Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Промышленный транспорт: особенности, сферы деятельности, проблемы
Промышленный транспорт — это совокупность транспортных средств, сооружений и путей промышленных предприятий, предназначенных для обслуживания производственных процессов, перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на территории обслуживаемого предприятия. Промышленный транспорт обслуживает любые отрасли экономики и выполняет технологические перевозки, т.е. перемещение топлива, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в локальных границах предприятий (внутренние технологические перевозки) и ввоз и вывоз грузов на другие виды транспорта (внешние перевозки). Промышленный транспорт является частью инфраструктуры предприятия и обслуживает нужды своего предприятия. Он относится к некоммерческому (ведомственному) транспорту и выполняет перевозки внутри цехов, между цехами, связь цехов и складов, связь с магистральным транспортом при вывозе-завозе сырья и продукции. В состав промышленного транспорта входят все виды транспорта, составляющие транспортную систему, а также специфические виды, но основу составляют железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Специфические виды транспорта играют особую роль. Это, прежде всего, транспорт непрерывного действия — конвейеры, канатно-подвесные и монорельсовые дороги, пневмо- и гидротранспорт. Возможность применения электрической энергии является необходимым условием на локальных территориях для экологической безопасности. В промышленном транспорте с учетом перегрузочных работ занято примерно 12 % численности работников сферы материального производства, причем распределены работники различно по отраслям. Например, доля работников промышленного транспорта в угольной промышленности составляет 40 %, в лесной — 55 %, в металлургической — более 20 %. Объем перевозок грузов промышленного транспорта примерно в 4 раза превышает объем перевозок транспорта общего пользования, но грузооборот в несколько раз меньше, так как среднее расстояние составляет 1... 5 км (перевозки в цехах, между цехами, со склада и на склад). Скорости транспорта обычно не превышают 5... 10 км/ч, конвейера 1...5 м/с, что связано с локальной (замкнутой) и часто небольшой территорией. Себестоимость транспортировки массовых навалочных грузов специальными видами транспорта в 2 — 3 раза ниже, чем у автомобильного транспорта, а производительность в 3 — 5 раз выше.
Топливная эффективность различных видов промышленного транспорта характеризуется удельными затратами энергии, кВт/(т • км), необходимыми для перемещения тонны груза на один километр пробега. В табл. 2.2 приведены данные для объема перевозок в пределах 4 млн т в год и средней дальности от 5 до 25 км. Промышленный транспорт работает в соответствии с правилами и нормами, в которых определены требования к строительству и техническому оснащению подъездных путей и порядок их примыкания к станциям магистрального транспорта. Владельцы подъездного пути и магистрального железнодорожного транспорта заключают также договор, четко регламентирующий взаимоотношения в связи со спецификой технологии работ магистрального транспорта — поездные отправки по расписанию. Особенности видов транспорта, описанные в подразд. 2.2 —2.7, в большей части проявляются при применении их в качестве промышленных. Железнодорожный промышленный транспорт выполняет в три раза больший объем перевозок, чем магистральный и обслуживает, в основном, крупные предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности. Протяженность путей сообщения промышленного железнодорожного транспорта более 95 тыс. км. Отли-
чаются большой криволинейностью участков с малым радиусом кривой (100 м и менее). 60 % подъездных путей имеют длину 1,5... 2,5 км и характеризуются грузонапряженностью от нескольких тысяч до 20 млн т-км/км одного подъездного пути в год. Большая доля работ приходится на открытые разработки в карьерах, шахтах, рудниках, на крутых уклонах при вскрышных работах и т.п. условиях. На заводских территориях используются в основном тепловозы мощностью от 150 до 4 000 л. с., в шахтах и на некоторых открытых разработках горнообогатительных комбинатов (ГОК) используют электровозы мощностью до 2 100 кВт. Для вывоза грузов из карьеров глубиной 500 метров и более созданы специальные электровозы или тяговые агрегаты (локомотив, состоящий из нескольких секций для увеличения тяговых усилий). Существуют гибридные локомотивы и тяговые агрегаты, которые при наличии контактных сетей работают как электровозы, а на других участках — как тепловозы с дизельным двигателем. Парк вагонов подразделяется на грузовые (90 %) и пассажирские для перевозки работников предприятия.
Для перевозки отдельных грузов создан специализированный подвижной состав (примерно 70 % от общего). Так, например, чугуновоз для жидкого металла (грузоподъемность 100...600 т); шлаковоз для расплавленного шлака температуры 1 400... 1 500°; думпкары и вагоны- хопперы (вагоны-самосвалы грузоподъемностью до 200 т) для насыпных грузов; платформы для горячих слитков массой 160 т и негабаритных грузов; цистерны для жидких, вязких, порошкообразных и газообразных грузов (аммиака, хлора, пропана, бутана) и др. Поскольку нагрузка на оси может достигать 230; 300 и даже 400 кН, то применяются сверхмощные рельсы для движения со скоростью 8... 15 км/ч. Для обеспечения безопасности, оперативного руководства движением поездов на территории предприятия и связи с внешними перевозками широко применяют различные виды связи. Автомобильный промышленный транспорт работает в цехах, на открытых горных разработках, является основным в карьерах. Осуществляет короткопробежные перевозки. Представлен в основном самосвалами различной грузоподъемности, в том числе 27; 40; 45; 65; 120; 180 т и более. В промышленном транспорте используют также специализированные автомобили (углевозы, шлаковозы, слябовозы[19], цементовозы, растворовозы и др.) и автомобили специального назначения: автокраны, автопогрузчики, пожарные и др. Благодаря замкнутости территории предприятия возможно применение автомобилей без водителей. Например, на химическом предприятии г. Ульме (ФРГ) идет коммерческая эксплуатация
грузовика, вмещающего 14 европоддонов, движущегося по 200- метровому маршруту и управляемого полностью в автоматическом режиме. Годовая производительность такого автомобиля 120 тыс. т за 10 тыс. ездок. Движение контролируется специальными датчиками, встроенными в дорожное полотно через определенные интервалы (рис. 2.10). Автомобильный транспорт работает с большой нагрузкой. Так, при добыче бриллиантов в кимберлитовых горных породах, содержащих до 8... 10% алмазов, автомобили-самосвалы грузоподъемностью 40 т движутся с интервалом менее минуты. Для обеспечения безопасной организации работы в карьерах широко применяют различные информационные системы со средствами автоматики и телемеханики, позволяющие согласовывать работу самосвалов и экскаваторов. Водные виды промышленного транспорта применяются в производстве, расположенном на берегах озер, рек и морей, чаще всего на бумагоделательных предприятиях, например Балахнинский бумагоделательный комбинат. Воздушный вид промышленного транспорта представлен в основном вертолетами и используется как внешний для доставки грузов на предприятия с конвейерной системой производства. Например, первоначально в системе снабжения автозавода ВАЗ использовались 18 вертолетов для предотвращения случаев сбоя в поставках на конвейер завода, который снабжают 60 предприятий-смежников.
Специфические виды промышленного транспорта — конвейерный, гидро- и пневмотранспорт, канатно-подвесной характеризуются стационарным характером и узкой специализацией по видам грузов, меньшими издержками. Используют для транспортировки сыпучих грузов (эффективной считается перевозка сыпучих грузов на расстояния
до 200 км), добычи нерудных строительных материалов, удаления отходов при горнообогатительных работах, золы и шлака с предприятий теплоэнергетики, перемещения фунта со строительных площадок, в том числе при намыве плотин и перемычек на объектах энергетики. Технические характеристики специфических видов промышленного транспорта приведены в табл. 2.3. Конвейерный транспорт применяют: • для перевозки насыпных грузов (кокса, мела, песка, гипса, глины, фавия, торфа, угля, минеральных удобрений, щебня, щепы и др.) при производстве нерудных строительных материалов (от карьера до завода или обогатительной фабрики или причала); • на металлургических, машиностроительных предприятиях (от фабрики в бункера доменного или сталеплавильного цеха, до ТЭЦ, на обжиг, в отвалы для горелой земли и т.д.); • в тепловых электростанциях (топливо от приемных устройств в бункера мельниц или котельных); гидроэнергостроительстве (от карьеров до мест строительства плотин, дамб и т.п.); • в химической промышленности для технологии производства и вывоза отходов в отвалы; • на открытых горных разработках от мест добычи до склада, мест переработки или вскрышных пород в отвалы и др. Фракции до 400 мм. Часто применяют ленточные конвейеры стационарные или передвижные с резинотканевой, резинотросовой, стальной или специальной лентой, ленточно-канатные, пластинчатые, скребковые, ковшовые, винтовые, подвесные конвейеры для замкнутой трассы и другие типы конвейеров (транспортеров).
Канатно-подвесные дороги используют для транспортировки штучных и тарных грузов (рулоны бумаги, грузы в мешках, бревна и т. п.), а также для насыпных грузов фракций до 150... 200 мм (боксит, гравий, дробленый камень, кокс, сода, руда, уголь и др.) особенно в условиях пересеченной и горной местности. Строятся канатные дороги на опорах. При затруднении использования наземного транспорта в горных условиях могут использоваться переносные канатные дороги. Груз размешается в вагонетках. Достоинства канатных дорог: • малая зависимость от рельефа местности; • большие допустимые уклоны пути и пролеты между опорами, что позволяет прокладывать их по кратчайшему пути и пересекать естественные и искусственные преграды; • малая зависимость от атмосферных условий и полная автоматизация погрузки-выгрузки и транспортировки; • производительность канатной дороги с вагонетками может достигать 450 т/ч. Монорельсовый подвесной транспорт используется для тарных и штучных грузов (грузы в бочках, контейнерах, ящиках, длинномерные, на поддонах и в различной упаковке), а также затаренных сыпучих и жидких грузов для внутри- и межцеховых перевозок. Широко применяется в легкой промышленности, а также для перевозки пассажиров в сети подземных выработок с различными уклонами неограниченной длины. Достоинства монорельсового транспорта — механизация и автоматизация перегрузочных и транспортных работ и исключении отрицательного воздействия на окружающую среду. К недостаткам можно отнести значительные капитальные вложения на строительство эстакады для перемещения транспортного средства. Пневматический транспорт (пневмотранспорт) используется для перемещения насыпных грузов (бытовых отходов, угольной пыли, цемента, гравия, окатышей, щебня, золы, щепы и др.). Применяется эффективно для транспортировки пылевидных, зернистых и мелкокусковых грузов (фракции до 100... 150 мм) на небольшие расстояния (редко до 2 км). Груз перемещается по трубе в струе воздуха, нагнетаемого компрессорами, воздуходувками, вентиляторами или вакуум-насосами. Перемещение груза происходит за счет разности давлений в начале и конце трубопровода. Применяется также пневмоконтейнерный транспорт, в котором по трубе диаметром 200... 1 200 мм движется цилиндрический контейнер-патрон с грузом благодаря нагнетанию воздуха. Контейнеры могут оборудоваться ходовыми колесами. Такие системы расширяют номенклатуру перевозимых грузов. Разновидностью пневмотранспортных устройств являются пневможелоба с перфорированным дном для насыщения воздухом порошкообразных грузов, что ускоряет их продвижение. Достоинства пневмотранспорта состоят в герметичности системы, отсутствии потерь груза и защите его от внешнего воздействия, легкости обслуживания и безопасности для обслуживающего персонала, возможности одновременно с транспортировкой производить такие необходимые технологические процессы, как сушка, охлаждение и др.
К недостаткам можно отнести высокий удельный расход энергии, изнашивание трубопроводов (особенно в местах поворотов), воздействие влажности, налипание, слеживаемость груза. Гидравлический транспорт используется для перемещения насыпных грузов с фракцией до 50... 100 мм (уголь, глина, концентраты, песок и песчано-гравийная смесь, строительные растворы, зола, шлаки и другие отходы, фосфогипс и др.) из шахт, карьеров на перерабатывающие предприятия и обогатительные фабрики, а затем с них на другие предприятия для дальнейшего производства, утилизации, на строительные объекты, в отвал и т.п. С помощью гидротранспорта перемещаются грузы, пребывание которых в воде, как правило, не ухудшает их качеств. Система гидротранспорта состоит из ряда взаимоувязанных сооружений, установок и устройств, с помощью которых осуществляется приемка исходного материала, перекачка по трубам с помощью насосов, а затем обезвоживание материала и передача его получателю. Перекачка груза может осуществляться самотеком при уклонах трубы (лотка), используется в основном как гидросмыв при уборке шлаков, грунта, для закладки выработанного пространства. Гидротранспорт является наиболее распространенным в мире видом транспорта для транспортировки простых сортов угля, руды и других полезных ископаемых. Гидротранспорт может выходить за пределы промышленного при осуществлении непосредственной связи нескольких предприятий. Например, между Норильским горно- обогатительным и Оскольским металлургическим комбинатами осуществляется перевозка рудных концентратов на 40 км, шахта Инская Кемеровской области переправляет кузнецкий уголь на ТЭЦ Новосибирска при расстоянии 260 км, в Западной Сибири перевозка угля осуществляется с 1966 г. по маршруту 10 км с шахты на металлургический завод, в США много лет эксплуатируют углепровод протяженностью 173 км и производительностью 1 млн т в год, в Канаде протяженность углепровода 500 км. Достоинства гидротранспорта: • исключение трудоемких погрузочно-разгрузочных и перегрузочных работ; • отсутствие пыли и другого неблагоприятного воздействия на окружающую среду; • отсутствие потерь груза и др. К недостаткам гидротранспорта, сужающим область его применения, можно отнести: • ограничения по видам груза, необходимость его размельчения и перемешивания с водой (образование пульпы); • опасность замерзания в зимних условиях; • значительный расход воды; • износ оборудования при работе с абразивными материалами; • трудности обезвоживания. Для транспортировки может быть использован лифт. Лифт бывает прерывного и непрерывного действия. Непрерывного действия лифты используют, как правило, в учреждениях. При выборе видов промышленного транспорта и сравнении вариантов следует учитывать транспортные издержки по всему процессу между начально-конечными пунктами. В России и за рубежом широко используется система дистанционного управления подвижным составом промышленного транспорта, особенно железнодорожного, так как он привязан к колее. Такая система работает в автоматическом режиме без водителя. Например, система «Ритм» на Московской и Юго-Восточной дороге при перевозке руды на Новолипецкий металлургический комбинат; обслуживание комбинатом «Экибастузуголь» 15 крупных электростанций по кольцевому маршруту; перевозка угля в США по круговой железной дороге; перевозка руды по 10-километровой трассе в Канаде составом грузоподъемностью 100 т и т.д. Проблемы и тенденции развития промышленного транспорта'. • удовлетворение условий технологического процесса обслуживаемого предприятия и соответствие технического состояния транспорту общего пользования, с которым он взаимодействует; • развитие различных видов транспорта непрерывного действия и широкое внедрение автоматизированных систем. Отрасли промышленного производства постоянно развиваются. Поэтому возможно появление новых проблем и тенденций развития промышленного транспорта.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 6295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.213.196 (0.044 с.) |