![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ансельм кентерберийский (1033-1109)Стр 1 из 3Следующая ⇒
Ансельм кентерберийский (1033-1109) Средневековье. Выдающийся западный мыслитель. Радикальный реалист. Родился в Северной Италии. В 15 лет захотел стать монахом. Путешествовал по Европе. В 1060 поселился в Бекском монастыре. В 1093 стал Архиепископом Кентерберийским. Умер в 1109. «Не ищу разуметь, чтобы веровать, но верую, чтобы разуметь» Цель философии верить, чтобы понимать. Смысл познания утверждаться в вере. То, что предлагает вера становиться умопостигаемым. Между слепой верой и видением Бога существует звено – ПОНИМАНИЕ ВЕРЫ. Разум не способен до конца понять Бога, но он может многое обосновать и искать действительные доказательства существования Бога. Принципы Ансельма: 1. Понятие о Боге даруется верой 2. Существование чего-либо в разуме уже означает его истинную реальность 3. Существование в мышлении понятия Бога логически требует того, что Он есть в действительности. Бог – первичное тождество сущности и бытия. Доказательства бытия Бога: a. АПОСТЕРИОРНЫЕ (ОТ СЛЕДСТВИЯ К ПРИЧИНЕ) «МОНОЛОГИЛН»: Всякое существо стремится ко благу. Бог есть абсолютное благо. Все является объемлемым чем-то большим, в высшей степени достойным и благим. Все сущее бытийствует благодаря чему-то, а это и есть Бог, абсолютное Бытие. Существо сравнимы по принципу совершенности. Значит существует высшее Совершенство. b. Априорные (онтологические) «ПРОСЛОГИОН»: Бог есть то, больше чего нельзя помыслить. Ансельм считал, что его логика в теологии служит воплощением общих понятий блага, красоты, мудрости в реальность земного бытия. Однако его ход рассуждения более похож на математический, чем на богословский.
Шартрская и сен-викторская школы Шартрская школа была основана в 990 г. епископом Фульбертом при одноименном соборе. Она внесла огромный вклад в разработку концепции реализма. Изучались математика, право, логика, медицины. К 12 веку школа начала соперничать с парижскими учебными заведениями. ОСОБЕННОСТИ Философы школы пытались преодолеть противоречия между философией и религией и наукой и религией. Главная задача – совместить философию и религию и установить союз веры и разума. Использовали античные источники, Аристотеля и Платона.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ 1. Фульберт Сократ знал арабский, переводил математические труды с арабского. 2. Бернард из Шартра. Возглавил школу в начале 12 века. Изучал римских поэтов и писателей. «Мы–карлики на плечах гигантов». 3. Тьерри Ш. разрабатывает некоторые идеи христианства с точки зрения платонизма. Бог – форма существования вещей. Он есть первичное и уникальное единство. Петр Абеляр. Сен-Викторская школа – богословская школа при Сен-Викторском аббатстве. Международный центр ортодоксальной католической философии в 12 веке. ОСОБЕННОСТИ Основное направление – умеренный мистицизм, восходящий к Августину и Псевдо-Дионисию. Иногда склонялась к борьбе со схоластическим реализмом. ПРЕДСТАВИТЕЛИ 1. Гильем из Шампо. Радикальный реализм. Все единичные вещи конкретного рода имеют одну универсальную сущность. 2. Аббат Гуго С-В. В первой половине 12 века. Признавал возможность познания истины. Более совершенную истину дает внутренний опыт. Получается иерархия: наука – мудрость – познание Бога. Уподобляемся Богу благодаря интуиции. Душа есть «искра Божия, смешанная с плотью». 3. Ришар С-В. Необходимы логические основания при подчинении разума вере. Пьер абеляр (1079-1142) Родился во Франции в семье рыцаря. Отказался от наследства, чтобы заниматься наукой. Был оратором и спорщиком. Занял кафедру Роттердамского университета и занимался теологией. Стал домашним учителем девушки Элаизы. Она родила от него ребенка. Тайная свадьба. Отправил жену в женский монастырь, чтобы прекратились слухи. Родственники, мстя, оскопили его. Поступил в монастырь. Свободно толковал С.П., чем вызывал недовольство. Его учение было осуждено на соборе. Он организовал кружок слушателей. В 1106 г. вернулся в Париж. Новый собор в Сансе осудил его. Пьер отправился апеллировать к папе, но умер в пути во время молитвы. ПРИНЦИП: Адекватное понимание догмата делает веру возможной. Нельзя верить в то, что предварительно не было понято. «ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ». Разум независим от теологии. Необходимо пользоваться критическим подходом. Сомневался в доказательстве догматики. Осмеивал веру простых.
УЧЕНИЕ Триединство состоит в том, что Бог есть высшее и совершенное Благо. При этом Бог Дух и Бог Сын – атрибуты значения Бога Отца. Грех – не склонность к дурному, а непротивление ему. Исповедь возможна только с наличием искреннего покаяния человека и личного благочестия священника. КОНЦЕПТУПЛИЗМ Ничто не может находиться в двух местах одновременно Вещь не может быть характеристикой разнообразия вещных субстанций Отчетливое значение достигается с помощью чувственного созерцания Нельзя сказать: «Человек – это Сократ». Единичный термин не может быть в значении универсального. ТРУДЫ 1. «ДА И НЕТ». Собрал 1800 библейских цитат, противоречащих друг другу. Выявил 150 проблем в догматике. Нашел противоположные суждения святых отцов. Не сделал никаких выводов. Только показал, что у Библии есть не состыковки. 2. «ДИАЛЕКТИКА» ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ» К ЭЛАИЗЕ»
СХОЛАСТИКА. ФОМА АКВИНСКИЙ (1224-1274) Схоластика – совокупность философско-богословских течений средневековья, сконцентрированных вокруг университетов. Характерно соединение теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой. Философия рассматривалась как служанка богословия. Изучались 7 свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика; арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Три направления: реализм – исследуется вещь, номинализм – имя, концептуализм – понятие. Развивалась благодаря появлению школ и монашеских орденов. Фома Аквинский Родился в замке неподалеку от города Аквино. Учился в Неаполе. Вошел в Бенидектинский орден. Перешел в Доминиканский. В Парижском университете учился у Альберта Великого. Товарищи прозвали «Немым буйволом». Стал магистром теологии и заведовал кафедрой в университете. Умер по дороги на Лионский собор в возрасте 49 лет. ПРИНЦИП Применяет систему философии Аристотеля к богословию. Обращается к тексту Библии, а так же делает акцент на логику. Перенял аллегорический метод блж. Августина, в том числе квадригу 4 символов С.П. У него главный смысл буквальный. УЧЕНИЕ Теология и философия – некоторые системы знаний, в основе которых лежат первые принципы, а уже из них выходят заключения. Они – самостоятельные науки, так как их принципы не зависят друг от друга. Часть истин божественного Откровения имеет сверхразумный характер. Другие являются рационально постигаемыми. Такое познание является совместной деятельностью чувств и интеллекта. Философия делает положения веры понятными и убедительными. Чистое бесконечное Бытие – Бог. Он есть акт бытия и сообщает бытие сущности каждой вещи. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА (косвенные) 1. От движения. Вещи, которые движутся, стремятся к существованию вечного подвижного Первоначала. 2. От производящей причины. Иерархия действующих причин и Первопричина. 3. От степени совершенства. Существуют степени совершенства и Сущее, Которое есть причина всех ограниченных совершенств. 4. От божественного руководства вещами. Существует целевая причинность и Разум, ответственный за порядок в мире. Бытие сотворенных вещей предполагает наличие Первопричины. Мир – иерархия существ. Вверху пирамиды находится Бог.
ТРУДЫ СУММА ТЕОЛОГИИ СУММА ФИЛОСОФИИ ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Эпоха Ренессанс (14-начало 17 в.) – особый период человечества, характеризуемый интересом к античности, обмирщением сознания, отказом от церковных стандартов, сменой теоцентризма антропоцентризмом. Это время чумы, бурного развития промышленности, торговли, мореплавания и новых географических открытий. Возросла роль секуляризованного умственного труда. Появились независимо мыслящие философы-гуманисты. НИКОЛОЙ КУЗАНСКИЙ Родился в местечке Кузо близ Тренто. Сам немец. Был кардиналом, эрудитом, энциклопедистом и философом. Учился в школе братства общей жизни, которые занимались благотворительностью. После обучения в Нидерландах он стал склоняться к мистицизму. Обучался в университетах Германии и Италии. В 1448 возвели в кардинала. Присутствовал не Фераро-Флорентийском соборе. Вошел в круг папы Пия 2 и имел большое влияние на него и вообще в церковной среде. УЧЕНИЕ Бог – Истина, познаваемая бесконечно. Он есть и максимум, и минимум, присутствует во всем мире, но не находится в конкретных ьворениях. Тайна Троицы: Сила, Разум и Любовь. Вера выше разума. Она есть свет Божественного Разума и Любви. Возрождает учение Эриугены. Выдвигает концепцию Ученого незнания. Некоторые вещи не познаются. Мир создается бесконечно, развёртывается из вечного Бога и сам становится вечным. Идея бесконечности миров. УЧЕНИЕ Платоническая любовь. Отмена схоластики. Нужно античное знание. В философии важна этика. Гуманист. Человек должен уметь играть на музыкальных инструментах и писать стихи. 2 Марсилио Фичино (1433-1499). Родился близ Флоренции. Получил образование во Флоренции, где изучал языки, философию и медицину. Увлекся Платоном. Комментирует тексты философа. Даже обожествлял его. Воссоздает Платоновскую Академию и становится ее директором. Приглашает людей разного положения и возраста. В 1473 г. стал священником. Умер, работая над посланием ап. Павла. УЧЕНИЕ Научная достоверность равна мистическому опыту. Философия есть озарение ума. Ее смысл в приготовлении души и интеллекта к восприятию света божественного Откровения. Душа помогает подняться до Ангелов и Бога. 3 Пико делла Мирандоло (1463-1494). Родился в влиятельной итальянской семье. В Болонском университете изучал каноническое право. В Падуанском университете изучал древние языки, теологию и философию.
Увлекся восточным мировоззрением, мистикой и Каббалой. Пишет «900 тезисов», в которых излагает свободный взгляд на свободу волю, магию и Каббалу. Папа Иннокентий 7 признал работу еретической. Автор бежал от инквизиции и продолжил писать труды в том же духе. Принял монашество в Доминиканском ордене. Умер в результате отравления мышьяком. УЧЕНИЕ Эзотерик и мистик. Но отрицал астрологию. Гуманист. Каббала – прочная основа для всеобщего согласия. Чудеса души больше неба. Откровение вечной истины неизменяемо в основных чертах. «ГЕКТАПЛ» – трактат о 6 днях творения. Мир вечно продолжается Богом. Он творит его по математическим и иным законам. УЧЕНИЕ Сторонник умеренного эпикурейского наслаждения, противник аскетизма («Об истинном и ложном благе»). Ведущий гуманист. Противоестественность монашества («О монашеском обете»). Высмеивает выдумки пап.
Натурфилософия возрождения Крупные головы начали интересоваться натурфилософией. Антропоцентризм ушел на второй план. 1 Джордано Бруно (1548-1600). Родился в семье солдата в местечке Компания. Изучал логику в Неаполе. Учился у Доминиканцев. В 24 года стал священником. По факту таковым не являлся. Путешествует по Европе. Преподает в Северной Италии. Высмеивает собственную мантию доминиканца. Во Франции читает лекции. Переезжает в Венецию. Воинствующий безбожник. Написали донос. В 1592 г. арестовали. 7 лет уговаривали перестать богохульничать. Сожгли на Площади цветов. УЧЕНИЕ Бесконечность миров. Религия разума должна освободить от веры в Бога. Учитесь промышленности и воинскому искусству. Религия любви поддерживается военным строем. Стремление к великой хронической мировой войне. Едкость и колкость. Богохульство. 2 Галилео Галилей (1564–1642). Отец европейской науки. Родился во Флоренции. Учился в Пизе на медицинском факультете. Изучал математику и философию. Написал диалог О 2 главнейших системах мира. Геоцентризм: Земля вокруг Солнца. Идея многообразия миров, которая ставила под сомнение авторитет Церкви. Суд заставил отречься. Вернулся и продолжил занятия наукой. УЧЕНИЕ Есть 2 истины, которые изложены в С.П. и в книге природы. Они не противоречат, а познаются разными способами. Антисхоластик. В Библии главное аллегория. Заложил основы современному естествознанию. Книга природы наполнена языком математики. Число – закон, под который подпадают все тела. Опытом на Пизанской башне показал, что действия Бога познаются в Его законах. Мы приближаемся к Богу посредством науки. УЧЕНИЕ Высмеивает пороки и необразованность духовенства («Аббат и почтенная дама»), окостеневшие религиозные и социальные установления («Похвала глупости»). Отвергает институт монашества («Поклонник и девица»). Хотел согласовать религию со здравым смыслом. Отрицал вечное наказание за грехи. Против насилия и воин ПРИНЦИПЫ
Наука – не цель, а средство. В основе познания лежит эмпиризм и индукция (от частного к общему). Авторитет древности не должен препятствовать развитию науки. Цель философии – познать природу. УЧЕНИЕ Бог – бесконечное, вездесущее, всемогущее, вечно мыслящее Существо. Существование Бога вытекает из идеи о Нем. «Знания – сила». «Я мысль, следовательно, я существую». Существует и душа. Ввел классификацию наук. Человек – царь природы. Пути познания: 1. Паука – увидеть только внутри 2. Муравья – снаружи 3. Пчелы – синтез 2-х путей. УЧЕНИЕ Политическая философия Государство охраняет Власть у народа Три ветви власти Веротерпимость Роль разума каждого человека в отдельности. Зародил принципы демократии.
3 Томас Гоббс (1588-1679). Родился в семье священника. Учился в Оксфорде. Эмигрировал в Париж. Вернулся в Англию. УЧЕНИЕ Основоположник теории общественного договора и государственного суверенитета («Левиафан»). Лучшая форма государственного устройства – абсолютная монархия. Материалист. Бог – Творец мира. Религия выполняет служебную роль как способ контроля народных масс. Человечество – склонная к злу масса. Естественный закон: добиваться мира пока есть возможность достигнуть его. Спиноза (1632-1677). Основоположник эпохи Просвещения. Родился в Голландии в еврейской семье. Евреи жили кагалом и в религиозном вопросе жестко преследовали неугодных сродников. Семья занималась торговлей. Изучал латынь и хотел заниматься наукой и выйти из системы. Стал республиканцем, но община вернула, боясь навлечь беду. Тяготился традициями и отказался от веры предков. Его проклинают. В тиши Амстердама шлифует линзы и пишет работы. Вошел в истории как образ страдальца. Умер в молодом возрасте от чахотки. УЧЕНИЕ Цель философии и жизни достигнуть счастья. Рассуждал в философии на основе геометрических принципов. Пантеист, то есть он отождествлял Бога и природу. Считал, что в творении мира Бог растворился. Бог не вечен и не предвечен. Отвергает свободу воли, принципы совести и Божественного Закона. Человек не может быть или грешным, или добродетельным. Но он должен жить нравственной жизнью. ТРУДЫ ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804). Он из религиозной семьи, всю жизнь несет идеологию Бога. Его мать – что-то вроде наших исихастов, только в лютеранстве. Он закончил «Фридрихс-Коллегиум», престижную гимназию, Кёнигсбергский университет. Основные работы: Всеобщая естественная история и теория неба, Критика чистого разума, Критика практического разума, Критика способности суждения. Следует запомнить термины: Если поступок – средство для достижения субъективной цели, то это гипотетический императив. Категорический императив – всеобщий необходимый моральный закон, и исполнять его должен каждый. Максима – желание. Людвик Фейербах (1804-1872) Философ-материалист, атеист, коммунист. Родился в семье криминолога. Всю жизнь прожил в Германии. Изучал богословие в Хайдельберге. Также учился в Эрлагенском университете, где слушал лекции по естественным наукам. Был профессором, но его удалили из-за атеистических взглядов. Умер в бедности. УЧЕНИЕ «Сущность христианства». Религиозные идеи и ценности имеют не сверхъестественное, а чисто естественное происхождение. Они произошли в результате отчуждения людьми своих собственных свойств и особенностей. Все боги – бессознательное самосознание человека. Необходима новая религия на началах разума и Просвещения. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо — как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений — как на основания науки и философии. Придерживался пантеизма в ранних работах. Основные черты. 1. Полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; 2. Попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; 3. Материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; 4. Большой интерес к социально-политическим вопросам; 5. Убеждение в познаваемости окружающего мира. Фридрих Ницше (1844-1900) Происходил из семьи лютеранского пастора. Отец умер. Мальчику снились кошмары. Был замкнутый. Сверстники обижали. Учился в гимназии Пфорта. Изучал античную философию, читал Байрона, хотел стать музыкантом. Продолжил обучение в Боннском и Лейпцигском университетах. Считал себя философом-одиночкой. Некий демон шепнул ему прочитать Шопенгауэра. 2 недели не мог заснуть. На военной службе пережил клиническую смерть. Поступает в Базельский университет и становиться профессором. Берет отпуск для поправления расшатанного здоровья. Уезжает в деревеньку в 35 выглядит на 90. Носит двойные очки. Врачи лечат от бессонницы наркотическими травами. Поправляется. Путешествует. Пишет работы. Проявляются признаки сумасшествия. Пережил инсульт. Попадает в клинику в Йене, простужается и умирает. УЧЕНИЕ «Рок и история». В мифах есть своя мораль. Высшее понимание истории недоступно людям. Историк – пророк. «Свобода воли и рока». Критика христианского учения о потустороннем мире. Критикует лютеранские догматы. Нравится разрушать религию. Признает относительность всякой морали, духовное и демоническое начала в музыке. Увлекается германо-скандинавским язычеством. Слушает демонов. Пишет: «Безумный человек», провозглашая, что Бог умер «Так говорил Заратустра». Автопортрет. Псевдо-патерик. Человек несет в себе демоническое начало. Мертвы все боги. Их убивает сам человек. Способ преодолеть отсутствие реального Бога – СДЕЛАТЬСЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ. Всегда должно оставаться быдло. Христианство, как мораль слабых, рабов, должно быть отвергнуто. Ненавидит христианскую Европу.
УЧЕНИЕ Центр философии – конкретная личность с ее проблемами страха, смерти, выбора, вины и греховности. Задает острые вопросы мировосприятия и миропонимания. Человек стремится к Богу. Путь к Богу лежит через отчаяние, страдание и самоотрекающееся смирение. Только Бог избавляет от абсолютного отчаяния.
ансельм кентерберийский (1033-1109) Средневековье. Выдающийся западный мыслитель. Радикальный реалист. Родился в Северной Италии. В 15 лет захотел стать монахом. Путешествовал по Европе. В 1060 поселился в Бекском монастыре. В 1093 стал Архиепископом Кентерберийским. Умер в 1109. «Не ищу разуметь, чтобы веровать, но верую, чтобы разуметь» Цель философии верить, чтобы понимать. Смысл познания утверждаться в вере. То, что предлагает вера становиться умопостигаемым. Между слепой верой и видением Бога существует звено – ПОНИМАНИЕ ВЕРЫ. Разум не способен до конца понять Бога, но он может многое обосновать и искать действительные доказательства существования Бога. Принципы Ансельма: 1. Понятие о Боге даруется верой 2. Существование чего-либо в разуме уже означает его истинную реальность 3. Существование в мышлении понятия Бога логически требует того, что Он есть в действительности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.219 (0.073 с.) |