Изобразительному и декоративно-прикладному искусству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительному и декоративно-прикладному искусству



 

 

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Составители:

доктор педагогических наук, профессор Л.В.Ершова,

преподаватель Т.Н.Курашова

Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры НДПИ и МП

А.Н. Щирова

 

 

Шуя 2011


1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Цель: теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов к преподавательской деятельности в области изобразительного искусства в образовательных учреждениях.

Задачи:

- дать представление о становлении, формировании и развитии различных теорий художественного образования средствами изобразительного искусства;

- познакомить с нормативными правовыми документами в области художественного образования;

- дать психолого-педагогические и специальные знания в области методики ведения занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе и вне ее;

- познакомить с дидактическими принципами обучения изобразительному искусству и методами и приемами приобщения детей к изобразительному творчеству, передовыми педагогическими технологиями в области основного и дополнительного художественного образования;

- формировать и развивать умения и навыки педагогической деятельности, направленной на организацию и ведение уроков изобразительного и декоративно-прикладного искусства и внеурочных занятий по всем видам пластического искусства;

- развивать умение разрабатывать дидактические пособия для занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством, создать авторский методический фонд кабинета изобразительное искусство;

- познакомить с основными направлениями инновационной работы учителя в области художественного образования детей средствами пластических искусств и национально-региональной художественной культуры;

- сформировать готовность реализовывать на практике требования государственных правовых документов в области художественного образования и технологии обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Дисциплина группы «а».

Для освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству» студенты используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «История изобразительного и декоративно-прикладного искусства», дисциплин по выбору.

Освоение дисциплины «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

(ОК-13) готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

(ОПК-1) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

(ОПК-4) способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

(ПК-1) способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

(ПК-2) готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

(ПК-3) способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

(ПК-4) способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

(ПК- 6) способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

(ПК-8) способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

(ПК-9) способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

(ПК-10) способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;

(ПК-11) способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

(ПК-12) решение задач воспитания средствами учебного предмета;

(СК - 6) готов к осуществлению художественного образования обучающихся, развитию их изобразительного творчества.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные этапы становления художественной профессиональной школы и структуру современной системы непрерывного художественного образования;

- содержание нормативных правовых документов в области художественного образования;

- основные методы обучения рисованию в академической школе и преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе и их развитие в контексте истории изобразительного искусства;

- отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования средствами изобразительного искусства, современные методы обучения изобразительному искусству и развития художественно-творческих способностей учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- содержание преподаваемого предмета;

- новейшие технологии обучения художественной педагогики и уметь анализировать, критически оценивать и использовать передовой педагогический опыт;

уметь:

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

- проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

- разрабатывать дидактические пособия для занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством, создать авторский методический фонд кабинета изобразительное искусство;

- организовывать дополнительное образование для обучающихся;

- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

- реализовывать на практике требования государственных правовых документов в области художественного образования и технологии обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству;

владеть:

- методикой преподавания изобразительного искусства в школе и в условиях дополнительного художественного образования;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- способами проектной, исследовательской и инновационной деятельности в образовании;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

Наименование дисциплины (модуля) или ее раздела, указывается курс, на котором она изучается Проверяемые компетенции Способствует (вместе с другими дисциплинами) формированию и развитию компетенции
Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству 4,5,6,7 семестры ОК -13, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПК-10, ПК-11, СК - 6 ОПК-1, ОПК-4, ПК- 6, ПК-9, ПК-12

4. Структура и содержание дисциплины «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц, 396 часов.

Примерный тематический план

№ п/п Раздел дисциплины, тема Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекционные занятия Семинарские, практические занятия Самостоятельная работа
I. Введение в курс «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству»           12 неделя – коллоквиум № 1 17 неделя – контрольная работа № 1 4 семестр: зачет
1.1. Роль и место изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников.          
1.2. Развитие методики обучения изобразительному искусству в зарубежных странах.          
1.3. Развитие методики обучения изобразительному искусству в России.          
1.4. Нормативные правовые документы в области художественного образования.   4 -7      
II. Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству          
2.1. Структура и содержание типовых программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.   8 – 12      
2.2. Виды учебных занятий и разнообразие художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.   13 14      
2.3. Психологические основы организации занятий изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью со школьниками.   15 - 18      
2.4. Учитель как организатор и руководитель учебно-воспитательного процесса по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.             11 неделя – коллоквиум № 2   18 неделя – просмотр   5 семестр - экзамен
2.5. Система дидактических принципов и методов обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе.   2,3      
2.6. Игровые приемы на уроках по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.   4,5      
2.7. Интеграция искусств на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.   6,7      
2.8. Формы организации занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством.          
2.9. Планирование занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.   9, 11      
2.10. Кабинет изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе. Методический фонд кабинета.   12-13      
2.11. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьни­ков.   14-16      
2.12 Технические и визуальные системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству   17,18      
2.13 Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по памяти.   1 -3       8 неделя – контрольная работа № 2   13 неделя – коллоквиум № 3 6 семестр: курсовая работа, зачет
2.14 Методика организации и проведения уроков тематического рисования.   4 -6      
2.15 Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности.   7,8      
2.16 Методика организации и проведения уроков конструирования.          
2.17 Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству.   10, 11      
2.18 Инновационная работа учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства в области художественного образования. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству.          
2.19 Система эстетического воспитания в образовательном пространстве города, района, региона.          
2.20 Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности детей.          
III. История развития художественного образования             7 неделя – коллоквиум № 4   14 неделя – контрольная работа № 3 7 семестр: экзамен
3.1. Методы обучения рисованию в древних рабовладельческих государствах. Художественное образование в средневековой Европе.          
3.2. Вклад художников эпохи Возрождения в теорию художественного образования.          
3.3. Развитие художественного образования в Европе ХVII – первой половины XIX веках.   3,4      
3.4. Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX - XX вв.   5,6      
3.5. Основные направления в художественном воспитании детей средствами изобразительного искусства в школах Европы ХХ в.          
3.6. Развитие художественного образования в России до середины ХIХ века.          
3.7. Развитие системы художественного образования в России во второй половине ХIХ - начале ХХ века.          
3.8. Становление системы художественного образования в Советской России в 20-30 годы.          
3.9. Развитие системы художественного образования в России 40-70 гг.          
3.10 Альтернативное обучение изобразительному искусству и система художественного образования в конце ХХ в.          
3.11 Российская школа и художествен­ная педагогика в новой социально- экономической ситуации.          
3.12 Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.          
Итого:        

Содержание программы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.214 (0.017 с.)