![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о восприятии. Особенности восприятия (избирательность, активный характер воспитания, роль прошлого опыта, иллюзии).
Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Если ощущение есть отражение отдельного свойства свойства предмета (цвет, запах, холод), то восприятие есть отражение различных свойств в их совокупности и взаимосвязи друг и с другом. Восприятие всегда связано с имеющимися знаниями опытом. Оно зависит от особенности воспринимающего субъекта. Это субъективный образ объективного мира. Практика (деятельность) основа восприятия. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на органы чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Восприятие дает целостные образы предметов ил явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления в целом. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления. Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. Физиологическая основа восприятия – комплексная деятельность системы анализаторов. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга. Виды восприятия. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые восприятия. В отличии от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся 1.Восприятие пространства – удаленность рпедметов от нас и друг отдруга, их форму и величину, человек осн-ся как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных. 2.восприятие времени – большую роль играют ощущения двигательные и внутренние, органические. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливаемого опыта. Чем богаче жизненный опыт, тем легче ориентироваться во времени, тем легче отрешиться от субъективных элементов в переживании времени.
Осн. свойства восприятия. Избирательность восприятия. Из огромного числа многообразных воздействий мы с большой отчетливостью выделяем лишь некоторые. То, что находится в центре внимания человека при воздействии называется объектом (предметом) восприятия, а все остальное- фоном. Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Известно, что восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Иллюзия восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов называют иллюзиями. Зрение поддается иллюзии больше, чем другие органы чувств. В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции поведения и деятельности. Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. В своей познавательной деятельности ребенок приобретает знания, уточняет их, расширяет, сверяет свои знания с теми, которые известны обществу. Особенности восприятия зависят и от индивидуальных особенностей. Люди различаются по характеру приема информации: целостный (синтетический) тип и детализирующий (аналитический) тип. Наблюдение – восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления, сравнением, различением, анализом. Наблюдением называют целенаправленное восприятие объектов и явлений. Наблюдение всегда осуществляется с определенной познавательской целью. Невозможно наблюдать, если не знать с какой целью и что конкретно надо наблюдать. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать действительность. Наблюдательность – это свойство личности умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов. Наблюдательность необходима педагогу.
Билет № 12 1. Дидактика как раздел педагогической науки. Основоположники дидактики. Дидактику впервые ввел в оборот научный педагог Ратке. Дидактика – это наука о теориях образования и технологиях обучения. Предметом дидактики яв-ся общая теория обуч-я всем предметам. Особенности преподавания отд-х дисциплин изучают методики конкретных предметов, частные дидактики. Основателем научной дидактики считают Я. Коменского. В его книге «Великая дидактика» эта область педагогики опред-ся как всеобщее искусство всех учить всему. В XVIII в. И Песталоцци, швейцарский педагог, продолжил разработку дидактики и обосновал систему принципов развивающего обуч-я. Он считал, что в основе познания мира школьниками лежат три элемента: это форма, число и слово. В XIX в. немецкий педагог И. Дистервег в «Руководстве для немецких уч-лей» предложил свой комплекс требований, активизирующих уч. процесс. На развитие отечественной педагогики оказали большое влияние Ф. Янкович, Н. Пирогов, К. Ушинский, Л. Толстой, И. Ульянов, П. Блонский, Л. Занков, В. Давыдов и т. д. Особенность отечественной дидактики в том, что она рассматривала уч. процесс не только как средство передачи знаний и формир-я умений, но и как важнейший фактор всестороннего разв-я личности. Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия уч-ля и ученика, в ходе кот-го осущ-ся образование, а также воспитание и развитие личности. Обуч-е - единство процессов преподавания и учения. Обуч-е подчиняется определенным закономерностям в соответствии с философской методологией, всеобщими, устойчивыми, существенными связями между процессом обучения и более широкими социальными процессами, а также внутренними связями между отдельными компонентами обуч-я. Дидактика рассматривает противоречия учеб-го процесса, определяющие его разв-е и изменение. Противоречия возникают между требованиями общества к процессу обучения и состоянием этого процесса. Центральным яв-ся противоречие между возникающими у учеников потребностями в усвоении опред-х знаний и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей. Всестороннее разв-е личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и эрудиции. Исходя из общей цели отечественной школы, процесс обуч-я призван осуществлять три функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Процесс обуч-я включает в себя: деят-ть учителей по организации изложения уч. мат-ла, деят-ть уч-ся по усвоению предлагаемых знаний, деят-ть учителей по формированию у учащихся способов познавательной деят-ти, совместную деят-ть и обуч-е уч-лей и уч-ся. В современном понимании для обуч-я характерны: двусторонний характер, совместная деят-ть, руководство уч-ля, планомерная организация и управление, целостность, соответствие закономерностям возрастного разв-я уч-ся. Содержание обуч-я - система научных знаний, практических умений и навыков, способов деят-ти и мышления, кот-ми необходимо овладеть учащимся в процессе обуч-я. Дидактика в содержательно-организационном плане выполняет две функции: теоретическую (диагностическую) и практическую (инструментальную). Дидактическое взаимодействие или обучение яв-ся процессом, к-й имеет след-е компоненты: - целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно- деятельностный, контрольно-регулятивный, оценочно-результативный.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.166 (0.01 с.) |