![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системное изучение конкретной ситуации
Метод системного изучения конкретной ситуации определяется нами как метод практической реализации системного подхода к изучению конкретной ситуации, способствующий формированию умений и навыков системного, аналитического, исследовательского и иных способов мышления, навыков и опыта выявления, формулирования, изучения и решения различных (в том числе проблемных) ситуаций. Системные представления о существующих и будущих состояниях различных объектов окружающей действительности, а также всевозможных ситуациях, в том числе проблемных, имеющих непосредственное или опосредованное отношение к изучаемым объектам (а также способных изменить их состояние и поведение) предполагает системное изучение соответствующей информации. Определенную роль в этой связи может играть метод системного структурирования, изучения и свернутого представления информации о рассматриваемом объекте, на основе которого разработан метод системного изучения конкретной ситуации (метод СИКС) [13.8.1; 13.8.2]. Системное изучение конкретной ситуации, также как и метод анализа конкретных ситуаций, может быть отнесен к имитационным методам активного обучения [13.8.3]. В основе имитационных технологий, по мнению Д.В.Чернилевского, лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Анализ конкретной ситуации представляет собой глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты [13.8.4]. Как полагают авторы работы [13.8.5], сущность кейс-метода состоит в том, что учебный материал подается обучающимся в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. В большей степени метод системного изучения конкретной ситуации применим для технического и профессионального образования и подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Высокая эффективность метода выявлена при анализе различных учебных и педагогических ситуаций. Высокий интерес у обучающихся вызывали самостоятельные работы, связанные с изучением и решением различных проблемных ситуаций. В целом метод системного изучения конкретной ситуации показал свою эффективность в проблемном обучении.
На основе различных источников информации обучающиеся анализируют ситуацию, выявляют суть проблемы и предлагают возможные пути ее решения. Имитируя творческую деятельность субъекта обучения, данный метод способствует получению новых знаний, формированию умений и навыков самостоятельного анализа и решения различных проблем, принятия решения и т.д. [13.8.6]. Как показали наши исследования, эффективность кейс-метода существенно повышается в случае его использования на основе предлагаемого метода изучения конкретной ситуации. Общая схема системного изучения конкретной ситуации показана на рис.13.8.1, где: (1) - Цель (цели) системного изучения конкретной ситуации. (2) - Конкретная ситуация, требующая своего изучения. Для использования в учебном процессе создается «банк» учебных, проблемных, педагогических, производственных, управленческих и иных ситуаций; (3) - Виды деятельности и действий, способствующих целостному изучению проблемной ситуации: - анализ ситуации и поведения (действий) людей. Кроме того анализируются: основные понятия, соответствующая область знаний, нормативные правовые акты и т.д.; - возможное моделирование ситуации; - условия существования, функционирования и развития ситуации; - изучение и учет (внешних и внутренних, положительных и отрицательных) влияющих факторов и последствий их воздействия на изучаемую ситуацию; - изучение существующей практики решения подобных ситуаций и практическая деятельность по изучению и решению проблем; - исследование ситуации и иных, связанных с этой ситуацией вопросов и проблем; - выявление, систематизация и поиск решения проблем, вызванных изучаемой ситуацией или связанных с ее изучением; реализацией полученных результатов и т.д.;
- прогноз развития ситуации и последствий; - изучение опыта других по изучению и решению аналогичных ситуаций, формирование собственного опыта системного подхода к изучению конкретной ситуации; аналитической, исследовательской,
Рис.13.8.1 Системное изучение конкретной ситуации (СИКС) практической, прогностической и иной деятельности, обобщения полученных результатов, принятия решений и т.д.; - совершенствование способов, методов, процедур изучения ситуации, поведения людей в рассматриваемых ситуациях и т.д., разработка социальных, управленческих и иных инноваций, связанных с изучением, решением, необходимым и возможным использованием рассматриваемых ситуаций и т.д. В некоторых случаях обучающиеся могут разрабатывать целевые программы реагирования на определенные «отрицательные» ситуации и влияющие факторы, предупреждения и ликвидации последствий их развития и т.д.; - иное. (4) - Обобщение (включая графическое обобщение) результатов системного изучения конкретной ситуации. (5) - Получение, обработка и представление полученных результатов, формулирование выводов и предложений, принятие решения, подготовка рефератов, докладов, отчетов, статей и т.д. Одним из важных результатов изучения конкретной ситуации является конструирование концептуальной модели системы изучаемой ситуации. (6) - Целесообразное использование межпредметных связей, обеспечивающих повышение эффективности и качества процессов изучения конкретной ситуации, перенос полученных актуальных знаний и умений в другие дисциплины, области знания и деятельности и т.д. (7) - Выявление и учет взаимного влияния ситуации и внешней социальной, экономической, экологической, политической и иной среды. (8) - Обратная связь. Рассмотрение конкретной ситуации целесообразно осуществлять с одновременных и необходимым изучением ее «надсистемы» и взаимодействия с иными объектами внешней среды. При изучении состояния ситуации предлагается также учитывать момент и предпосылки ее возникновения. Не менее важным является изучение динамики развития ситуации, прогноза ее дальнейшего функционирования и ожидаемых в этой связи последствий. Метод СИКС способствует формированию и развитию умений и навыков системного мышления и системного подхода к изучению различных, в том числе проблемных, ситуаций.
Краткие выводы
1. Любая конкретная ситуация является специфическим моментом и компонентом какой-то высшей по уровню системы и поэтому должна рассматриваться с учетом ее связей и отношений с подобной «надсистемой». 2. Анализ конкретной ситуации предполагает выделение и изучение ее содержания и всех составляющих ее структуры с последующим определением инвариантных компонентов («ядра»)
ситуации и синтезом выявленной информации. 3. Целесообразное использование предлагаемых в данном пособии приемов и системных методов способствует повышению эффективности изучения различных ситуаций. 4. Необходимым условием реализации технологии системного изучения ситуации является усвоение обучающимися деятельностей, способствующих эффективному и целостному познанию рассматриваемых ситуаций. 5. В рамках метода системного изучения конкретной ситуации может быть использован кейс-метод и иные методы анализа конкретной ситуации. Как показали наши многолетние исследования, предлагаемый метод системного изучения конкретной (в том числе проблемной) ситуации позволяет повысить эффективность кейс-метода, существенно преобразовать существующие принципы его использования в учебном процессе.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Знакомы ли вы с методом анализа конкретных ситуаций? Если «да», то расскажите о его возможностях, с точки зрения решения каких-либо проблемных ситуаций? 2. Назовите любые конкретные ситуации, в изучении которых вы принимали участие. 3. Чем (на ваш взгляд) отличаются метод системного анализа конкретных ситуаций и кейс-метод? 4. Предложите способ реализации предлагаемого метода системного изучения конкретной ситуации с помощью современных информационных технологий.
Рекомендации 1. Предложенный в работе метод системного изучения конкретной ситуации (метод СИКС) может быть использован в процессе проведения лекционных, семинарских, практических, лабораторных и иных занятий. 2. Метод СИКС рекомендуется использовать в сочетании с иными Методами анализа конкретных ситуаций (кейс-метод, метод решения изобретательских задач, «мозговой штурм» и др.). 3. Рекомендуется формирование «банка» ситуаций, а также средств методологического, методического, информационного, программного, технологического и иного обеспечения метода СИКС. 4. При выявлении и изучении ситуации (как явления и как системы) условно принимается момент ее статического состояния с тем, чтобы определить границы, структуру и «ядро» данной ситуации. На следующем этапе изучается функционирование и развитие рассматриваемой ситуации с учетом, например, условий и влияющих факторов.
Литература 13.8.1 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 316 с.
13.8.2 Галиев Т.Т., Ибатуллин С.Р. Подготовка и проведение лекций с анализом конкретных ситуаций. – Джамбыл: Изд-во ДГМСИ, 1991. – 16 с. 13.8.3 Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с. 13.8.4 Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с. 13.8.5 Маркетинг: активные методы обучения: учебное пособие / Т.Н.Парамонова, А.О.Блинов, Е.Н.Шереметьева, Г.В.Погодина. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с. 13.8.6 Матусевич А.П., Коровин С.В. Кейсы и кейс-стади: вопросы методологии. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 80 с.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.200 (0.019 с.) |