![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 7. Основные методологические проблемы клинической психологии.
Специфические методологические проблемы клинической психологии: · Понимание нормы – патологии · Определение «болезни» и «здоровья» · Классификация расстройств Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов. Методология собственно клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения, психопатологии). Понимание нормы – патологии Ввиду неоднозначности нашей любимой науки никто до сих пор не может понять, что же такое эта загадочная «норма», соответственно, одной ногой она стоит в определенной теоретической школе, а другой касается других вариантов нормы (которые стоят ногами в других школах). Таким образом, мы не можем провести четкую грань между нормой и патологий (вариантов нормы ведь несколько в зав-ти от определенной теоретической школы). Классификации расстройств, как правило, опираются на несколько критериев нормы. Для того, чтобы как-то это все решить, придумывают разнообразные определения нормы: Психопатологическое, негативное определение нормы (норма определяется через отсутствие патологии т.е. отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов). При этом 80% людей обнаруживают симптомы психических заболеваний. Статистическое – определяется посредством опытных среднеарифметических данных (среднестатистическое – норма, аномальное – патология). 2 проблемы: отчего брать среднеарифметическое и не есть ли среднестатистическое = посредственное? Функциональное – где норма этонекий диапазон значений, позволяющий адекватнореализовываться функции для обеспечения другихпроцессов (таким образом, то, что вредит другим процессам – есть патология).
Функциональные нормы оцениваются с точки зрения их последствий или целей, гораздо больше применимы для соматических заболеваний. Адаптационное – где норма это свозможность человека быть приспособленным, адаптированным (индивидуально) (т.е. дезадаптация – патология). Адаптация – динамическое равновесие между организмом и средой, а также между психическими процессами и деятельностью человека. Главная проблема здесь: что брать за критерий адаптации? Как понять, может человек адаптироваться или нет? Социальное – где норма есть соблюдение предписанных обществом стандартов поведения (отклоняющееся поведение есть патология). Проблема данного понимания в том, что в раздел патология попадает большое количество людей, не страдающих какими-либо заболеваниями (диссидентство, маргинальность, гомосексуализм). Более того, гомосексуализм исключен из списка психиатрических заболеваний частично в 1974 и окончательно только в 1986 – может ли общество ошибаться? Существует множественность социальных отношений и их требования подчас абсолютно разнородны. Норма как идеал – имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» (несоответствующее идеалу – патологическое). Логично, что возникающие сложности связаны с тем, что неясно кто дает экспертную оценку, какие ценностные суждения лежат в основе. Субъективное - масштабом для оценки служат индивидуальные данные (аномальное – неподходящее для индивида), т.е. отклонение от состояния, в котором он пребывал прежде, и которое соответствовало его целевым установкам, возможностям и жизненным обстоятельствам. Сложности – откуда считать прежде? Что делать с детской патологией? Текущая классификация психиатрических заболеваний (DSM и МКБ) опирается на понятия психопатологической, статистической, функциональной и социальной нормы. Определение «болезни» и «здоровья» Важно понимать, что болезнь и здоровье это не два полюса одного качества и ни одно из них нельзя определять через другое. Т.е., для определения понятия здоровья необходимо выделить то положительное, что несет в себе здоровая нормальная личность и создать положительное определение здоровья, например «состояние полного благополучия – физического, душевного, социального» (ВОЗ).
Болезнь и здоровье – две независимые величины (можно чувствовать себя здоровым, несмотря на наличие болезни и наоборот). Шесть критериев психологического здоровья (Ягода, 1958) · Позитивная установка по отношению к собственной личности · Духовный рост и самореализация · Интегрированная личность · Автономия, самодостаточность · Адекватность восприятия реальности · Компетентность в преодолении требований окружающего мира (культурно обусловленное выделение!) Классификация расстройств Цель любой классификации – упорядочить явления и выявить закономерности. Две классификации, которые нам нужно знать: международная классификация болезней, глава 5 (F) (МКБ), Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM). Особенности этих классификаций: · Категориальная классификация Диагноз – это тип; при этом четких границ между типами не существует · Операциональная диагностика ü Диагноз ставится по каталогу критериев ü Симптомы, которые должны быть в наличие ü Симптомы, которые не могут быть в наличие ü Из симптомов должны быть в наличии по меньшей мере х · Многоосевая диагностика – описание индвида по нескольким осям ü Каждая ось характеризуется своим специфическим содержанием ü Позволяет более дифференцировано и комплексно описать индивида ü Учитывать одновременно несколько аспектов, а не только основной диагноз ü Имеет значение для прогноза Оси DSM-IV (в DSM-III первоначально была введена многоосевая система). Только оси I-III содержат официальные диагнозы. Ось I. Клинические расстройства (основные психиатрические расстройства) Ось II. Расстройства личности, задержка умственного развития Ось III. Соматические болезни. Ось IV. Психосоциальные проблемы и проблемы, обусловленные окружающей средой Ось V. Глобальная регистрация уровня функционирования Оси МКБ-10 Ось I: психические расстройства (включая расстройства личности) и соматические расстройства/заболевания. Ось II: ограничения социальных функций Ось III: влияния, зависящие от окружения и ситуаций, жизненные проблемы и их преодоление За что критикуют МКБ и DSM? Во-первых, у них нет никакого теоретического обоснования, все основано на коллегиальном и экспертном мнении (голосование за симптомы), во-вторых нет связи с этиологией (воедино не сведены различные аспекты заболевания: этиология, течение, синдромология, степень тяжести...), кроме того, подход сплошь описательный, низкая надежность классификационных категорий, и на закуску: при применение диагностического ярлыка теряется уникальность индвида (принципам гуманизма). Еще в программе курса написано о проблеме дефекта и компенсации: Выготский: Компенсация - возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.
2 типа компенсации дефекта. 1. Компенсация дефекта происходит на внутрисистемном уровне и осуществляется за счет привлечения сохранных элементов пострадавших структур. 2. Компенсация происходит на межсистемном уровне и осуществляется за счет перестройки систем и включения в работу совершенно других структур. Чаще всего наблюдаются сразу два типа компенсации дефекта. Теория компенсации дефекта по А. Адлеру: В основе принцип единства психологической жизни личности, отведение ведущего I места социальному фактору в психическом развитии человека. Формирование личности индивидуума происходит в первые 5-6 лет жизни.. Человек биологически не приспособленное существо. (Исходя из этого у него возникает ощущение своей неполноценности, которое усугубляется наличием у ребенка какого-либо психического или физического дефекта. В то же время осознание собственной неполноценности становится в будущем для человека постоянным стимулом к развитию. Человек, стремясь преодолеть свой дефект и самоутвердиться в социуме, актуализирует все свои прочие возможности.) Л. С. Внготежий: компенсаторные возможности полностью реализуются в том случае, если дефект является осознанным. При выпадении какой-либо функции другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно при нормальной деятельности органа. Основной компенсаторный путь людей во включении их в активную деятельность.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.155.130 (0.017 с.) |