходимость пропедевтических философских диалогов. Образовательные цели и задачи программы; общие способы реализации программы. «Философия для детей» и индоктринация.

Литература

1. Аналитический стиль философствования // Философия. Краткий тематический словарь / Под ред. Т. П. Матяш, В. П. Яковлева. – Ростов-на-Дону: Феникс. С. 82.

2. Перрэн А. История идей и дидактика: Две опасности для преподавания философии // Реферативный журнал. Серия 3. Философия. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.– М., 1997. - № 4.- С 130-132.

3. Малабу К. Преподавание философии во Франции: прошлое и будущее // Философские исследования. – М., 1993.- № 2.- С. 81-93.

4. Пропедевтика // Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, МН.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 837.

5. Рассел Б. Искусство мыслить. Перевод с англ. Козловой Е. Н., Назаровой О. А., Сычевой С. Г. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 240 с.

6. Рачков П. А. Философия и философствование: синонимы или омонимы // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. – М., 2000.- № 1.- С. 3-18.

7. Сафрански Р. Философствовать – значит мочь начать // Вопросы философии. М., 1997. - № 4.- С. 97-108.

8. Философия для детей / РАН. Институт философии; Отв. ред. и сост. Юлина Н. С. - М.: ИФРАН. 1996. – 241 с.

9. Юлина Н. С. Введение в философию: два подхода // Философские исследования. – М., 1993.- № 2.- С. 5- 10.

 

ПЛАН КУРСА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – 2 час.

«Философствование»: основные исторические стили философствования («континентальный» и аналитический) и методы трансляции философского знания. Культурно-информационный и проблемно-деятельностный метод.

Практическое задание: провести анализ учебников и учебных пособий по философии на предмет соответствия определенному стилю философствования и методу трансляции философского знания.

Критерии определения диапазона философствования (1).

 

Тема 1.2 ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «Философия для детей» – 2 час.

Педагогические, психологические, философские принципы программы «Философия для детей». Основные понятия курса.

 

Тема 2.1 ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ – 4 час.

Философское исследование. «Открытие Гарри Стотлмейера». Процесс исследования. Открытие и изобретение. Что такое мышление.

Тема 2.2 НАРРАТИВНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА – 4 час.

«Открытие Гарри Стотлмейера»: структура логических высказываний. Обращение субъектов и предикатов. Исключение из правила (тождественные высказывания). Применение правила обращения к предложениям, начинающихся со слова «нет». Истина.

 

Тема 3.1 СООБЩЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ – 4 час.

Практическая работа: организация сообщества исследователей.

Сформулировать вопросы и сгруппировать направления исследования к м/ф из цикла «38 попугаев».

Примерные вопросы к м/ф: «38 попугаев».

Линия «Мышление».

1) Что значит «думать вместе»?

2) Почему мысль об измерении хвоста – «хорошая»?

3) Идентичны ли суждения: «придумать мысль» и «думать мысль», и почему?

4) Почему мартышка не может думать 2 раза про одно и то же?

5) Каким образом приходит мысль?

6) Как связаны между собой мысли и вопрошание (задавание вопросов)?

7) Почему удаву пришла в голову мысль о том, что для измерения его длины попугая нужно проглотить?

8) Почему в попугаях удав длиннее?

9) Почему удав был задумчивым?

10) Почему удав задумался о своем росте?

Тема 3.2 СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК ПУТЬ К ИСТИНЕ – 4 час.

Практическая работа: анализ соотношения позиции Сократа и софистов на примере диалога Платона «Горгий» по следующим критериям:

1) Сущность философского диалога (цель, смысл).

2) Отношение к истине.

3) Отношение к собеседнику.

4) Отношение к ведению диалога.

Организация сократического диалога.

 

Тема 3.3 ЭТАПЫ И СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – 4 час.

Организация философского исследования. Критерии определения диапазона философствования (2).

Практическая работа:

1) к текстам сформулировать вопросы и определить проблемы;

2) обоснование собственной позиции выстраивать с учетом индивидуально обозначенного вопроса

Примеры индивидуальных вопросов:

1. Что заставляет тебя так говорить?

2. Откуда ты знаешь?

3. Каково основание для сказанного тобой?

4. Что ты имеешь в виду?

5. Какой вывод мы должны сделать из того, что ты говоришь?

6. На каких фактах основывается твое верование?

7. Какие авторитетные мнения ты мог бы привести в поддержку твоей точки зрения?

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во ч. Формы самостоятельной работы Методическое обеспечение Форма отчетности
Педагогические принципы программы «Философия для детей» Философствование, методы трансляции философского знания, майевтика, рефлексия, разделы философии   Подготовка доклада Философия для детей. М., 1996. Разд.: Педагогическая стратегия «Философии для детей» Доклад  
Нарративный философский текст как средство включения философского дискурса Проблема, источники философствования, нарративный текст, философский дискурс, диалог, философское исследование   Подготовка реферата Философия для детей. М., 1996. Разд.: Философская повесть как модель и как средство “включения” сократического диалога; Познавательный процесс как исследование; Андерсен Г.Х. Новое платье короля. Л., 1969. Т.1. С. 116-121 Реферат
«Сократический диалог» как путь к истине Сократический диалог, синкриза, антикриза, истина, «сообщество исследователей», проблемная ситуация, «хорошее суждение» и этапы его выработки,   Подготовка к собеседо-ванию Платон. Теэтет; Философия для детей. М., 1996; «Школа Сократа»: Философские игры десять лет спустя. М.-Воронеж, 2003. Собесе-дование
Философствова- ние как исследование   Философствование, «делание философии», истина, разумное мышление   Подготовка к зачету   Зачет  

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Зачет состоит из двух частей: теоретической и практической

I. Вопросы теоретической части

1. Философствование как исследование

2. «Философия для детей» как приобщение к искусству разумного мышления

3. Цель и принципы «Философии для детей».

4. Философия и индоктринация

5. Основные исторические стили философствования и методы трансляции философского знания

6. «Сообщество исследователей»: коммунитаристская идея, цель и задачи исследовательского поиска

7. «Сократический диалог» как путь к истине и форма деятельности «сообщества исследователей»

8. Педагогические принципы программы «Философия для детей» и практическая эффективность курса

9. Нарративный философский текст как средство включения философского дискурса

10. «Хорошее суждение»

 

II. Практическая часть: элементы организации «сообщества исследователей»

Варианты текстов, используемые для запуска философского дискурса*

1. Андерсен Г.-Х. Новое платье короля

2. Левитанский Ю. Каждый выбирает для себя…

3. Шварц Е. Сказка о потерянном времени

4. Шекли Р. Страж - птица

 

* возможно использование других текстов (проза, стихи) объемом до 5 страниц по выбору студентов

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Антикриза и синкриза

2. Индоктринация

3. Истина

4. Майевтика

5. Методы трансляции философского знания

6. Нарративный текст

7. Проблема

8. Проблемная ситуация

9. Разумное мышление

10. Рефлексия

11. Сократический диалог

12. «Сообщество исследователей»

13. Философия

14. Философский дискурс

15. Философское исследование

16. Философствование

17. «Хорошее суждение»

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовка студента к изучению спецкурса «Философия для детей»: основы философствования» включает ознакомление с программой, планом лекций и тематикой для самостоятельного изучения, а также просмотр рекомендуемой литературы.

ДИАПАЗОНА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

Фиксирование диапазона философствования   почти всегда часто в половине случаев редко не заме-чено
  Распознает философские вопросы и проблемы в обыденной жизни          
  Стремится к определению границ опыта и познания          
  Задает релевантные вопросы          
  Стремится к прояснению плохо определенных понятий          
  Избегает делать всеохватывающие генерализации          
  Распознает философские проблемы в истории философии          
  Идентифицирует историко-философские проблемы как релевантные жизненным ситуациям          
  Подкрепляет свое мнение убедительными основаниями, приводит примеры и контр примеры          
  Формулирует собственные философские идеи, гипотезы, заключения          
  Делает уместные выводы, используя философский язык          

 

Основная функция перечня приемов – определить возможные изменения когнитивного потенциала студентов в течение года. Первичное тестирование проводится на первых занятиях, завершающее – после прохождения курса.

 

 
 
   
   

Образовательные цели задачи программы «Философия для детей». Общие способы реализации целей программы

Философствование, диалоги с детьми на философские темы -деятельность сложная, оказывающая комплексное воздействие на растущего человека. В этом качестве философствование реализует множество различных целей и задач. Общим способом реализации, достижения целей и задач программы «Философия для детей» является организация особой формы взаимодействия детей между собой и со взрослыми с целью постановки и решения философских проблем - философского диалога. Подробная обобщенная характеристика философского диалога будет дана в следующем параграфе. В этой части работы мы изложим лишь значение философского диалога в достижении конкретных целей программы.

Цели программы:


1. Разрушение, преодоление личностного и познавательного эгоцентризма, реальная децентрация мышления младших школьников.

2. Формирование рефлексивного компонента в мышлении младших школьников, специфической философской рефлексии.
3. Формирование основ логически корректного мышления младших школьников, освоение и развитие элементарных логических способностей операций (сравнение, обобщение, абстрагирование, умение формировать и формулировать понятия, выносить суждения, делать умозаключения).
4. Формирование внутреннего плана действий.
5. Развитие творческого мышления у младших школьников.
6. Развитие спонтанных философских представлений у детей.
7. Формирование мотива к философствованию.
8. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников.
9. Освоение содержания философии через знакомство детей с проблемами философского характера.
10. Формирование у детей способности к философствованию.
11. Воспитание ребенка через формирование основ его мировоззрения.
12. Психотерапевтическая помощь ребенку в разрешении его личностных проблем.

Формирование основ логически корректного мышления младших школьников, освоение и развитие элементарных логических способностей, операций (сравнение, обобщение, абстрагирование, умение формировать и формулировать понятия, выносить суждения, делать умозаключения)


Способ реализации

1.) Философствование, рассуждение предполагает необходимость поиска ответа на философский вопрос, т. е. установление связей между элементами чувственно воспринимаемой реальности, соотнесение субъективной картины мира ребенка с существующими объективно связями и отношениями.
2.) Логика как наука о законах «правильного» мышления, устремленного к достижению истины, является неотъемлемой и
важнейшей составной частью философии. Логические отношения становятся прямым предметом освоения в диалоге.
3.) Ребенок учится логике у персонажей философских новелл, в их рассуждениях представлены модели логически корректного мышления.
4.) В философском диалоге обеспечиваются комфортные для обучаемых условия вхождения в логику взрослого. Мышление
взрослого отличается от мышления ребенка тем, что оно насыщено, опосредовано, руководствуется логикой здравого смысла, житейской мудростью, хранящей обобщенные знания многих поколений людей. Сталкиваясь в философском диалоге с логикой взрослого, логикой здравого смысла, облеченной в суждения и высказывания, ребенок распредмечивает и присваивает эту логику.
5.) В философском диалоге младшие школьники получают возможность сравнить собственную точку зрения с иными вероятностными моделями разрешения философской проблемы, обобщения не только всего своего опыта, относящегося к изучаемому абстрактному слову-аналогу философского понятия, но и совокупного опыта группы. Любая дефиниция, данная ребенком, должна быть подвергнута критике. Разные участники диалога выделяют разные признаки изучаемого объекта. Диалог носителей познавательных позиций, основанных на различных признаках, приводит к способности ориентироваться при определении уже не на один признак, а на их систему, к установлению иерархии между признаками, к осознанным выделениям главного, системообразующего для позиции того или иного ребенка признака обсуждаемой проблемы.
6.) Для объяснения того мыслительного содержания, которое ребенок связывает с изучаемым им словом обыденного языка(аналогом философского понятия), дети прибегают к аналогии уже путем не сравнения своего единичного, конкретного представления с чьим-либо другим, а символизации своего опыта, обобщенного представления об изучаемом слове, перенесения признака на другую, более знакомую ребенку реальность.

4. Формирование внутреннего плана действий


Способ реализации

1.) «Внутренний план действий возникает тогда и там, где есть ориентировка на характер и результат действий другого человека - партнера или конкурента, как он поступил и как я должен поступить...» (Д. Б. Эльконин).
В философском диалоге формируется способность соотносить, координировать, обобщать мнения всех его участников. Философствование — это совместная деятельность. Внутренний план действий в философствовании есть «механизм, координирующий совместную деятельность», делающий возможным сотрудничество, кооперацию усилий при решении философской проблемы. Философский диалог можно интерпретировать как обмен высказываниями, где любое высказывание так или иначе учитывает предыдущие и возможные. Принципиально важным при этом является взаимоучет позиций. Несколько перефразируя слова Д. Б. Эльконина, можно сказать, что философствующий человек всегда учитывает, что «другой скажет и что я должен сказать, если он скажет это».
2.) Идеальное проигрывание, интериоризация группового процесса обсуждения философской проблемы приводит к тому, что философский диалог идет уже в голове ребенка, т. е. во внутреннем плане.

5. Развитие творческого мышления у младших школьников

Способ реализации

1.) Создание философской проблемной ситуации, постановка перед группой детей предельно глубокого философского вопроса, не имеющего окончательного, единственного решения и в «большой философии». Построение вероятностной модели преодоления философской проблемы требует от философствующего субъекта не простого воспроизведения готовых схем и образцов, не копирования и подражания, а продуцирования нового знания.
Философствование является деятельностью без заранее заданного образца, алгоритма действия, а следовательно, деятельностью творческой. Момент встречи ребенка с философским вопросом уникален и неповторим.
2.) В философском диалоге младших школьников особенномного образов, метафор, символов, мифов, гипербол, сравнений. Каждое высказывание многозначно и может быть понято лишь в определенном контексте. Философский диалог динамичен, в нем происходит смена мнений, оснований, аспектов, ценностей, позиций. А это, в свою очередь, требует от субъекта изменений, преодоления ригидных схем, постоянной трансформации, построения новых связей, способности понять другого и донести свое мнение.

Способ реализации

Общение на философские темы есть процесс, в котором партнеры относятся друг к другу как субъекты. «Теоретическое исследование таких субъект - субъектных отношений показывает, что именно во время такого общения у человека вычленяется и формируется качество личности» (М.И. Лисина). С одной стороны, философский диалог
(субъект - субъектное взаимодействие по поводу разрешения философских проблем, носящих мировоззренческий характер) позволяет каждому философствующему субъекту, распредмечивая и присваивая познавательные позиции относительно способов преодоления философских проблем, сформированных другими участниками диалога, знакомиться с номенклатурой ценностей, этических, эстетических предпочтений, норм, спектром мнений. С другой стороны, человеку открывается возможность понимания собственной «самости» и уникальности. В соприкосновении с позицией другого по кардинально важным вопросам, требующим от каждого человека самоопределения, формируется полноценная личность.
Решая специфические философские проблемы, человек понимает, что ни одна из проблем не может получить единственного положительного решения, и поэтому учится с уважением относиться к любому мнению.

СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ.

Спор Сократа и софистов

 

 

Наиболее ярко, рельефно основные типологические черты сократических диалогов выявляются в сопоставлении, по-контрасту с ценностями, риторической стратегией, манерой современников и оппонентов Сократа – философов-софистов. Диалог Платона «Горгий» специально посвящен описанию спора Сократа и софиста Горгия о предназначении философии и философствования.


Сущность позиций Сократа и Горгия в этом мировоззренческом по своему характеру споре, сущность разногласий сторон можно резюмировать в нескольких антитезах.
Для Сократа цель и высший смысл философского диалога в бескорыстном искании истины, в стремлении к истине, в совместном с собеседником постижении истины. Искусство ведения диалога состоит в гармонизации отношений с собеседником, в примерении разных голосов, в их согласии, во взаимном прощении и уступных друг другу ради взаимопонимания на пути к истине. В этом смысле философский диалог есть не что иное как «благое», «конструктивное» красноречие, умение в беседе находить консенсус и истину, диалектика (от dialegomai - беседую).
Диаметрально противоположенный взгляд на цели философствования активно, наступательно отстаивают софисты. Для Горгия философский диалог это прежде всего борьба антогонистов непримиримый конфликт оппонентов, спор, эристика (от eridzo - спорю). В греческой мифологии спору покровительствовали две богини: Эрида благая, если спор направлен на согласие с собеседником и достижение истины и Эрида злая, если цель спора – победа над собеседником. Софисты – апологеты злой Эриды. Для них философский диалог – борьба с другим, победа в этой борьбе, подавление собеседника, эффективное средство самоутверждения за счет другого человека, инструмент манипуляции сознанием другого.


Сократ рассматривал своих собеседников как партнеров, равноправных субъектов поиска истины. Ему бесконечно интересна душа, как сейчас говорят личность человека вступившего в диалог. Глобальная философская парадигма Сократа в области гносеологии (теории познания) заключается в убеждении, что единая истина по-своему отражается, преломляется в каждой душе («каждая душа несет в себе истину»), «своя правда» есть в мнении любого человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.99 (0.14 с.)