![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научная революция в естествознании и философии 17в. Проблема науки и методологии научного познания.
XVII век - философия Нового времени. Развитие нового общества порождает изменения и в сознании людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука (прежде всего экспериментально-математическое естествознание). Переориентация философии главным образом на науку. В философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. 2 направления в философии: номиналистическое - опыт и рационалистическое - познание с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм. Виды знания: 1. Донаучное 2. Псевдонаучное, 3. Вненаучное 4. Практическое знание 5. Духовно-практическое 6. Теоретическое знаниеТ
44)Галилей и Ньютон как выразители основных методологических установок новой науки таким образом, новая наука – экспериментально-математическое естествознание. Она допускает две тенденции в понимании научного метода. Одна из них – математическая (Галилей). Здесь эксперимент рассматривается как приложение рациональной теории.
• Галилей идеализирует реальность (как в мысли, так и в эксперименте) и поэтому применяет к ней математику. • Галилей отказывается от принципа полного доверия чувственному познанию и здравому смыслу, на который опирался Аристотель. Принцип инерции – утверждение, что всякое тело находится в состоянии равномерного прямолинейного движения – противоречит наглядности, а законы движения можно сформулировать не на основе наблюдения, а на основе эксперимента – опыта, проводимого в тщательно продуманных и идеализированных условиях, и служащего подтверждением рациональной гипотезы. • В. Гейзенберг: «искажая и идеализируя таким способом факты, он получил простой математический закон, и это было началом точного математического естествознания Нового времени»
Другая – эмпирическая (Ньютон). Здесь эксперимент рассматривается как самостоятельный источник знания, некая «интеллектуальная авантюра». Отсюда два основных направления, борющихся в философии Нового времени: рационализм и эмпиризм . «Он не позволял себе никакого отдыха и передышки… считал потерянным всякий час, не посвященный занятиям [наукой]. Думаю, его немало печалила необходимость тратить время на еду и сон».
Метод: «Как в математике, так и при испытании природы, при исследовании трудных вопросов, аналитический метод должен предшествовать синтетическому. Этот анализ заключается в том, что из экспериментов и наблюдений посредством индукции выводят общие заключения и не допускают против них никаких возражений, которые не исходили бы из опытов или других надёжных истин. Ибо гипотезы не рассматриваются в экспериментальной философии. Хотя полученные посредством индукции из экспериментов и наблюдений результаты не могут ещё служить доказательством всеобщих заключений, всё же это — наилучший путь делать заключения, который допускает природа вещей» («Оптика»). «Гипотез не измышляю». Ньютон отказывается понимать эксперимент как то, что выводится из общих положений-гипотез. Эксперимент есть уточненное наблюдение
45)Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Общая сравнительная характеристика.
46) Эмпиризм Ф. Бэкона. Эмпиризм Ф. Бэкона • Опыт - и источник знания, и критерий истины, и единственное основание науки. • «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может» (1-й афоризм «Нового органона») • За всю историю было лишь 600 благоприятных для науки лет: 200 лет досократиков и 400 лет Древнего Рима. Вред нанесли Платон с Аристотелем. • Знание должно быть полезным. • «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие» (Знание – сила).
Сам же Бэкон придерживался теории двойственной истины: истина науки и истина религии не связаны; они не отрицают одна другую, но и не обосновывают друг друга, развиваются параллельно. «Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии. Ведь, когда ум человеческий созерцает рассеянные всюду вторичные причины, он порой может остановиться на них и не идти дальше; но, когда он охватил их цепь целиком, объединил и связал друг с другом, он неизбежно воспаряет ввысь, к Провидению и Божеству...» «… легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии» («О достоинстве и приумножении наук»). 47)Рационализм Р. Декарта Поиски метода • Ни один из философов истины не нашел: в философии «доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров и, следовательно, не было бы сомнительным». • «Принимая во внимание, сколько относительно одного и того же предмета может быть разных мнений, поддерживаемых учеными людьми, тогда как истинным среди этих мнений может быть только одно, я стал считать ложным почти все, что было не более чем правдоподобным». «Рассуждения о методе» (основные правила дедуктивного метода) • «Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. • Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. • Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
• И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» 48)Проблема субстанции в философии Нового времени: Декарт, Спиноза, Лейбниц В философии Нового времени, прежде всего в философии XVIIв., проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Под субстанцией традиционно понимается всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Другими словами, проблема субстанции – это традиционная философская проблема поиска первоначала, основы мира. Только теперь, в отличие от чувственной субстанции в античности и идеальной (божественной) субстанции в эпоху Средневековья, в философии Нового времени данная проблема решается с рационалистических позиций. Для философов этого периода важно в русле рационализма и под влиянием механистической картины мира рассмотреть проблему субстанции как некоего первоначала, выводимого с помощью логики и физики.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.013 с.) |