![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обмен впечатлениями после чтения по вопросам.
Учитель. – Какие герои, кроме кота, есть еще в рассказе? Дети. – Деревенские мальчишки. - Ленька, сын сапожника. - Рувим. Учитель. – Имя «Рувим» часто упоминается во многих рассказах Паустовского. Это друг писателя Рувим Фраерман, тоже писатель. Учитель. – А от чьего имени ведется рассказ? Кто такие – «мы»? Ученики. – Это дети, непосредственные участники и очевидцы событий, о которых идет речь в рассказе. II. Художественный анализ текста. 1. Чтение 1-й логической части (первые 9 абзацев). Учитель. – Посмотрим, как автор описывает кота и соответствует это описанному слову, которым он его называет его в заглавии. Как автор об этом говорит? Дети. – Кот полностью соответствует слову «ворюга»: «Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб». - Он делал это хитро и ловко: «Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел». Учитель. – А что вы можете сказать о жизни кота, судя по его внешнему виду? Легко ему жилось? Дети. – Нет, нелегко. Он был ничейным котом, «беспризорным». Ему приходилось воровать. - Люди его жестоко наказывали за проделки: у него было «разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Учитель. – А людям легко было от его проделок? Дети. – Нет, нелегко. «Мы пришли в отчаяние». - По-другому можно сказать: люди были в состоянии безнадежности, не знали, что делать. Учитель. – Найдите еще слова в этой части, которыми автор характеризует героя. Дети. – «Это был кот, потерявший всякую совесть, - кот – бродяга и бандит». - Автор наделяет кота почти человеческими чертами, намекает даже на чувства потерянной совести. Учитель. – А какое отношение автора к своему герою? Дети. – Он его осуждает. - Но рассказывает о нем с юмором и улыбкой. Учитель. – А какой абзац у вас вызвал улыбку? Дети. – Там, где автор рассказывает про объевшихся кур, которые «лежали на солнце и стонали». - А мне было смешно, где деревенские мальчишки рассказывали, как кот «пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями». Я представил себе эту картину. Учитель. – А что такое – кукан? Выяснили? Ученик. – Да, это бечевка с нанизанной пойманной рыбой. Учитель. – Прочитайте предложения 8 и 9 абзаца. Какими вам показались эти фразы: серьезными или смешными?
Дети. – Мне показались смешными, потому что речь в них идет не о человеке, а о простом коте: «Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня». - Очень смешным показалось мне сочетание «вздуть за бандитские проделки», ибо слова «вздуть» и «проделки» не очень уместны с определением «бандитские», ведь бандитские – это не проделки, а тяжелые преступления. Учитель. – Значит, мы с вами уже прочувствовали знакомый стиль К.Г.Паустовского, - добрый, мягкий юмор его вызывает улыбку, а вовсе не злость на «проделки» главного героя – кота. Чтение 2-й части рассказа. А теперь прочитаем следующую часть рассказа. Найдите в ней предложения и словосочетания, которые являются главными для характеристики кота – ворюги. Дети (вычитывают). – - «… украл со стола кусок ливерной колбасы»; - «Кот смотрел на нас дикими глазами и грозно выл»; - «… кот решился на отчаянный поступок …»; - «С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом»; - «… нас встречали рассказами о босяцких выходках рыжего кота». Учитель. – Как вы поняли выражение: «о босяцких выходках»? Кого называют «босяками»? Дети. – Беспризорников … - Наверное, тех, кто не имеет своего дома и живет на улице. Учитель. – А как вы поняли слово «ужасающим»? Сравните со словом «ужасным». Есть разница? Дети. – Да, есть: «ужасный» - это просто очень страшный, а «ужасающий» - значит, наводящий страх и ужас. - Кот так хотел напугать своих преследователей. Учитель. – Найдите сравнение, которое автор нашел для удирающего кота. Как вы представили себе эту картину? Дети. – Автор сравнивает кота с футбольным мячом. - Я представила себе быстрого, проворного ловкого кота, спасавшего свою жизнь. Учитель. – А как вы поняли, зачем в рассказ о коте автор вводит описание дома и природы? Как это характеризует автора как человека? Дети. – Автор умеет видеть красивое в самом простом, рассказывает об этом с теплотой. - У него добрый характер и замечательное чувство юмора. - Несмотря на то, что кот отравлял жизнь обитателей дома, автор как бы поворачивает жизнь к читателю другой стороной, красивой: рассказывая о доме, о яблоках, падавших с веток на тесовую крышу, об озерах и тропинках к ним среди душистых высоких трав.
- А я думаю, автор вводит пейзаж для того, чтобы показать прекрасный уголок, где наши герои-рассказчики чувствуют себя хорошо и где они могут отдохнуть душой от кошмаров и босяцких выходок рыжего кота. Учитель. – А меняется здесь тон повествования автора? Как нужно прочитать абзацы, где описывается дом и природа? А последнюю фразу о новых выходках кота? Давайте попробуем прочитать этот отрывок. (Ребята упражняются в выразительном чтении). 3. Чтение 3-й части рассказа. Ответы на вопросы после чтения. Учитель. – Как вел себя кот в ловушке? Можно определить, как он там себя чувствовал? Дети. – «Он очень испугался: «выл и ругался под домом». - «Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления». Наверное, он решил взять людей измором, чтобы они его выпустили. Учитель. – Почему поручили вытащить кота Леньке? Как о нем говорит Паустовский? Дети. – Ленька был бесстрашным и ловким. - И только он мог вытащить кота из-под дома. - Он был находчивым: нашел способ вытащить кота. Учитель. – А как ему это удалось? Дети. – Ленька сыграл на слабости кота: хватать все съедобное, что ему попадется на пути. - А я хочу сказать, что Ленька был очень добрым, - именно он предложил не наказывать кота, а накормить его. Ему стало его жалко, когда он рассмотрел его вблизи. Учитель. – А какие чувства у вас вызвал внешний вид кота при ближайшем его рассмотрении? Прочитайте этот отрывок. (Дети читают: «Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот – беспризорник с белыми подпалинами на животе»). Дети. – У кота был очень несчастный вид, и мне его жалко. - Он был очень напуганным: ждал жестокого наказания. Я ему очень сочувствую. Учитель. – Прочитайте абзац, где рассказывается, как решили поступить люди с котом? Как это их характеризует? Дети (читают отрывок и отвечают на вопросы учителя): - Люди поступили с котом гуманно: вместо наказания решили накормить его как следует. - Люди оказались сердечными и добрыми, - даже кот не ждал такого исхода: «Кот ждал, зажмурив глаза». Учитель. – Дома вы дочитаете рассказ до конца и проанализируете его сами: проследите изменение в характере главного героя и подумаете, почему это произошло. Нарисуете портрет кота в различных ситуациях, описанных в рассказе. Найдете в тексте подписи для своих рисунков. Второй урок. I. Оформление «портретной» галереи из детских рисунков. Озвучивание рисунков строчками из рассказа. II. Озвучивание рисунков строчками из рассказа. 1. Работа над проблемным вопросом: «Почему кот перестал воровать? Какое важное событие произошло в его жизни?» Высказывание детей. - Вместо жестокого наказания, люди отнеслись к коту по-доброму. - Не только не наказали, а накормили его до отвала замечательным ужином, дали ему «жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану». Учитель. – Давайте прочитаем отрывок, где автор описывает поведение кота после ужина. С каким чувством писатель об этом рассказывает? Дети. – Автор пишет об этом с юмором: «Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами».
- После ужина настроение у кота повысилось: «После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке». - Кот успокоился, чувствовал себя совсем хорошо: «Потом кот повернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел». Учитель. – А почему автор говорит, что кот, вместо благодарности, поглядывал «нахальными глазами»? Дети. – Наверное, он еще полностью не доверял людям, пока что он оставался самим собой: дерзким и нахальным, готовым в любую минуту спасать себя, он присматривался к людям. - Как сказал Ленька, у кота был такой характер, - наверное, уличная голодная жизнь сделала его таким. - Но затем кот поверил людям, - животные чувствуют настроение человека, - и стал вести себя спокойно и даже «прижился» в доме. Ему очень понравилось здесь жить. Учитель. - А с каким настроением вы читали сообщение автора об изменении в характере кота, а также о его поступке, названном в тексте «благородным»? Дети. – Для меня поступок кота был неожиданным: кот, который сам недавно был «ворюгой», возмутился воровскими действиями кур. - А мне было смешно: автор очень забавно описывал, как кот наказывал кур, воровавших еду на столе. Учитель. – Какими словами автор рассказывает о курах и петухе? Какое отношение автора к этим птицам? Дети. – Осуждение: «Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу». - «Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин и молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада». - А про петуха автор рассказывает с иронией, показывает его трусливым и глупым: «Впереди мчался, икая, голенастый петух - дурак». - Называет его Горлагом, т.е. горлопаном, который кричит попусту. Учитель. – А как относится автор к коту, который решил расправиться с курами? Дети. – Чувствуется, что он ему симпатизирует: «Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой передней лапой бил петуха по спине». - А о петухе автор говорит с насмешкой: «От петуха летели пыль и пух. Внутри него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу». Учитель. – Почему нам смешно, когда мы читаем отрывок о поединке кота с курами? Какая особенность Паустовского как с курами? Какая особенность Паустовского как писателя здесь проявляется?
Дети. – Писатель умеет писать с юмором. - Он описывает картины так живо и интересно, что мы можем их себе представить. Учитель. – Давайте попробуем выразительно прочитать этот отрывок, передать голосом ситуацию, описанную в нем. Но сначала подготовьтесь к такому чтению: карандашом выделите слова, фразы и предложения, которые необходимо прочитать с особой интонацией. (После самостоятельной подготовки ребята прочитывают отрывок. Варианты выразительного чтения обсуждаются и оцениваются).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.249.66 (0.032 с.) |