![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1 НПА: понятие, конструктивные признаки
НПА – документ, содержащий нормы права и принятый в особом порядке государственными органами или уполномоченными государством лицами. Признаки: 1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2. Особый порядок подготовки и принятия; 3. Должен выражать волю и интересы народа; 4. Обладает высшей юридической силой; 5. Регулирует наиболее важные общественные отношения; 6. Носит общеобязательный характер; 7. Действуют длительное время; 8. Применяться могут бесчисленное количество раз. Преимущества НПА: · Исходит строго от определённых правотворческих органов · Принимается в чётко обозначенном порядке · Имеет установленную форму и реквизиты · Может быть изменён в зависимости от социальных потребностей Особенности: 1. Имеет государственный характер; 2. Принимается строго определёнными субъектами, специально уполномоченными на то государством; 3. Принимается строго в определённой процедуре; 4. Имеют пространственные и временные пределы действия; 5. Всегда содержат юридические нормы.
Вопрос 2 Юридическая техника. Восполнение пробелов и разрешение коллизий. Юридическая техника – это система правил, приёмов и средств, используемых для разработки, оформления, толкования, систематизации и учёта нормативных правовых актов и других юридических документов. Виды юридической техники: 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ · Правила построения НПА: логическая последовательность изложения нормативного материала(выделение общих предписаний(общая часть) и конкретных установлений(особенная часть)); структуризация нормативного материала по разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. · Правила оформления актов: название, указание на издавший орган, дата и место принятия, подпись должностного лица, регистрационный номер, печать. · Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний: терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий. Различают: а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории – «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.; б) специально‑юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»;
в) специальные неюридические термины или специально‑технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др. К категории средств формулирования норм права относят: Использование юридических конструкций – построение нормативного материала по типу связи между его элементами (юридический состав правонарушения). Правовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсылки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмоциональное восприятие определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн государства, мантия судьи и др. · Язык и стиль нормативного правового акта. Требования: а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка; б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускаются полностью освоенные иностранные слова (например референдум, кредит, конвенция); в) формулирование норм в форме долженствующе‑предписывающего и констатирующе‑предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля. · Правила опубликования нормативных правовых актов: источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой, порядок вступления в юридическую силу нпа, обратная сила закона, действие акта во времени, в пространстве и по кругу лиц. · Приемы, способы систематизации НПА – их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация. 2. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ Ø Правила оформления и построения правоприменительных актов; Ø Способы легализации документов, т. е. придания им юридической силы; Ø Способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов; Ø Способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности; Ø Способы процедурно‑процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно‑розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т. д.
Способы преодоления(восполнения) пробелов: 1. Аналогия закона – это юридическое решение конкретной ситуации на основе правовой нормы, которая регулирует схожее (аналогичное) отношение; 2. Субсидиарное применение права – межотраслевая аналогия закона; когда для преодоления пробелов в одной отрасли законодательства используются нормы другой отрасли. 3. Аналогия права - это юридическое решение конкретной ситуации на основе общих принципов и смысла права при отсутствии схожей законодательной нормы.
Способы устранения коллизий: 1. Принятие нового акта взамен коллидирующих или отмена одного из противоречащих друг другу актов. 2. Разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы. 3. Судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское. 4. Официальное толкование нормативных правовых актов, в том числе судебные толкования. 5. Законодательное закрепление возможности обжаловать те или иные акты или действия в судебном или административном порядке; опротестование актов органами прокуратуры в установленном порядке. 6. Согласительно‑примирительные процедуры. 7. Ввод временных или специальных режимы. Эти режимы могут включать приостановление действия какого‑либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица 8. Превентивные меры: · действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, в рамках законов, а также в пределах закрепленной компетенции; · предварительные юридические экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в законодательстве; · систематизацию действующего законодательства, что делает его обозримым и позволяет своевременно выявлять коллизии; · периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий; · анализ эффективности нормативных правовых актов, что способно установить коллизии в праве; · предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале, что позволяет предотвратить коллизии в праве.
26.
Вопрос 1 Понятие нормы права. Логическая структура: общая и отраслевая. Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно властного предписания и регулирующее общественные отношения. Норма права – установленное (санкционированное) государством общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений силой государственного принуждения. Структура нормы права – совокупность составляющих её элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность. Элементы структуры нормы права:
ГИПОТЕЗА · простая – содержит одно условие, обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы;
· сложная – ставит действие нормы в зависимость от двух и более обстоятельств. Все условия необходимы одновременно; · альтернативная – ставит действие нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. ДИСПОЗИЦИЯ · простая – лишь называет поведение, но не раскрывает его существенные признаки; · описательная – описывает все существенные признаки поведения; · ссылочная – не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления к другой норме права.
Ø Абсолютно-определённая – исчерпывающе формулирует правило поведения; Ø Относительно-определённая – даёт возможность уточнить правило поведения в каждом конкретном случае в пределах нормы; Ø Бланкетная – отсылает к правилу поведения, содержащемуся в другом акте; Ø Отсылочная – отсылает к правилу поведения, содержащемуся в том же акте, но к другой его статье. САНКЦИЯ · Простые – предусматривают один вид ответственности; · Сложные – несколько видов ответственности.
По степени юридической определённости: Ø Абсолютно-определённые – точно указан размер неблагоприятных последствий; Ø Относительно-определённые – установлены границы неблагоприятных последствий (от минимума до максимума); Ø Альтернативные – «или, либо», содержат указание на несколько возможных санкций.
По способу воздействия на регулируемые отношения: § Поощрительные § Компенсационные – определяют виды и порядок компенсации потерпевшему от чьих-либо неправомерных действий; § Правовосстановительные – направлены на восстановление нарушенного права; § Карательные - устанавливаются для наказания правонарушителя и для предупреждения нежелательных, вредных и опасных действий. Вопрос 2 Понятие толкования права. Виды толкования. Толкование права – процесс, который имеет место когда необходимо установить смысл нормативных положений. 1. Толкование права – сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление точного смысла правовой нормы, раскрытие выраженной в ней воли законодателя. Включает в себя: 1. Уяснение – усвоение содержания нормы самим субъектом (для себя); 2. Разъяснение – изложение смысла нормы для других. Процесс толкования правовых норм – совершение определённым субъектом совокупности действий в строгом их наборе, последовательности и системе, соответствующим образом оформленные и доведённые до сведения адресатов правовых норм.
Виды толкования права: 1. ПО ОБЪЁМУ · Буквальное (адекватное) – смысл, который вложил законодатель в норму права полностью совпадает со смыслом, который вытекает из текста нормы права; · Расширительное (распространительное) – смысл, который вложил законодатель в норму права шире, чем смысл, вытекающий из текста нормы; · Ограничительное – смысл, который вложил законодатель в норму права уже, чем смысл, который вытекает из текста нормы. 2. ПО СУБЪЕКТУ Ø НЕОФИЦИАЛЬНОЕ · Обыденное – любым гражданином; · Профессиональное – исходит от лица, имеющего специальное образование; · Доктринальное – осуществляется учёными-юристами в научных статьях, монографиях, комментариях кодексов. Ø ОФИЦИАЛЬНОЕ · Казуальное – компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него; · Нормативное – разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права. Делится на: o Аутентичное (авторское) – исходит от органа издавшего данный акт; вправе давать все правотворческие органы, но в отношении только своих актов. o Легальное – носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт. Нормативное и казуальное толкование права подразделяют на два подвида: § Судебное – разъяснение норм права, осуществляемое судом; § Административное – даётся исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов, труда.
27. 1) По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу. По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д. По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью). По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).
Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся: дефинитивные — содержат определения юридических понятий; декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи; оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д. коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае. По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.) По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени. По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.
2) Способ толкования — осуществляемая субъектами права деятельность, направленная на установление с помощью совокупности приемов, анализа и синтеза закона, позволяющая раскрыть смысл конкретных нормативных предписаний.
Способы толкования:
Виды толкования норм права
1. Буквальное (адекватное) толкование — смысл, вложенный законодателем в норму права, полностью совпадает со смыслом, который вытекает из текста нормы права 2. Расширительный (распространительный) — смысл, вложенный законодателем в норму права, шире смысла, вытекающего из текста нормы права 3. Ограничительный — смысл, вложенный законодателем в норму права, уже смысла, вытекающего из текста нормы права
1. Официальное (аутентичное) — в тех случаях, когда оно дается органом, издавшим акт 1. Легальное — осуществляется органами в соответствии с представленными полномочиями. Обязательно для всех субъектов, попадающих под действие нормы 2. Конституционное толкование — разъяснение конституционного суда в случае запроса 2. Неофициальное толкование (не является обязательным) 1. Обыденное толкование (гражданами) 2. Доктринальное толкование (учеными-юристами) Компетентное (юристами-практиками, прокурорскими работниками, судьями)
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.35.204 (0.053 с.) |